2. Порядок оформления и предъявления рекламаций и исков

2.1. Рекламированию подлежат корпусные конструкции, установленные на судне, вооружение, механизмы, оборудование, агрегаты, блоки, приборы и другие изделия, в которых до истечения гарантийного срока службы при правильной эксплуатации в соответствии с заводскими описаниями и инструкциями обнаружены:

а) преждевременный износ или поломка деталей, узлов, блоков и агрегатов, а также другие неисправности, выводящие из строя материальную часть судна;

б) отклонение параметров механизмов, систем, вооружения, оборудования и других изделий, установленных на судне, или комплектующих их агрегатов (блоков), за пределы, предусмотренные инструкциями по эксплуатации или техническими условиями, если эти параметры невозможно восстановить регулировкой или выполнением работ, предусмотренных инструкцией по эксплуатации.

2.2. В целях правильного и своевременного оформления рекламаций по выявленным производственным и конструктивным дефектам материальной части судов в период действия гарантийных сроков службы и эксплуатации командиры судов обязаны обеспечить:

- немедленное извещение главных инспекторов таможен (по морской части) и регионального таможенного управления о выявленных дефектах материальной части судна;

- максимальную сохранность условий, при которых были выявлены дефекты материальной части судна, до прибытия на место главного инспектора таможни (по морской части), представителей регионального таможенного управления и представителя поставщика (поставщика комплектующего изделия);

- подготовку всей технической документации дефектной материальной части судна (формуляров, инструкций по эксплуатации, правил и описаний).

2.3. По прибытии на судно главного инспектора таможни (по морской части) и представителя регионального таможенного управления устанавливаются обстоятельства выхода из строя материальной части судна и определяется, по чьей вине вышли из строя механизм, прибор и оборудование, а также не истекли ли гарантийные сроки службы (эксплуатации) на материальную часть.

При обнаружении производственного или конструктивного дефекта на судне в период гарантийного срока на судно, а также дефектов в установленных на судне вооружении, механизмах, оборудовании, приборах и других изделиях, но не свыше гарантийного срока на судно направляется уведомление о вызове (уведомление) по телеграфу (Приложение 1), факсу или по почте (Приложение 2) представителя судостроительного (судоремонтного) завода, производившего строительство (ремонт) данного судна. Порядок направления (передачи) уведомления о вызове определяется получателем, если иное не предусмотрено договором.

Если дефект в вооружении, механизме, оборудовании, приборе и другом изделии обнаружен по истечении гарантийного срока на судно, но в пределах гарантийного срока, установленного техническими условиями на поставку данного изделия, извещение о вызове представителя следует направлять непосредственно изготовителю данного изделия.

Извещение о вызове представителя завода должно быть сделано не позднее чем через 48 часов с момента обнаружения дефекта материальной части судна.

Вызов представителей промышленности для участия в составлении рекламационного акта направляется таможней в адрес директоров соответствующих заводов и в копии - руководителям военных представительств Министерства обороны Российской Федерации на этих заводах (при условии их участия в приемке изделия у поставщика), а также начальнику регионального таможенного управления и начальнику Регионального таможенного управления тылового обеспечения (РТУ ТО).

Поставщик обязан не позднее чем через 3 суток с момента получения уведомления сообщить телеграммой (по факсу) получателю о дате получения уведомления, о времени выезда своего представителя (ремонтной бригады), а также время и способ отправки груза (при необходимости). Поставщик также обязан не позднее чем через 10 дней с момента получения уведомления обеспечить явку своих представителей для участия в проверке качества продукции и составлении рекламационного акта или уполномочить для этого другую компетентную организацию с одновременным извещением этой организации и получателя по телеграфу (по факсу).

Представитель уполномоченной организации должен иметь удостоверение (Приложение 3) своей организации со ссылкой на документ, которым поставщик уполномочил данную организацию участвовать в проверке качества и комплектности изделия, составлении рекламационного акта и устранении дефектов (восстановлении) изделия.

В случае выхода из строя вооружения, механизмов, оборудования, приборов и других изделий на судне по вине личного состава вызов представителя поставщика не производится.

2.4. Для составления рекламационного акта в двустороннем порядке получатель создает комиссию из своих представителей, представителей поставщика изделия.

В случае неявки представителя поставщика в установленный срок получатель образует комиссию, которая составляет односторонний рекламационный акт, являющийся документом, обязательным для обеих сторон.

Во всех случаях председателем комиссии назначается командир судна.

2.5. Комиссия обязана:

- установить обстоятельства, при которых выявлен дефект материальной части судна;

- определить внешнее проявление дефекта и выявить отказавшие комплектующие изделия;

- проверить качество изготовления материальной части;

- проверить выполнение требований эксплуатационной документации при эксплуатации изделия (режим работы, применение ТСМ, своевременность выполнения проверок, регламентных работ и др.), порядок ведения формуляра или паспорта;

- определить возможность восстановления изделия непосредственно у получателя или необходимость проведения этой работы у поставщика;

- составить рекламационный акт (Приложение 4). В акте могут быть указаны дополнительные данные, которые необходимы для подтверждения дефектов (некомплектности) продукции, ее восстановления и удовлетворения рекламации.

