Документ не применяется. Подробнее см. Справку

Организация и проведение пожароопасных работ

547. Пожароопасные работы на судах, поставленных в ремонт, разрешается производить после оформления акта о готовности судна к выполнению таких работ (Приложение N 18).

548. В помещениях судна могут производиться только те пожароопасные работы, проведение которых невозможно вне судна, при наличии наряда-допуска на их производство (Приложение N 6), выданного строителем по заведованию (ответственным от администрации судна) и зарегистрированного в журнале дежурно-вахтенной службы.

549. До начала пожароопасных работ производственные мастера должны быть ознакомлены строителем судна и судовой администрацией с устройством и расположением выходов из помещений и отсеков, а также с системами связи, оповещения и сигнализации на судне (с соответствующей записью в вахтенном журнале).

550. Перед производством пожароопасных работ мастер обязан провести внеочередной инструктаж с рабочими по устройству и расположению выходов из помещений и отсеков, системе связи и оповещения и действиям по пожарной тревоге.

551. На ремонтируемых судах, переданных по акту организации, при проведении пожароопасных работ назначаются от личного состава наблюдающие (вахтенные) и обеспечивающие по пожарной безопасности из числа ДВС, функции которых определяются настоящими правилами, заводской инструкцией (положением) о ДВС и соответствующими нормативными документами Заказчика.

552. На ремонтируемых судах, не переданных по акту организации, с находящимся на них экипажем при проведении пожароопасных работ приказом капитана (командира) назначаются от личного состава вахтенные и обеспечивающие, сдавшие зачеты на знание требований пожарной безопасности и допущенные к обеспечению этих работ.

553. Перед производством огневых работ в машинных, котельных и других помещениях судов, поверхности, ранее соприкасавшиеся с нефтью и нефтепродуктами, необходимо тщательно очистить от остатков горюче-смазочных материалов и насухо протереть. Вся промасленная ветошь, тряпки, другие пропитанные ГСМ вещества должны быть убраны. В соответствии с требованиями пожарной безопасности трюмы, коридоры, льяла и деки должны быть тщательно очищены.

554. До постановки судна в ремонт капитан должен определить объем работ по зачистке и дегазации грузовых танков и топливных цистерн, заполнению топливных цистерн инертными газами или водой и оформить справку-заявку на подготовку емкостей, содержащих нефтепродукты к огневым работам (Приложение N 16).

Грузовые танки и топливные цистерны в зависимости от места проведения огневых работ на судне подразделяются на ремонтируемые, смежные и прочие.

К ремонтируемым относят танки и цистерны, внутри которых или на их наружных поверхностях проводят огневые работы.

К смежным относят танки и цистерны, примыкающие к ремонтируемым и имеющие с ними общую ограничивающую поверхность, а также танки и цистерны, расположенные в радиусе 1 м от места огневых работ.

К прочим относят все остальные танки и цистерны.

555. Пожарную безопасность танков, трубопроводов и коффердамов из-под нефтепродуктов с температурой вспышки ниже 61 °C следует обеспечивать зачисткой и дегазацией.

Пожарная безопасность ремонтируемых топливных цистерн в случае производства огневых работ внутри емкости должна обеспечиваться только зачисткой и дегазацией до санитарных норм.

556. Если внутри ремонтируемых цистерн никаких работ производиться не будет, то пожарная безопасность может быть обеспечена:

- зачисткой и дегазацией до концентрации горючих паров и газов не более 5% от нижнего концентрационного предела распространения пламени;

- заполнением внутреннего объема двуокисью углерода до снижения концентрации кислорода в объеме до 8% и менее;

- заполнением внутреннего объема азотом или дымовыми газами до снижения концентрации кислорода в объеме 6,5% и менее;

- заполнением водой до появления воды в мерительных трубках, при условии, что место огневых работ на 0,8 м ниже уровня воды.

557. Пожарная безопасность смежных цистерн должна обеспечиваться выполнением одного из требований пункта 556 настоящих правил, а прочих емкостей должна обеспечиваться их закрыванием таким образом, чтобы избежать случайного открывания или заполнения ГЖ и ЛВЖ.

558. Пожарная безопасность топливной арматуры и трубопроводов должна обеспечиваться зачисткой с последующей дегазацией или заполнением инертным газом до установленной нормы.

559. Для заполнения топливных цистерн и трубопроводов инертными газами должны применяться специальные станции (устройства, системы), позволяющие подавать требуемое количество инертного газа и оборудованные приборами газового контроля.

Инертный газ, используемый для заполнения топливных цистерн и трубопроводов должен содержать кислорода не более 5% объемных и иметь температуру не более 30 °C.

560. Контроль состояния атмосферы защищенных и дегазированных грузовых танков и топливных цистерн должен осуществляться датчиками-сигнализаторами горючих паров и газов по их концентрации, а в заполненных инертными газами цистернах - по концентрации кислорода; в цистернах наполненных водой - по уровню воды.

561. Факт зачистки и заполнения инертными газами грузовых танков и топливных цистерн должен быть удостоверен заводской (химической) лабораторией в справке-заявке и журнале контроля воздушной среды (Приложения N 16 и N 17). Заполнение топливных цистерн водой удостоверяется судовой администрацией. Ответственность за качество выполнения работ по подготовке грузовых танков и топливных цистерн несут:

- за зачистку и заполнение инертными газами - исполнитель работ (организация);

- за заполнение цистерн водой - судовая администрация.

562. Перед началом огневых работ и в процессе их выполнения на грузовых танках, топливных цистернах необходимо осуществлять контроль их воздушной среды в соответствии с требованиями пункта 560 настоящих правил.

Результаты проверки заносят в журнал контроля воздушной среды (Приложение N 17).

