V. Методика анализа отдельных положений соглашений о совместной деятельности

V. Методика анализа отдельных положений соглашений

о совместной деятельности

В случае если по результатам анализа, проводимого в соответствии с Разделами III - IV настоящих разъяснений, установлено, что стороны не имеют возможности ограничить конкуренцию либо имеют такую возможность, но не имеют возможности ее устранить и иные условия Раздела IV соблюдаются, то для окончательного вывода о соответствии рассматриваемого соглашения требованиям антимонопольного законодательства необходимо провести дополнительное исследование его отдельных положений в соответствии с методикой, приведенной в данном разделе разъяснений.

Положения рассматриваемого соглашения, предусматривающие отказ сторон от конкуренции, следует признавать соответствующими требованиям антимонопольного законодательства, если они удовлетворяют в совокупности следующим условиям:

1) соответствуют целям совместной деятельности;

2) не распространяются на иные товарные рынки помимо тех, на которых действуют стороны рассматриваемого соглашения в рамках совместной деятельности (т.е. затрагиваемый товарный рынок и смежные с ним рынки);

3) ограничены во времени периодом, необходимым для обеспечения возврата инвестиций сторон соглашения и получения ими прибыли;

4) не предусматривают обмена информацией, который может облегчить поддержание картеля или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий.

Методика детального анализа соглашения на предмет соблюдения данных условий приведена в пунктах 5.1 - 5.4 ниже.

5.1. Положения соглашения, предусматривающие отказ сторон от конкуренции, должны соответствовать целям и природе совместной деятельности.

Положения соглашения, которые приводят или могут привести к ограничению конкуренции, должны соответствовать целям и природе рассматриваемого соглашения, а именно: должны быть связаны с деятельностью СП и иметь своей целью обеспечение эффективного и прибыльного функционирования СП, сохранности и эффективного вложения ресурсов, которые стороны планируют объединить в ходе создания и развития СП, а также окупаемости инвестиций, вложенных сторонами в СП, и получения необходимой прибыли (как предусмотрено в п. 5.3 данного раздела настоящих разъяснений).

Например, если стороны производят некоторый товар в рамках совместной деятельности или его производство осуществляет СП, но при этом реализация данного товара осуществляется каждой из сторон соглашения самостоятельно, то договоренность о совместном установлении цены на товар не может быть признана необходимым и неотъемлемым условием соглашения о совместной деятельности.

5.2. Положения соглашения, предусматривающие отказ сторон от конкуренции, не должны распространяться на иные товарные рынки помимо тех, на которых действуют стороны соглашения в рамках совместной деятельности.

Если рассматриваемым соглашением предусматриваются ограничения на условия обращения товара, которые распространяются на иные товарные рынки, нежели чем Затрагиваемый товарный рынок и смежные с ним рынки, например, на товарные рынки, на которых СП не ведет деятельность, такие ограничения не могут быть признаны соответствующими требованиям антимонопольного законодательства.

Примерами положений, которые распространяются на иные товарные рынки и в связи с этим не признаются допустимыми, являются положения о разделе товарного рынка между сторонами соглашения на всей территории Российской Федерации при условии, что географическими границами Затрагиваемого товарного рынка являются границы определенных регионов; положения о согласовании объемов производства всех товаров, выпускаемых сторонами соглашения, а не только товара, производимого в рамках совместной деятельности, и т.д.

5.3. Положения соглашения, предусматривающие отказ сторон от конкуренции, должны быть ограничены во времени.

Действие положений соглашения, предусматривающих отказ его сторон от конкуренции, в краткосрочном периоде может быть оправдано необходимостью обеспечения возврата осуществленных инвестиций и получения необходимой прибыли. Однако в долгосрочном периоде ограничивающее конкуренцию воздействие уже не оправдывается данным фактором. Поэтому сроки действия положений соглашения о совместной деятельности, предусматривающих отказ его сторон от конкуренции, не должны превышать сроки, необходимые для обеспечения возврата инвестиций, то есть сроки окупаемости инвестиционного проекта и сроки для получения прибыли (в течение 1 - 2 лет после того, как окупаемость инвестиционного проекта достигнута). Соответствующие сроки могут быть определены на основании данных, содержащихся в бизнес-плане.

Как правило, срок окупаемости инвестиционного проекта составляет не более 5 лет. В случае если предусмотренный соглашением о совместной деятельности срок превышает эту величину, для оценки обоснованности сроков обеспечения возврата инвестиций антимонопольному органу целесообразно запросить экономическое обоснование данных сроков у сторон соглашения, а также мнение экспертов или иных участников рынка.

В случае если период действия положений соглашения, предполагающих отказ его сторон от конкуренции, выходит за рамки сроков, необходимых для обеспечения возврата инвестиций и сроков для получения прибыли (в течение 1 - 2 лет после того, как окупаемость инвестиционного проекта достигнута), такие положения не могут быть признаны допустимыми.

В случае если после признания соглашения о совместной деятельности допустимым срок окупаемости инвестиционного проекта возрастет в силу объективных вновь открывшихся обстоятельств, стороны соглашения о совместной деятельности вправе обратиться в антимонопольный орган для согласования продления срока действия положений соглашения, предусматривающих отказ его сторон от конкуренции.

5.4. Соглашение не должно предусматривать обмен информацией между его сторонами, который может облегчить поддержание картеля или осуществление ограничивающих конкуренцию согласованных действий.

Если соглашение о совместной деятельности предусматривает обмен информацией о ценах, издержках, объемах выпуска, загрузке мощностей и т.п., а также о конкурентных стратегиях сторон соглашения при условии, что данная информация не касается предмета совместной деятельности или деятельности СП и не связана с ней, то поддержание данного соглашения может создать условия для успешных скоординированных действий сторон соглашения - конкурентов на рынке.

Обмен информацией о ценах, объемах выпуска, издержках и т.п. признается допустимым при условии, что он относится исключительно к предмету совместной деятельности или деятельности СП (в частности, касается исключительно товара, производимого/реализуемого в рамках совместной деятельности) и является неотъемлемым условием достижения целей совместной деятельности. Обмен же информацией об издержках производства, рентабельности или ценах на иные товары, помимо товаров, выпускаемых в рамках совместной деятельности или СП, может привести к неоправданному ограничению конкуренции и не может быть признан соответствующим требованиям антимонопольного законодательства.

Необходимо учитывать, что риски ограничения конкуренции, связанные с обменом информацией между конкурентами, напрямую зависят от характера такой информации. В частности, обмен данными за прошлые периоды представляет меньшую опасность с точки зрения возможного ограничения конкуренции, нежели обмен текущими данными или данными о значениях показателей, которые планируется достичь.