О составлении рекламационного акта производится запись в формуляре соответствующего изделия.

2.6. В рекламационном акте, составленном без участия представителя поставщика, должна быть обязательно указана причина составления одностороннего акта. При этом, если представитель поставщика был вызван и не прибыл в установленный срок или в случае отказа поставщика в командировании своего представителя, к акту - рекламации прилагаются заверенные в соответствии с установленным порядком копии уведомления о вызове и отказе поставщика.

2.7. Если выход из строя комплектующего агрегата, блока, прибора, узла или детали не повлек за собой порчи изделия в целом, дефектные агрегаты, блоки, приборы, узлы и детали могут быть заменены запасными без снятия на основном изделии пломб завода - изготовителя, а также если замена не может вызвать спора о причинах появления дефекта, то с согласия поставщика производится замена дефектного блока, агрегата, прибора, узла, составляется акт восстановления и производится запись в формуляр (паспорт).

В этом случае получатель должен обеспечить хранение дефектного агрегата, блока, прибора, узла или детали в условиях, исключающих появление новых дефектов, до прибытия представителя поставщика.

2.8. Рекламационный акт должен быть подписан всеми участниками проверки качества продукции и скреплен печатью получателя. Лицо, не согласное с актом, обязано подписать акт и изложить при этом свое особое мнение. Если кто-либо из участников проверки качества продукции откажется подписать акт даже с особым мнением, это оговаривается в акте, который подписывается остальными участниками проверки качества продукции.

В случае, когда представитель поставщика считает, что дефект вызван нарушением личным составом судна инструкций по техническому обслуживанию и эксплуатации изделия, а не производственными или конструктивными причинами, к рекламационному акту прилагается объяснение остальных членов комиссии особого мнения представителя поставщика и выписка из формуляра или из другого официального документа о выполнявшихся работах по обслуживанию изделия, подтверждающая правильность действия личного состава. Прилагаемая выписка должна быть подписана командиром судна и скреплена печатью получателя.

Особое мнение представителя поставщика (получателя) не является основанием для отказа поставщика (получателя) от выполнения мероприятий утвержденного рекламационного акта по удовлетворению рекламации.

Рекламационный акт должен быть составлен в течение 5 дней после обнаружения дефектов продукции. К этому сроку добавляют время, необходимое для приезда представителя поставщика (подрядчика, поставщика комплектующего изделия).

Если к моменту составления рекламационного акта будут выявлены другие дефекты продукции, кроме указанных в уведомлении, то их указывают в рекламационном акте.

Общий срок составления рекламационного акта не должен превышать 30 дней с момента обнаружения дефектов продукции.

2.9. Разногласия по вопросу о том, являются ли дефекты конструктивными, производственными и по чьей вине они возникли, разрешаются заказчиком, представителем заказчика (если он привлекался при приемке изделия), поставщиком, разработчиком изделия, а при недостижении согласованных решений разногласия передаются в арбитражный суд России.

2.10. В случае необоснованного отказа поставщика от безвозмездного устранения дефектов или нарушения сроков их устранения (восстановления продукции) заказчик имеет право обратиться с иском в арбитражный суд России.

2.11. Непосредственная ответственность за своевременное и правильное оформление рекламационных актов по выявленным производственным и конструктивным дефектам возлагается на начальников таможен, а контроль - на региональное таможенное управление.

2.12. Подписанные и оформленные надлежащим образом рекламационные акты немедленно передаются региональному таможенному управлению.

По одному экземпляру рекламационного акта комиссии региональное таможенное управление обязано в течение трех дней после его составления со своим заключением направить поставщику, военному представителю при поставщике и в РТУ ТО.

Одновременно с направлением поставщику рекламационного акта или отдельно, но не позднее чем через 5 суток с момента составления рекламационного акта региональное таможенное управление должно предъявить претензию (Приложение 5) поставщику, то есть направить ему письмо с требованием о безвозмездном устранении обнаруженного дефекта или о возмещении затрат по восстановлению изделия силами личного состава.

Копии претензионных писем высылаются военному представительству на заводе - поставщике и РТУ ТО для контроля и принятия дальнейших мер по удовлетворению претензии.

2.13. Непосредственная ответственность за правильность и своевременность предъявления претензий по безвозмездному устранению выявленных производственных и конструктивных дефектов на судах возлагается на региональное таможенное управление, а контроль и применение к поставщикам принудительных мер по удовлетворению претензий и исков - на РТУ ТО.

2.14. Рекламационный акт, полученный поставщиком и представителем заказчика при поставщике, должен быть рассмотрен в течение 5 дней со дня его получения для принятия согласованного решения по устранению и предотвращению аналогичных дефектов. О принятом решении поставщик в письменной форме сообщает заказчику и получателю.

2.15. Региональные таможенные управления обязаны вести учет рекламаций по форме Приложения 7.