См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Машиностроительный комплекс

Развитие машиностроительного комплекса (производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования) в 2012 году определялось относительным замедлением посткризисного восстановления производства машиностроительной продукции, обусловленного соответствующим восстановлением инвестиционной активности и потребительского спроса.

В сочетании с возросшей базой 2011 года это привело к росту машиностроительного комплекса в целом в 2012 году на 6,6% (в 2011 году - на 14,5%), что было обеспечено в основном ростом производства определенной группы товаров - легковых автомобилей, железнодорожной техники, продукции оборонно-промышленного комплекса (ОПК). При этом в условиях замедления роста спроса на машиностроительную продукцию в 2012 году относительно уровня 2011 года также отмечается значительное сокращение темпов роста импорта, так, рост физического объема импорта соответствующих товаров составил 9,3% (в 2011 году - 33,5%).

Сохранение тенденций исчерпания факторов посткризисного восстановления, отмеченных в 2012 году, в сочетании с негативными ожиданиями новой волны кризиса (что отрицательно сказалось на потреблении товаров длительного пользования) и близким к насыщению в существующем формате ряда рынков (в частности, рынка легковых автомобилей и подвижного состава) обусловили отрицательную динамику рассматриваемого сектора экономики за семь месяцев 2013 года, вследствие чего в данный период относительно соответствующего периода 2012 года отмечается сокращение объемов производства всех основных групп высокотехнологичных товаров, так, производство машин и оборудования сократилось на 7,1%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 3,8%, транспортных средств и оборудования - на 1,3 процента. Кроме того, указанные негативные тенденции отрицательно сказываются на соответствующих рынках в целом, что привело к стагнации объемов импорта (за первое полугодие 2013 года импорт сократился почти на 0,5% в физическом выражении).

В настоящее время на развитие высокотехнологичных секторов экономики оказывает сдерживающее влияние ряд ограничений, в том числе технологическая отсталость отдельных производств, высокая материало- и энергоемкость производства, низкая производительность труда, недостаток финансовых ресурсов (в том числе на проведение НИОКР, что приводит к сложностям с разработкой новых моделей продукции в сочетании с исчерпанием заделов и возможностей реализации существующих моделей товаров), зависимость от поставок импортных комплектующих, зависимость экспортных поставок вооружений и военной техники от геополитической конъюнктуры.

Таким образом, общесистемным фактором развития машиностроительного комплекса в среднесрочной перспективе (2014 - 2016 годы) является эффективность реализации мероприятий, направленных на снижение негативного влияния указанных ограничений, к которым, в частности, относятся:

повышение конкурентоспособности продукции российского производства за счет развития производственной инфраструктуры, реализации перспективных инвестиционных проектов, создания научно-технического задела (в рамках реализации федеральных целевых программ, программ инновационного развития предприятий, проектов институтов развития и государственных корпораций);

развитие совместного производства конечных продуктов и комплектующих с ведущими зарубежными организациями (в автомобилестроении, транспортном машиностроении, станкостроении и других секторах), в рамках которых важной задачей является обеспечение как можно более глубокой локализации производимой продукции и отказ от реализации проектов, предполагающих "отверточную" сборку устаревших импортных моделей;

реализация Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы и расширение военно-технического сотрудничества.

Данные мероприятия будут реализовываться в том числе при масштабном государственном стимулировании развития машиностроительного комплекса, на обеспечение которого с учетом дополнительных запросов соответствующих федеральных органов исполнительной власти предполагается направить в период 2013 - 2016 гг. за счет средств федерального бюджета более 1 трлн. рублей (без учета расходов на реализацию ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы" и Государственной программы вооружения на период до 2020 года), что составляет почти 4% от общего объема производства машиностроительного комплекса за данный период.