3.3 Организация деятельности учителя-дефектолога ПМПК при работе с участниками ГИА

В результате применения методов психолого-педагогического обследования (беседа, бланк регистрации, опросник, наблюдение) учитель-дефектолог выявляет и оценивает следующие параметры:

- понимание и удержание инструкции;

- запас сведений и представлений о себе и об окружающем;

- критичность к себе и к результатам своей деятельности;

- особенности мыслительной деятельности (абстрактность/конкретность мышления) при восприятии письменного текста;

- особенности моторно-двигательной сферы, зрительно-двигательной координации;

- особенности сенсорной сферы;

- состояние компенсаторных возможностей при нарушениях моторной и/или сенсорной сферы;

- состояние пространственных ориентировок;

- качество и особенности выполнения заданий, особенности деятельности в целом;

- объем и качество корректирующей помощи, необходимой обучающемуся для выполнения заданий.

Одним из наиболее сложных и для учителя-дефектолога, и для всех остальных специалистов ПМПК является обследование обучающихся с выраженным нарушением опорно-двигательного аппарата, в том числе вследствие детского церебрального паралича.

Диагностическое обследование обучающихся с этими нарушениями в условиях ПМПК производится с учетом двигательных и речевых возможностей обучающегося, а также с учетом имеющихся сенсорных нарушений или особенностей.

В процессе обследования важно создать для обучающегося такие специальные условия, которые помогут нивелировать двигательные особенности и максимально оптимизировать сам процесс оценки психофизического развития и возможностей обучающегося.

К подобным условиям следует отнести:

- специальное посадочное место, фиксирующее тело обучающегося, с регулируемой подставкой для ног и столиком (кресло-коляска);

- выполнение письменных заданий (бланк регистрации и опросник) в соответствии с двигательными возможностями обучающегося (руками, ногами, ртом и т.д.);

- помощь взрослого, фиксирующего ручку в руке, за счет чего контролируются мелкие движения, предотвращаются насильственные движения, что особенно важно при гиперкинезах. В этом случае, чтобы исключить оказание помощи ребенку со стороны заинтересованного взрослого, учитель-дефектолог (учитель-логопед) должен сам помочь обучающемуся выполнить задание, таким образом, оценив объем и форму необходимого участия в процессе письма;

- использование компьютера со специальным программным обеспечением, если обучающийся использует его в процессе обучения.

Учитель-дефектолог должен оценить:

- способность к самостоятельному передвижению;

- степень нарушения/сформированности пространственной ориентации;

- сформированность графических навыков;

- особенности/степень нарушения сенсорных функций (зрения, слуха).

При оценке уровня развития графо-моторной деятельности, следует учитывать, что обучающиеся с подобными нарушениями не всегда способны освоить каллиграфическое письмо. Главным критерием становится разборчивость письма. Качество письма каждого обучающегося зависит от двигательных возможностей обучающегося, остроты его зрения, наличия/отсутствия нистагма и т.д.

Если обучающийся, заполняя бланк регистрации и опросник, попадает в разлинованные поля, пишет любым возможным и привычным для него способом, значит он способен выполнять все предлагаемые на экзаменах письменные задания на общих основаниях (ОГЭ/ЕГЭ/ГВЭ).

Если обучающийся с НОДА (инвалид, ОВЗ) владеет навыком разборчивого письма, но не попадает в разлинованные поля (из-за двигательных нарушений или нарушений зрения), то ему может быть предложено сдавать экзамен в форме ГВЭ, где письменные работы выполняются на бланках без строгих требований попадания в разлинованные поля или в устной форме (ПМПК предлагает возможные варианты, но выбор формы экзамена и письменная или устная форма сдачи при ГВЭ остается за обучающимися). Если обучающийся с НОДА является одновременно и слабовидящим, обучался в условиях для слабовидящих (с использованием увеличительных устройств, дополнительного освещения, увеличенного шрифта), то ему могут быть рекомендованы условия при сдаче ГИА как для слабовидящих обучающихся. Если же обучающийся с НОДА не владеет разборчивым почерком и обучается на компьютере, ему можно рекомендовать сдачу экзаменов на компьютере со специализированным программным обеспечением.

При обследовании обучающегося с НОДА в процессе наблюдения следует оценить степень выраженности нарушений пространственной ориентации и восприятия: возможность к самостоятельному передвижению, ориентировке в знакомом и незнакомом пространстве, а также сформированность и доступность навыков самообслуживания. Обучающимся с НОДА - колясочникам, обучающимся, передвигающимся только с поддержкой, во время экзаменов помогают ассистенты - технические помощники.

Учитель-дефектолог совместно с учителем-логопедом оценивает выраженность нарушений речи (разборчивость речи), возможность и целесообразность вербальной формы при сдаче ГИА. В случае, когда речь неразборчива, обучающийся имеет возможность сдачи экзаменов в письменной форме или с использованием компьютера со специализированным программным обеспечением.

Следует отметить, что при сдаче экзамена с помощью компьютера или использованием бланков с увеличенным шрифтом (для обучающихся с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабовидящих) во время экзаменов предоставляется ассистент для оформления регистрационного бланка (для участника ГИА), бланка ответа и переноса информации с распечатанных бланков участника ГИА в стандартные бланки ответов.

Если же обучающийся с НОДА имеет нарушение слуха, использует звукоусиливающую аппаратуру индивидуального пользования и др., ему могут быть рекомендованы и условия для слабослышащих обучающихся при сдаче ГИА.

Таким образом, специалисты ПМПК изучают медицинскую и педагогическую документацию, проводят комплексное обследование обучающегося с целью выявления всех психофизических особенностей и возможностей обучающегося для выбора оптимальных условий при сдаче ГИА.