Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Сведения о зарегистрированных за период с 2015 года по 2017 года декларациях соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Сведения о зарегистрированных за период с 2015 года

по 2017 года декларациях соответствия условий труда

государственным нормативным требованиям охраны труда

Субъект Российской Федерации

Количество зарегистрированных деклараций соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Численность работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых поданы декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда

Всего по РФ

160 919

4 316 037

Центральный федеральный округ

43 736

1 312 589

Северо-Западный федеральный округ

10 816

239 842

Южный федеральный округ

16 848

354 830

Северо-Кавказский федеральный округ

4 370

50 821

Приволжский федеральный округ

31 444

934 147

Уральский федеральный округ

15 321

487 334

Сибирский федеральный округ

27 003

684 959

Дальневосточный федеральный округ

11 381

251 505

С ноября 2016 года действует Модуль "Декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда", с которым в 2016 году начали работать 20 государственных инспекций труда в субъектах Российской Федерации.

Модуль позволяет вести реестр деклараций в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также подавать декларации в форме электронного документа, подписанного квалифицированной электронной подписью работодателя.

Государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации регулярно в своей деятельности используют возможности Федеральной государственной информационной системы учета результатов проведения специальной оценки условий труда.

Основной задачей в 2017 году была задача осуществления контроля за исполнением изданных Рострудом приказов и поручений.

Так центральным аппаратом Роструда в 2017 году проведено 11 плановых выездных тематических проверок в части надзорно-контрольной деятельности.

Основными нарушениями, характеризующими контрольно-надзорную деятельность государственных инспекций труда, являются следующие:

- ненадлежащее ведение Реестра организаций, имеющих задолженность по заработной плате, и недостаточность применяемых мер по ее погашению;

- поверхностный и формальный подход при проведении проверок по оплате труда;

- установление в предписаниях с требованиями о выплате задолженности по заработной плате, расчету при увольнении необоснованно завышенных сроков; непринятие мер контроля по исполнению предписаний;

- проведение плановых проверок не по всем институтам трудового права; ненадлежащее определение перечня документов, необходимых для достижения целей и задач плановой проверки;

- ненаправление в суды административных дел для принятия решения о дисквалификации должностных лиц, повторно допустивших образование задолженности по заработной плате перед работниками;

- необоснованное освобождение от административной ответственности виновных юридических и должностных лиц при выявлении нарушений законодательства о труде и охране труда;

- нарушения при осуществлении производства по делу об административном правонарушении;

- ненаправление материалов проверки в следственные органы для рассмотрения вопроса о возбуждении уголовного дела по ст. 145.1 УК РФ;

- нарушения при проведении расследований несчастных случаев и их квалификации;

- ненадлежащая работа в системах АИС ГИТ, МАИС ГИТ;

- отсутствие регулярной работы с функционалом ФГИС.

Государственный надзор в сфере труда является одной из жизненно необходимых социальных функций государства. Он направлен на защиту прав граждан и, в первую очередь, прав на получение заработной платы и безопасные условия труда.

Основные задачи и подходы к совершенствованию надзора в сфере труда определены Правительством Российской Федерации в принятой в июне 2015 года Концепции повышения эффективности обеспечения соблюдения трудового законодательства на 2015 - 2020 годы (распоряжение от 5.06.2015 N 1028-р). Среди них:

- обеспечение определенности, прозрачности и открытости федерального надзора в сфере труда;

- формирование и пропаганда системы внутреннего контроля соблюдения работодателями требований трудового законодательства;

- создание условий для развития мотивации работодателей к соблюдению требований трудового законодательства, к улучшению условий труда работников;

- внедрение риск-ориентированных подходов к организации федерального надзора в сфере труда;

- развитие потенциала федеральной инспекции труда при осуществлении федерального надзора в сфере труда.

Роструд также включился в проект в рамках основного направления стратегического развития Российской Федерации "Реформа контрольной и надзорной деятельности". Реализуется паспортом реализации проекта "Совершенствование функции государственного надзора в Федеральной службе по труду и занятости в рамках реализации приоритетной программы "Реформа контрольной и надзорной деятельности", утвержденным протоколом заседания проектного комитета от 13 января 2018 года N 1.

В феврале 2017 года в Положение о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства внесены соответствующие изменения. Теперь надзор осуществляется с применением риск-ориентированного подхода. Его критерии определены Правилами отнесения деятельности работодателей и используемых ими производственных объектов к определенной категории риска и определенному классу опасности.

Градация происходит по 5 категориям в зависимости от показателя потенциального риска причинения вреда охраняемым законом ценностям. К ним относятся жизнь, здоровье и трудовые права граждан.

Поэтому основные критерии риска следующие:

- произошедшие на предприятии несчастные случаи;

- допущенные нарушения трудовых прав, в первую очередь на своевременную выплату заработной платы.

С учетом указанных показателей все работодатели (порядка 7,7 млн.) распределены по 5 группам риска. Деятельность 6 454 работодателей отнесена к категории высокого риска, 3 509 - к категории значительного риска, 22 264 - к категории среднего риска, 1 997 970 - умеренного риска, к категории низкого риска отнесена деятельность 5 744 тыс. работодателей.

В зависимости от присвоенной работодателю категории риска периодичность проведения плановых проверок будет составлять от 2 до 6 лет, в том числе:

- для высокого риска - один раз в 2 года;

- для значительного риска - один раз в 3 года;

- для среднего риска - не чаще чем один раз в 5 лет;

- для умеренного риска - не чаще чем один раз в 6 лет;

- низкого риска - проведение плановых проверок не осуществляется.

Эти категории не являются статичными, предусмотрена система их повышения и снижения.

В результате указанных изменений количество подконтрольных субъектов, в отношении которых увеличена периодичность проведения плановых проверок или которые были освобождены от их проведения, в процентах составляет 99,9% от общего количества работодателей.

Планируется, что в 2018 году будет внедрена модель управления категориями риска, которая позволит обосновано переводить объекты из категории в категорию.

В связи с этим уже сегодня подготовлен и согласован с органами прокуратуры план проверок на 2018 год с учетом риск-ориентированного подхода.

Разработаны и утверждены приказом Роструда от 10 ноября 2017 года N 655 107 проверочных листов для проведения плановых проверок.

Проверочные листы прошли широкое обсуждение на многих площадках и одобрены предпринимательским сообществом. В данные листы включаются перечни вопросов, затрагивающих наиболее значимые обязательные требования трудового законодательства, при этом предмет плановой проверки ограничивается данными перечнями.

Таким образом, в ходе проверки государственный инспектор труда не сможет проигнорировать то или иное нормативное требование, равно как и работодатель, имеющий доступ к данным проверочным листам, сможет предупредить нарушения.