563. В случае увеличения содержания горючих паров и газов в зачищенных танках и топливных цистернах или содержания кислорода в заполненных инертными газами цистернах выше допустимой нормы - огневые работы должны быть немедленно прекращены. Лицо, ответственное за проведение огневых работ, обязано установить причины изменения состава воздушной среды и принять меры к их устранению в соответствии с требованиями пунктов 555 и 556 настоящих правил.

564. Возобновление огневых работ ДОПУСКАЕТСЯ после восстановления требуемого состава газовоздушной смеси, что должно быть подтверждено анализом с записью результатов в журнал (Приложение N 17).

565. Контроль за содержанием паров и газов СЛЕДУЕТ производить:

в заполненных инертными газами ремонтируемых топливных цистернах непрерывно;

в заполненных инертными газами смежных топливных цистернах через каждые три часа;

в зачищенных грузовых танках и в топливных цистернах ежедневно.

Если внутри зачищенных емкостей или на их наружных ограничивающих поверхностях будут проводиться огневые работы, то анализ воздушной среды в ремонтируемых и смежных грузовых танках, топливных цистернах должен осуществляться непосредственно перед началом работ.

566. Контроль воздушной среды в зачищенных и заполненных инертными газами емкостях должен производиться также по требованию лица, ответственного за проведение огневых работ.

567. Концентрацию паров и газов необходимо определять на двух уровнях по высоте емкости: нижнем - 0,3 м от поверхности остатка нефтепродукта или днища; верхнем - 0,3 м от верхней точки объема емкости.

В заполненных инертными газами емкостях места отбора должны находиться в противоположных концах от места ввода инертного газа.

568. Для непрерывного контроля состава газовой среды необходимо использовать штатные автоматические датчики-сигнализаторы горючих газов (газоанализаторы) с записью показаний.

Для периодических измерений допускается использование газоанализаторов, индикаторов и других приборов.

Автоматические датчики-сигнализаторы горючих газов (газоанализаторы) должны быть снабжены устройством звуковой сигнализации, включающейся автоматически при достижении предельно допустимой концентрации анализируемых паров и газов.

569. Производство огневых работ допускается только после тщательной уборки помещений, очистки аппаратуры, при содержании взрывоопасных газов и паров не более 5% от нижнего концентрационного предела распространения пламени, при непрерывной вентиляции и тщательном контроле за состоянием газовоздушной среды экспресс-анализом или, в случае необходимости, постоянным контролем с применением автоматических датчиков-сигнализаторов горючих газов (газоанализаторов).

570. Допускается проведение огневых работ по наружному контуру цистерны (отсека), емкостей с остатками ГЖ и ЛВЖ, заполненных инертными газами, а при вырезке отверстия в контуре цистерны (отсека) следует обеспечить непрерывную подачу инертного газа с непрерывным контролем за составом среды.

571. Одновременное проведение огневых работ внутри емкости и снаружи ее, а также одновременное применение на рабочем месте двух и более видов огневых работ (например, электродуговая сварка и газовая резка) ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

572. При нахождении ремонтируемого судна вне цеха с экипажем на нем о начале (окончании) пожароопасных работ исполнитель обязан сообщить в центральный пост дежурному по судну и приступить к работе только после его Разрешения с регистрацией в вахтенном журнале.

573. После уборки рабочего места исполнитель вместе с вахтенным и обеспечивающим от личного состава должны убедиться в отсутствии признаков загорания. Только после доклада обеспечивающего дежурному по судну и с его Разрешения исполнитель может покинуть рабочее место. Дальнейшие действия личного состава - в соответствии с требованиями Заказчика.

574. Проведение пожароопасных работ в помещениях, где размещены средства регенерации воздуха, а также в смежных с ними помещениях на судне ЗАПРЕЩАЕТСЯ.

575. Порядок оформления нарядов-допусков на проведение работ на ремонтируемых судах с находящимся на них экипажем выполняется в соответствии с требованиями нормативной документации Заказчика.

576. Основанием на выдачу наряда-допуска на производство огневых работ в районах емкостей, содержащих нефтепродукты, служит справка-заявка по форме Приложения N 16.

При сдаче судна в ремонт справка-заявка предъявляется приемочной комиссии и прилагается к Акту приемки судна в ремонт (Приложение N 12).

577. Обеспечение пожарной безопасности при промывке, обезжиривании и чистке оборудования и механизмов в период подготовки и проведении ремонта судна на плаву, в наливном и плавучем доке, а также на твердом основании, оговаривается в технологической, конструкторской и эксплуатационной документации судостроительных (ремонтных) организаций, разработанной и утвержденной в установленном порядке.

578. Горячие поверхности трубопроводов в помещениях с существующей опасностью воспламенения материалов или взрыва газов, паров, жидкостей или пыли должны изолироваться негорючими материалами для снижения температуры поверхности до безопасного значения. Температура поверхности оборудования во время работы не должна достигать предельно допустимой температуры нагрева поверхности, равной 80% минимальной температуры самовоспламенения веществ, находящихся в этих помещениях.

579. До проведения на ремонтируемом судне массовых работ по очистке старой изоляции и лакокрасочных покрытий, строитель судна должен разработать специальные мероприятия, которые должны отражать следующие положения:

- обеспечение постоянной и своевременной уборки демонтированной изоляции и краски с судна на берег в специально отведенные места в течение рабочего дня;

- обеспечение дополнительной вентиляцией на период очистных работ;

- запрещение проведения огневых работ на период очистных работ;

- проведение дополнительного инструктажа лиц, обеспечивающих работы.

Ответственным за выполнение указанных мероприятий является капитан судна (командир корабля).