III. Выявление лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента (выгодоприобретателя)

3.1. Вопрос: Нужно ли выявлять лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента (выгодоприобретателя), в отношении клиентов - юридических лиц, которые не являются ПНФО?

Ответ: Нет. Требование по представлению информации о лицах, прямо или косвенно контролирующих клиента (выгодоприобретателя), распространяется только на клиентов (выгодоприобретателей), которые являются ПНФО (пункты 11 и 46 Положения).

3.2. Вопрос: Каким образом следует отражать в отчетности лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента, если ни одно из физических лиц не обладает прямо или косвенно долей более 25% уставного капитала?

Ответ: Согласно абзацу 7 статьи 142.1 Кодекса под лицом, прямо или косвенно контролирующим клиента, понимается физическое лицо, которое в конечном счете прямо или косвенно (через третьих лиц) владеет (имеет преобладающее участие более 25 процентов в капитале) клиентом либо имеет возможность контролировать действия клиента.

В то же время, понятие "лицо, прямо или косвенно контролирующее клиента (выгодоприобретателя)" должно использоваться в соответствии с рекомендациями ФАТФ. Таким образом, при отсутствии физического лица, осуществляющего управление посредством доли участия в капитале, следует выявить физических лиц (при их наличии), осуществляющих управление юридическим лицом каким-либо иным образом.

На основании рекомендаций ФАТФ <1> к физическим лицам, которые могут осуществлять управление юридическим лицом иными способами, относятся:

- Физическое лицо (лица), осуществляющее управление юридическим лицом иными способами, такими как личные контакты с ответственными людьми, либо с теми, кто участвует в капитале.

- Физическое лицо (лица), осуществляющее управление без права собственности за счет участия в финансировании предприятия; либо по причине наличия тесных семейных отношений; исторически сложившихся или сформировавшихся в результате сотрудничества связей; либо в случае, если компания объявила дефолт по определенным долгам (допустила неисполнение по определенным платежам). Кроме того, факт управления можно предположить даже в тех случаях, когда фактически оно никогда не осуществлялось, а именно в случае использования, получения выгоды или прибыли от активов, которые находятся во владении юридического лица.

Также к физическим лицам, которые могут осуществлять управление за счет позиций, занимаемых в структуре юридического лица, относятся:

- Физическое лицо (лица), ответственное за принятие стратегических решений, которые оказывают решающее влияние на развитие бизнеса или на общее направление развития предприятия.

- Физическое лицо (лица), осуществляющее исполнительный контроль за ежедневной или регулярной деятельностью юридического лица с использованием позиции руководства высшего звена: руководителя предприятия, финансового директора, управляющего или исполнительного директора или президента.

- Физическое лицо (лица), имеющее существенные полномочия при решении финансовых вопросов, связанных с работой юридического лица (включая финансовые организации, которые ведут свои счета от имени юридического лица), и при решении текущих финансовых вопросов юридического лица.

3.3. Вопрос: Каковы особенности выявления лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента (выгодоприобретателя), в трастах и других аналогичных структурах (legal arrangements)?

Ответ: При выявлении лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента (выгодоприобретателя), в отношении трастов или других аналогичных структур ОФР должна руководствоваться в том числе Единым стандартом отчетности (в частности разделом D (6) Секции III) и соответствующими рекомендациям Росфинмониторинга, доведенными информационным письмом Федеральной службы по финансовому мониторингу от 4 декабря 2018 г. N 57 "О методических рекомендациях по установлению сведений о бенефициарных владельцах клиентов".

Таким образом для целей установления лиц, прямо или косвенно контролирующих клиента (выгодоприобретателя), в трастах либо выявления указанных лиц в цепочке владения необходимо выявить учредителей (settlors), попечителей (protectors), доверительных собственников и управляющих, выгодоприобретателей (beneficiaries) или классы выгодоприобретателей и любые другие физические лица, имеющие действительный контроль над трастом.

В случае если учредителем (settlor) траста является юридическое лицо, то ОФР должна также выявить лиц, прямо или косвенно контролирующих такого учредителя траста, и включить о них сведения в отчетность как о лицах, прямо или косвенно контролирующих, клиента - траст. В случае с выгодоприобретателями (beneficiaries) трастов, которые указаны по характеристикам или классам, ОФР необходимо получить достаточную информацию для того, чтобы в случае осуществления соответствующей выплаты или при намерении использовать данными лицами закрепленных за ними прав установить их личность.

В случае со структурами без образования юридического лица, которые не являются трастами, под лицами, прямо или косвенно контролирующими такие структуры, следует понимать соответствующих лиц, которые исполняют такие же или аналогичные функции, как и в случае с трастами. С учетом разнообразия таких структур в отчетность в качестве лиц, прямо или косвенно их контролирующих, необходимо включать сведения о соответствующих лицах, которые исполняют такие же или аналогичные функции, как и в случае с трастами.

3.4. Вопрос: Если у клиента есть выгодоприобретатель, который является ПНФО, нужно ли представлять сведения только о таком выгодоприобретателе и лицах, прямо или косвенно его контролирующих?

Ответ: В этом случае наличия выгодоприобретателя, который является ПНФО, необходимо представлять информацию о таком выгодоприобретателе и о лицах, прямо или косвенно его контролирующих. Представлять информацию непосредственно по самому клиенту в таком случае не требуется (пункт 14 Положения).

3.5. Вопрос: Что понимается под термином "управляется иной ОФР" в определении ПНФО согласно пункту 2 Положения?

Ответ: Учитывая комментарии к Единому стандарту отчетности (в частности к секции 8), термин "управляется иной ОФР" подразумевает ситуацию, при которой одна или несколько ОФР осуществляет инвестирование или торговлю финансовыми активами (самостоятельно или через посредников) от имени управляемой ОФР, а также может на свое усмотрение полностью или частично распоряжаться активами такой управляемой ОФР.

--------------------------------

<1> Руководство ФАТФ - прозрачность и бенефициарная собственность (Рекомендации 24 и 25), 29 Пояснительная записка к Рекомендации 24, раздел 1.