См. Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов.

Показатели развития производства машиностроительного комплекса, %

Показатели развития производства машиностроительного

комплекса, %

(в % к предыдущему периоду)

2012 год - отчет

2013 год - оценка

Прогноз

2016 г. к 2012 г., %

2014 год

2015 год

2016 год

Производство машин и оборудования

100,4

95,0

103,8

105,4

104,8

108,9

Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

104,3

96,5

103,6

102,7

103,1

105,9

Производство транспортных средств и оборудования

112,7

100,5

103,6

105,0

104,0

113,7

Экспорт (коды 84 - 90 ТН ВЭД)

98,8

100,9

103,0

104,2

106,3

115,1

Импорт (коды 84 - 90 ТН ВЭД)

109,3

98,0

102,4

103,3

104,4

108,3

Инвестиции в основной капитал

115,0

104,5

108,1

109,5

111,0

137,3

Вместе с тем в среднесрочной перспективе существует ряд рисков, которые могут оказать сдерживающее влияние на развитие высокотехнологичных секторов экономики и с учетом волатильности внутренней и внешней экономической ситуации могут привести к сокращению темпов роста производства в машиностроительном комплексе и увеличению объемов поставок импортной продукции. К основным рискам можно отнести:

отсутствие адекватных инструментов таможенной защиты по ряду высокотехнологичных товарных позиций, а также ограничение возможностей стимулирования спроса, поддержки продаж и локализации производства вследствие вступления Российской Федерации во Всемирную торговую организацию (ВТО);

исчерпание научно-технологических и продуктовых заделов, сформированных в СССР, в сочетании с неготовностью (или неполной готовностью) для выхода на рынок новых продуктов, разработанных российскими компаниями;

относительное насыщение ряда важных рынков, как внутренних (автомобильный и железнодорожный рынки), так и внешних (в части продукции военно-технического сотрудничества);

сокращение финансирования реализации инвестиционных проектов, в том числе вследствие оптимизации расходов федерального бюджета, которое может привести к сокращению объемов инвестиционного спроса на машиностроительную продукцию;

сокращение государственных расходов по реализации Государственной программы вооружения на 2011 - 2020 годы и перенос части закупок на более поздние сроки в сочетании с изменением внешнеполитической ситуации в части военно-технического сотрудничества.

Необходимо отметить, что в среднесрочной перспективе будет наблюдаться увеличение производительности труда во всех секторах машиностроительного комплекса (прирост составляет в зависимости от сектора машиностроения от 30 до 80% в 2016 году по сравнению с уровнем 2011 г.), однако данные тенденции в большинстве случаев не позволяют достичь уровня производственно-технологического развития данных секторов экономики, сопоставимого с иностранными предприятиями (учитывая отставание параметров производительности в настоящее время от 2 до 10 раз), что ограничивает конкурентоспособность российских машиностроителей на мировых рынках.

Вместе с тем относительно устойчивой к рассматриваемым рискам развития машиностроения в 2012 - 2015 гг. (в случае реализации механизмов безусловного финансирования ФЦП "Развитие оборонно-промышленного комплекса на 2007 - 2011 годы" и Государственной программы вооружения на период до 2020 года) представляется динамика развития производства в оборонно-промышленном комплексе, в рамках которого на долгосрочную перспективу определено увеличение объемов закупок вооружения, военной и специальной техники, а также значительный объем государственных капитальных вложений.