XV. Транспортирование

1. Транспортные средства должны быть спроектированы и построены с учетом следующего:

стены, полы и потолки должны изготавливаться из подходящего коррозионно-стойкого материала с гладкой невпитывающей поверхностью;

полы должны иметь надлежащие стоки (где это необходимо);

должны иметь оборудование для охлаждения во время транспортирования, предназначенное для поддержания водных животных охлажденными до температуры как можно ближе к 0 °C, а для замороженных водных животных и полученной из них продукции - для поддержания температуры минус 18 °C и ниже (за исключением замороженной в рассоле рыбы, предназначенной для консервирования, которая может перевозиться при минус 9 °C или ниже);

2. Транспортные средства должны обеспечивать:

перевозку живой рыбы и других водных животных при температуре, соответствующей данным биологическим видам;

защиту перевозимой рыбы или других водных животных от заражения, воздействия экстремальных температур, прямых лучей солнца и ветра;

свободный поток охлажденного воздуха вокруг груза при наличии механических средств охлаждения.

Руководства транспортирования (перемещения) относятся к разделам XI - XIV. Они являются этапом технологической блок-схемы. Персонал, который ее реализует, должен обладать специальными навыками. Транспортирование следует рассматривать с той же тщательностью, как и другие этапы технологического процесса. В настоящем разделе приводятся примеры потенциальных опасностей и дефектов, описаны технологические рекомендации, которые могут быть использованы для разработки мер контроля и корректирующих действий.

Особенно важно во всех отношениях транспортирование свежих охлажденных и замороженных водных животных и продукции из них. В ходе транспортирования необходимо принимать меры, чтобы сократить риск повышения температуры продукта и поддерживать ее в установленных пределах. Кроме того, должны применяться соответствующие меры для снижения риска повреждения продукции и ее упаковки.

3. Свежая, охлажденная и замороженная продукция

Потенциальные опасности: нежелательные биохимические процессы (гистамин), рост микроорганизмов, загрязнения.

Потенциальные дефекты: разложение, физическое повреждение, химическое загрязнение (например, топливом).

Технические приемы:

должна осуществляться проверка температуры продукции перед загрузкой;

необходимо избегать ненужного воздействия повышенных температур во время погрузки и выгрузки водных животных и продукции из них;

погрузка должна осуществляться таким образом, чтобы обеспечить хороший поток воздуха между продукцией и стенами, полом и кровельными панелями, рекомендуется использование устройств стабилизации нагрузки;

необходимо обеспечить наблюдение за температурой воздуха внутри грузового отсека при транспортировании, рекомендуется использование записывающего термометра;

во время транспортирования замороженные продукты должны находиться при температуре около минус 18 °C или ниже (допустимы колебания в пределах +/- 3 °C);

свежих (охлажденных) водных животных и продукцию из них следует хранить и транспортировать при температуре как можно ближе к 0 °C.

Свежая целая рыба должна храниться в мелких контейнерах в мелкоизмельченном таящем льду, должен быть обеспечен соответствующий дренаж для того, чтобы обеспечить отсутствие загрязнения водой от тающего льда из одних контейнеров содержимого других контейнеров;

при наличии возможности можно использовать перевозку свежей рыбы в контейнерах с сухими морозильными агентами, а не во льду;

в случае необходимости транспортировки рыбы в ледяной суспензии, охлажденной морской воде охлажденная морская вода или замороженная морская вода (лед) должны использоваться таким образом, чтобы обеспечивать безопасность в ветеринарно-санитарном отношении транспортируемой рыбы;

температура транспортирования охлажденной продукции должна поддерживаться на уровне, заданном технологическим процессом, но в целом не должна превышать 4 °C;

необходимо обеспечить надлежащую защиту водных животных и продукции из них от загрязнений, пыли, воздействия высоких температур и высушивания под воздействием солнца или ветра.

Перед загрузкой необходимо проверить чистоту, пригодность и санитарное состояние транспортного средства. Погрузка и транспортировка должны осуществляться так, чтобы избежать повреждения и загрязнения продукции и обеспечить целостность упаковки.