Сведения о зарегистрированных за период с 2015 года по 2017 года декларациях соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда
Сведения о зарегистрированных за период с 2015 года
по 2017 года декларациях соответствия условий труда
государственным нормативным требованиям охраны труда
С ноября 2016 года действует Модуль "Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда", с которым в 2016 году начали работать 20 государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.
Модуль позволяет вести реестр деклараций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также подавать декларации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя.
Государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации регулярно в своей деятельности используют возможности Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда.
Основной задачей в 2017 году была задача осуществления контроля за исполнением изданных Рострудом приказов и поручений.
Так центральным аппаратом Роструда в 2017 году проведено 11 плановых выездных тематических проверок в части надзорно-контрольной деятельности.
Основными нарушениями, характеризующими контрольно-надзорную деятельность государственных инспекций труда, являются следующие:
- ненадлежащее ведение Реестра организаций, имеющих задолженность по заработной плате, и недостаточность применяемых мер по ее погашению;
- поверхностный и формальный подход при проведении проверок по оплате труда;
- установление в предписаниях с требованиями о выплате задолженности по заработной плате, расчету при увольнении необоснованно завышенных сроков; непринятие мер контроля по исполнению предписаний;
- проведение плановых проверок не по всем институтам трудового права; ненадлежащее определение перечня документов, необходимых для достижения целей и задач плановой проверки;
- ненаправление в суды административных дел для принятия решения о дисквалификации должностных лиц, повторно допустивших образование задолженности по заработной плате перед работниками;
- необоснованное освобождение от административной ответственности виновных юридических и должностных лиц при выявлении нарушений законодательства о труде и охране труда;
- нарушения при осуществлении производства по делу об административном правонарушении;
- ненаправление материалов проверки в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 145.1 УК РФ;
- нарушения при проведении расследований несчастных случаев и их квалификации;
- ненадлежащая работа в системах АИС ГИТ, МАИС ГИТ;
- отсутствие регулярной работы с функционалом ФГИС.
Государственный надзор в сфере труда является одной из жизненно необходимых социальных функций государства. Он направлен на защиту прав граждан и, в первую очередь, прав на получение заработной платы и безопасные условия труда.
Основные задачи и подходы к совершенствованию надзора в сфере труда определены Правительством Российской Федерации в принятой в июне 2015 года Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на 2015 - 2020 годы (распоряжение от 5.06.2015 N 1028-р). Среди них:
- обеспечение определенности, прозрачности и открытости федерального надзора в сфере труда;
- формирование и пропаганда системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства;
- создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников;
- внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда;
- развитие потенциала федеральной инспекции труда при осуществлении федерального надзора в сфере труда.
Роструд также включился в проект в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности". Реализуется паспортом реализации проекта "Совершенствование функции государственного надзора в Федеральной службе по труду и занятости в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденным протоколом заседания проектного комитета от 13 января 2018 года N 1.
В феврале 2017 года в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства внесены соответствующие изменения. Теперь надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Его критерии определены Правилами отнесения деятельности работодателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска и определенному классу опасности.
Градация происходит по 5 категориям в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям. К ним относятся жизнь, здоровье и трудовые права граждан.
Поэтому основные критерии риска следующие:
- произошедшие на предприятии несчастные случаи;
- допущенные нарушения трудовых прав, в первую очередь на своевременную выплату заработной платы.
С учетом указанных показателей все работодатели (порядка 7,7 млн.) распределены по 5 группам риска. Деятельность 6 454 работодателей отнесена к категории высокого риска, 3 509 - к категории значительного риска, 22 264 - к категории среднего риска, 1 997 970 - умеренного риска, к категории низкого риска отнесена деятельность 5 744 тыс. работодателей.
В зависимости от присвоенной работодателю категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять от 2 до 6 лет, в том числе:
- для высокого риска - один раз в 2 года;
- для значительного риска - один раз в 3 года;
- для среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;
- для умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;
- низкого риска - проведение плановых проверок не осуществляется.
Эти категории не являются статичными, предусмотрена система их повышения и снижения.
В результате указанных изменений количество подконтрольных субъектов, в отношении которых увеличена периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от их проведения, в процентах составляет 99,9% от общего количества работодателей.
Планируется, что в 2018 году будет внедрена модель управления категориями риска, которая позволит обосновано переводить объекты из категории в категорию.
В связи с этим уже сегодня подготовлен и согласован с органами прокуратуры план проверок на 2018 год с учетом риск-ориентированного подхода.
Разработаны и утверждены приказом Роструда от 10 ноября 2017 года N 655 107 проверочных листов для проведения плановых проверок.
Проверочные листы прошли широкое обсуждение на многих площадках и одобрены предпринимательским сообществом. В данные листы включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства, при этом предмет плановой проверки ограничивается данными перечнями.
Таким образом, в ходе проверки государственный инспектор труда не сможет проигнорировать то или иное нормативное требование, равно как и работодатель, имеющий доступ к данным проверочным листам, сможет предупредить нарушения.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей