Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

1.2. Описание текущего уровня развития профилактической деятельности Федеральной службы по труду и занятости

1.2. Описание текущего уровня развития профилактической

деятельности Федеральной службы по труду и занятости

Сегодня перед Рострудом стоит задача сделать надзор в сфере труда современным. Он должен соответствовать как основным ожиданиям работника, так и интересам работодателя. Для этого необходима система, при которой законодательные нормы и требования будут предельно понятными и прозрачными для всех сторон трудовых отношений. Должна измениться цель, а значит и методы работы самого инспектора труда. Он должен стать полноценным и востребованным помощником, как для граждан, так и для бизнеса, вооруженным современными эффективными инструментами надзора и контроля.

Одной из важнейших задач государственных инспекторов труда должно стать содействие улучшению условий труда, информационной обеспеченности работников и работодателей, применение "культуры профилактики" на предприятиях.

В рамках организованной Рострудом профилактической работы в 2017 году проведено более 11600 консультаций и мероприятий для подконтрольных субъектов по разъяснению обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в формате семинаров, инструктажей, тематических конференций, "горячих линий".

Также за указанный период территориальными органами Роструда было выдано свыше 2100 предостережений о недопустимости нарушений обязательных требований трудового законодательства.

В 2017 году Рострудом осуществлялся сбор, обобщение и анализ правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев, в том числе в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций, а также оценки информации для обеспечения внесения изменений или признания утратившими силу (отмены):

а) законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в целях выполнения решений Конституционного Суда Российской Федерации и постановлений Европейского Суда по правам человека;

б) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в случаях, предусмотренных федеральными законами;

в) нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов в случаях, предусмотренных актами Президента Российской Федерации;

г) нормативных правовых актов Российской Федерации в случаях, предусмотренных ежегодными посланиями Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, иными программными документами, поручениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, основными направлениями деятельности Правительства Российской Федерации на соответствующий период и программами социально-экономического развития государства;

д) нормативных правовых актов Российской Федерации в целях реализации антикоррупционной политики и устранения коррупциогенных факторов;

е) нормативных правовых актов Российской Федерации в целях устранения противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.

Целями обобщения и анализа правоприменительной практики являются:

- совершенствование правовой системы Российской Федерации в сфере труда и расследования несчастных случаев;

- обеспечение единства практики применения Федеральной службой по труду и занятости и ее территориальными органами в субъектах Российской Федерации федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов субъектов Российской Федерации и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, иных нормативных документов, обязательность применения которых установлена законодательством Российской Федерации <3>;

--------------------------------

<3> Далее - обязательные требования.

- обеспечение доступности сведений о правоприменительной практике Роструда путем их публикации для сведения подконтрольных субъектов;

- снижение количества нарушений обязательных требований и повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей за счет обеспечения информированности подконтрольных субъектов о практике применения обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев;

- повышение уровня защищенности охраняемых законом ценностей в сферах производства или оказания услуг за счет обеспечения соблюдения обязательных требований в сфере труда и расследования несчастных случаев;

- совершенствование нормативных правовых актов для устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций и противоречий между нормативными правовыми актами равной юридической силы.

По итогам анализа подготовлен план мероприятий ("дорожная карта") по актуализации, оптимизации и отмене обязательных требований в сфере охраны труда, который был утвержден протоколом заседания проектного комитета от 5 октября 2017 г. N 69(12).

Вместе с тем была обеспечена подготовка ежеквартальной информации о классификации причин возникновения типовых нарушений обязательных требований трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, также размещенной на официальном сайте Роструда.

Кроме того, в целях профилактики нарушений обязательных требований, а также реализации пункта 1 части 2 статьи 8.2 Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" Рострудом обеспечено размещение на официальных сайтах в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для каждого вида государственного контроля (надзора) перечней нормативных правовых актов или их отдельных частей, содержащих обязательные требования, оценка соблюдения которых является предметом государственного контроля (надзора), а также текстов соответствующих нормативных правовых актов.

В то же время предусмотренные действующим законодательством Российской Федерации полномочия федеральной инспекции труда не являются достаточными, что не позволяет в полной мере реализовать поставленные перед ней задачи и требуют совершенствования механизма осуществления контрольно-надзорных мероприятий и возможности разработки и внедрения дополнительных государственных гарантий.

Начиная с 2017 года ежеквартально проводятся совещания, посвященные итогам проверок. В рамках этой работы обобщаются выявленные нарушения, выявляются нарушения высокой степени опасности и готовятся соответствующие методические рекомендации и разъяснения для бизнеса, об организации работы подконтрольных субъектов, во избежание нарушений в будущем.

В соответствии с планом-графиком проведения публичных обсуждений результатов правоприменительной практики трудового законодательства в 82 государственных инспекциях труда в субъектах Российской Федерации в установленные сроки были проведены все запланированные публичные мероприятия, в которых приняли участие более 14800 человек.

