Развитие машиностроительного комплекса (производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств и оборудования) в 2012 году определялось относительным замедлением посткризисного восстановления производства машиностроительной продукции, обусловленного соответствующим восстановлением инвестиционной активности и потребительского спроса.
В сочетании с возросшей базой 2011 года это привело к росту машиностроительного комплекса в целом в 2012 году на 6,6% (в 2011 году - на 14,5%), что было обеспечено в основном ростом производства определенной группы товаров - легковых автомобилей, железнодорожной техники, продукции оборонно-промышленного комплекса (ОПК). При этом в условиях замедления роста спроса на машиностроительную продукцию в 2012 году относительно уровня 2011 года также отмечается значительное сокращение темпов роста импорта, так, рост физического объема импорта соответствующих товаров составил 9,3% (в 2011 году - 33,5%).
Сохранение тенденций исчерпания факторов посткризисного восстановления, отмеченных в 2012 году, в сочетании с негативными ожиданиями новой волны кризиса (что отрицательно сказалось на потреблении товаров длительного пользования) и близким к насыщению в существующем формате ряда рынков (в частности, рынка легковых автомобилей и подвижного состава) обусловили отрицательную динамику рассматриваемого сектора экономики за семь месяцев 2013 года, вследствие чего в данный период относительно соответствующего периода 2012 года отмечается сокращение объемов производства всех основных групп высокотехнологичных товаров, так, производство машин и оборудования сократилось на 7,1%, электрооборудования, электронного и оптического оборудования - на 3,8%, транспортных средств и оборудования - на 1,3 процента. Кроме того, указанные негативные тенденции отрицательно сказываются на соответствующих рынках в целом, что привело к стагнации объемов импорта (за первое полугодие 2013 года импорт сократился почти на 0,5% в физическом выражении).
В настоящее время на развитие высокотехнологичных секторов экономики оказывает сдерживающее влияние ряд ограничений, в том числе технологическая отсталость отдельных производств, высокая материало- и энергоемкость производства, низкая производительность труда, недостаток финансовых ресурсов (в том числе на проведение НИОКР, что приводит к сложностям с разработкой новых моделей продукции в сочетании с исчерпанием заделов и возможностей реализации существующих моделей товаров), зависимость от поставок импортных комплектующих, зависимость экспортных поставок вооружений и военной техники от геополитической конъюнктуры.
Таким образом, общесистемным фактором развития машиностроительного комплекса в среднесрочной перспективе (2014 - 2016 годы) является эффективность реализации мероприятий, направленных на снижение негативного влияния указанных ограничений, к которым, в частности, относятся:
повышение конкурентоспособности продукции российского производства за счет развития производственной инфраструктуры, реализации перспективных инвестиционных проектов, создания научно-технического задела (в рамках реализации федеральных целевых программ, программ инновационного развития предприятий, проектов институтов развития и государственных корпораций);
развитие совместного производства конечных продуктов и комплектующих с ведущими зарубежными организациями (в автомобилестроении, транспортном машиностроении, станкостроении и других секторах), в рамках которых важной задачей является обеспечение как можно более глубокой локализации производимой продукции и отказ от реализации проектов, предполагающих "отверточную" сборку устаревших импортных моделей;
реализация Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы и расширение военно-технического сотрудничества.
Данные мероприятия будут реализовываться в том числе при масштабном государственном стимулировании развития машиностроительного комплекса, на обеспечение которого с учетом дополнительных запросов соответствующих федеральных органов исполнительной власти предполагается направить в период 2013 - 2016 гг. за счет средств федерального бюджета более 1 трлн. рублей (без учета расходов на реализацию ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011 - 2020 годы" и Государственной программы вооружения на период до 2020 года), что составляет почти 4% от общего объема производства машиностроительного комплекса за данный период.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей