3.1 Организация деятельности педагога-психолога ПМПК при работе с участниками ГИА

В процессе проведения психолого-педагогического обследования обучающемуся для заполнения предъявляются опросник и бланк регистрации участника ГИА, а также проводится беседа, результаты которой фиксируются в протоколе психолого-педагогического обследования. В результате всего обследования используется метод наблюдения.

В результате применения этих методов педагог-психолог выявляет и оценивает следующие параметры:

- готовность обучающегося к сотрудничеству;

- коммуникабельность;

- соблюдение границ;

- сложность установления социальных контактов;

- особенности эмоционально-личностной и эмоционально-волевой сферы;

- особенности поведения;

- склонность к аффективным реакциям;

- специфичность ответов и деятельности;

- "застревание" на деталях, на зоне собственных интересов.

Процесс психолого-педагогического обследования необходимо построить так, чтобы обучающийся чувствовал доверительную спокойную обстановку, которая способствовала бы полному "раскрытию" его индивидуальности, имеющихся у него особенностей и возможностей при работе с предлагаемыми заданиями. И в этом основная роль принадлежит педагогу-психологу.

Педагог-психолог знакомит обучающегося и родителей (законных представителей) с процедурой проведения ГИА с созданием (или без создания) условий, снимает тревожное состояние, связанное с предстоящей ГИА, отвечая на интересующие вопросы. Беседуя с будущим участником ГИА, настраивает его на положительный исход предстоящих экзаменов, ориентирует в психологических приемах для снятия напряжения и повышения концентрации в период сдачи экзаменов.

Особая категория обучающихся, обращающихся в ПМПК для получения заключения о создании условий при проведении ГИА, - это обучающиеся с РАС.

Если обучающийся с РАС является инвалидом или обучающимся с ОВЗ, он имеет право на сдачу ГИА в форме ГВЭ, при этом ГВЭ по русскому языку может проводиться для него в форме диктанта. Также обучающимся с РАС с выраженными нарушениями поведения и аффективными реакциями может быть рекомендована организация экзамена в отдельной аудитории и присутствие ассистента (педагога-психолога), который помогает занять обучающемуся с РАС место в аудитории, предотвращает аффективные реакции на новую стрессовую обстановку.