В ходе публичных обсуждений результатов правоприменительной практики трудового законодательства с презентацией докладов по правоприменительной практике заслушаны выступления подконтрольных лиц и представителей общественных объединений предпринимателей, а также даны ответы на 1279 вопросов, полученных из зала и в электронном виде.

При проведении публичных обсуждений и по результатам проведенного анкетирования от представителей предпринимательского сообщества поступило 93 предложения по пересмотру и актуализации обязательных требований и совершенствованию трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Так, например, при проведении публичного обсуждения в Курганской области было предложено внести изменение в статью 142 Трудового кодекса Российской Федерации в части снижения срока задержки выплаты заработной платы, после которого работник имеет право, известив работодателя в письменной форме, приостановить работу на весь период до выплаты задержанной суммы.

Получено предложение о пересмотре и конкретизации в рамках действующего законодательства положений пункта 1.3 постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 года N 298/3-1 "О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе" в части установления 36-часовой рабочей недели для женщин, работающих в сельской местности.

Также в ходе публичного обсуждения в Волгоградской области представителями Следственного управления Следственного комитета России по Волгоградской области было предложено введение единообразия по определению тяжести несчастного случая с определением тяжести телесных повреждений, полученных в результате несчастного случая.

Кроме того, работодателями, принимающими участие в указанных мероприятиях, было предложено разъяснить вопросы о применении Приказа Минздравсоцразвития России от 12 апреля 2011 года N 302н о прохождении обязательных предварительных медицинских осмотров (обследования) при поступлении на работу, а также о применении статьи 103 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с отсутствием в трудовом законодательстве разъяснения по поводу того, относятся ли к понятию смежного режима работы такие режимы работы как два дня работы через два либо сутки работы через трое.

Указанные предложения по пересмотру и актуализации обязательных требований и совершенствованию трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов, содержащих нормы трудового права, были учтены Рострудом в том числе при подготовке доклада с обзором анализа правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности в сфере труда и расследования несчастных случаев в целях выявления и устранения устаревших, дублирующих и избыточных обязательных требований, устранения избыточных контрольно-надзорных функций.

По итогам мероприятий участники заполнили 4134 анкеты, позволяющие оценить эффективность и полезность состоявшихся мероприятий, а также оставить предложения по дальнейшему совершенствованию практики проведения публичных обсуждений.

По результатам проведенного анкетирования участниками публичных слушаний были высказаны 288 предложений по совершенствованию следующих институтов трудового права: проведение медицинских осмотров (психиатрических обследований), организация обучения и инструктажей в области охраны труда и оформление трудовых отношений.

В целях исполнения Плана мероприятий по реализации Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на 2015 - 2020 годы, утвержденного Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 26.10.2015 N 7011п-П12, и обеспечения эффективного информационного взаимодействия федеральной инспекции труда с работниками и работодателями, включающего развитие системы клиентоориентированных интерактивных онлайн-сервисов на информационном портале "Онлайнинспекция.рф" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", Рострудом сформирован и утвержден приказом от 24 марта 2016 года N 83 план соответствующих мероприятий <4>.

--------------------------------

<4> Далее - План.

В соответствии с Планом в 2017 году Рострудом обеспечена реализация следующих основных мероприятий:

- создание сервисов Системы "Памятки для работников и работодателей", "Электронная приемная Роструда", "Досудебное обжалование", "Общественная оценка деятельности федеральной инспекции труда", "Личные кабинеты работников и работодателей", "Банк типовых документов", "Библиотека трудовых ситуаций", а также обновление и расширение функционала мобильного приложения "Я - инспектор" (мобильная версия сервиса "Сообщить о проблеме");

- разработка дополнительных материалов, направленных на обеспечение соблюдения законодательства о труде, для сервисов Системы: "Библиотека трудовых ситуаций" (в 2017 году разработано 50 ситуаций), "Электронный инспектор" (разработано 50 проверочных листов), "Трудовой навигатор" (разработаны 50 маршрутов), "Памятки для работников и работодателей" (разработаны 50 памяток).

- информирование работников и работодателей о ходе развития Системы.

В 2017 году количество посетителей Системы выросло до 3,58 млн. человек, зарегистрировано 25 млн. просмотров страниц.

Самые популярные сервисы: "Сообщить о проблеме", "Дежурный инспектор" и "Электронный инспектор".

1) Сервис "Сообщить о проблеме" - интерактивный сервис Системы обеспечивает авторизованных пользователей возможностью направить обращение в электронной форме в территориальный орган Роструда, отслеживать ход его рассмотрения и получить ответ. Указанный сервис, действовавший в "пилотном" режиме с ноября 2013 года, в 2016 году введен в эксплуатацию. По состоянию на 31 декабря 2017 года в сервис поступило 210,1 тыс. обращений, из них в 2017 году - 47,6 тыс. обращений.