См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Энергетическое машиностроение

Производство продукции энергетического машиностроения в 2012 году к уровню 2011 года составило: турбины паровые - 83%, турбины гидравлические - 78,5%, турбины газовые - 76,2% и котлы паровые - 192,9%. Использование среднегодовой производственной мощности в этот период по отчету Росстата по турбинам паровым составило 44,2%, по турбинам гидравлическим - 69,7%, по турбинам газовым - 40,7% и по котлам паровым - 74 процента.

Доля отгрузки паровых котлов и ядерных реакторов (кроме котлов центрального отопления) в 2012 году составила 9,5% в общем объеме отгрузки готовых металлических изделий (код ОКВЭД 28) и доля отгрузки турбин - 14,7% в общем объеме отгрузки механического оборудования (код ОКВЭД 29.1); в 2013 году к уровню 2012 года по турбинам паровым - 132,3%, турбинам гидравлическим - 70,3%, турбинам газовым - 77,1% и котлам паровым - 101,2 процента.

Во второй половине 2012 г. компанией ОАО "Силовые машины" был введен в эксплуатацию первый пусковой комплекс (далее - ППК) нового завода по производству современного энергетического оборудования на площадке под Санкт-Петербургом (площадка "Металлострой"). Производственные мощности ППК позволяют выпускать 4 комплекта турбоагрегатов для АЭС мощностью 1000 МВт и выше как в тихоходном, так и в быстроходном исполнении.

С учетом итогов работы предприятий за январь - июль текущего года уровень производства в 2013 году к уровню 2012 года оценивается: по турбинам паровым - 91,2%, турбинам гидравлическим - 70,3%, турбинам газовым - 73,4% и котлам паровым - 80 процентов.

Основными факторами, ограничивающими развитие отечественного энергомашиностроения, являются:

моральное и технологическое устаревание парка оборудования предприятий и высокая доля импортного основного оборудования (около 80%), используемого для оснащения предприятий;

отсутствие у предприятий возможности финансирования НИОКР за счет собственных ресурсов и низкая энергетическая эффективность существующего отечественного оборудования по сравнению с зарубежными аналогами;

научно-техническая и технологическая зависимость Российской Федерации от поставок импортных технологий и оборудования;

разомкнутость цикла инновационного развития отрасли (включающего научные разработки, опытно-конструкторские работы, опытно-промышленную эксплуатацию, серийное производство и реализацию продукции потребителям с возвратом средств в научные разработки), причем основной причиной этого является резкое сокращение взаимодействия электроэнергетики и энергомашиностроения в части постановки целевых ориентиров развития отрасли, создания нового энергетического оборудования и серийного тиражирования электростанций на его основе, недостаточный уровень государственной поддержки отрасли;

большая номенклатура и, как следствие, малая серийность выпуска, сопровождающаяся высокими удельными затратами на подготовку и производство продукции;

наличие сильных зарубежных конкурентов на рынке, причем оборот каждой из этих компаний на рынке энергооборудования существенно выше объема производства российских компаний;

ограниченные возможности сопряженных секторов экономики (металлургическое производство сталей и сплавов нужных марок и размеров заготовок; большой дефицит производственных мощностей в обеспечении генераторами, потребность в которых при наличии экспорта придется пополнить за счет импорта; в строительном комплексе - недостаток организаций, проектирующих и строящих новые электростанции).

Конкурентными преимуществами энергетического машиностроения являются:

масштабный рост спроса на продукцию энергомашиностроения на отечественном рынке в долгосрочной перспективе вследствие необходимости активного обновления и увеличения производственных мощностей в электроэнергетике;

мощный потенциал роста, связанный с реализацией экспортного потенциала отрасли, так как на мировом рынке ожидается существенный рост потребления электроэнергии и, соответственно, спроса на оборудование для электрогенерации;

заинтересованность государства в развитии отрасли при существенном присутствии отечественного капитала, связанная с вопросами обеспечения энергетической безопасности.

Основой разработки прогноза отрасли на 2014 - 2016 гг. являются намечаемые вводы объектов генерации на территории Российской Федерации в этот период и прогнозируемые объемы поставок оборудования энергетического машиностроения отечественного производства на мировой рынок. Кроме того, учитываются основные положения Стратегии развития энергетического машиностроения на 2010 - 2020 годы и перспективу до 2030 года, утвержденной приказом Минпромторга России от 22 февраля 2011 г. N 206, и утвержденный Правительством Российской Федерации прогноз долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, а также утвержденная Минэнерго России Схема и программа развития Единой энергетической системы России на 2013 - 2019 годы.