КонсультантПлюс: примечание.

Вступила в силу 1 февраля 1997 года (см. п. 1 Приказа ГТК РФ от 25.12.1996 N 776).

1. Общие положения

1.1. Рекламация - это претензия получателя поставщику продукции (судно и его комплектующие) на обнаруженное в период действия гарантийных обязательств несоответствие качества и (или) комплектности поставленной продукции (выполненных работ) установленным требованиям, а также требование о восстановлении или замене дефектной продукции (повторном выполнении работ).

Рекламационная работа проводится в целях:

- восстановления качества продукции (выполненных работ), ее комплектности или замены продукции с дефектами на новую (повторное выполнение работ) в установленные сроки;

- выявления и устранения причин возникновения дефектов;

- повышения ответственности поставщиков за качество поставленной продукции, подрядчиков - за качество выполненных ими работ (монтажных, наладочных и др.), получателей - за соблюдение условий транспортирования, эксплуатации (применения) и хранения.

1.2. Предприятия и проектные организации промышленности несут ответственность:

- проектные организации - за качество разрабатываемых ими проектов судов как в отношении конструктивного выполнения, так и в отношении правильности расчетных обоснований; качество проектов должно обеспечивать при постройке, переоборудовании и модернизации судна и при выполнении дополнительных работ, связанных с постройкой, переоборудованием и модернизацией судна, фактическое получение всех тактико - технических элементов, предусмотренных в проекте судна;

- судостроительные и судоремонтные заводы:

а) по строящимся судам - за качественную и комплексную сдачу судна по всем его частям и элементам, соответствие тактико - технических элементов судна утвержденному проекту и правильность применения в конструкциях материалов, правильность разработки технологического процесса и соблюдение его при постройке судна;

б) по переоборудуемым, модернизируемым и ремонтируемым судам - за качество выполненных работ в соответствии с утвержденным проектом переоборудования, модернизации и протоколом согласования объема ремонта судна, а также за соответствие примененных материалов действующим стандартам и техническим условиям, утвержденным в соответствии с установленным порядком.

Указанная ответственность поставщиков (проектных организаций, судостроительных и судоремонтных заводов) наступает с момента сдачи судна Государственному таможенному комитету Российской Федерации (день сдачи судна (работы) определяется датой подписания приемного акта).

1.3. Получатель должен предъявить рекламацию поставщику (подрядчику) при несоответствии качества и комплектности поставленной продукции (выполненных работ), ее тары, упаковки, консервации, маркировки и пломбирования условиям договора, требованиям, изложенным в стандартах, технических условиях. Особых условиях поставки, эксплуатационных и ремонтных документах, а также в сопроводительных документах, удостоверяющих качество и комплектность поставляемой продукции при приемке продукции и подготовке ее к монтажу, в процессе монтажа, наладки, испытаний, эксплуатации (применения), хранения и транспортирования.

1.4. Получатель предъявляет рекламацию поставщику продукции в период действия гарантийных обязательств (под периодом действия гарантийных обязательств понимается время или ресурс, в течение которого заводы - изготовители судов (судоремонтные заводы) или заводы - изготовители изделий, установленных на судне, гарантируют безотказную работу и эксплуатацию судна, а также исправность судовых изделий при условии надлежащей их эксплуатации и хранения в соответствии с техническими условиями, техническими описаниями, оговоренными в формулярах, паспортах и инструкциях по эксплуатации) независимо от того, в какой ее составной части (или комплектующем изделии) или в комплекте ЗИП (запасные части), входящем в состав продукции, обнаружено несоответствие качества и (или) комплектности.

На работы, проводимые подрядчиком самостоятельно или с привлечением субподрядчика по договору, рекламацию предъявляют подрядчику.

Если комплектующее изделие и (или) ЗИП поставляются по отдельному договору, то рекламацию предъявляют соответственно их поставщику.

1.5. При обнаружении на судне дефектов в период гарантийного срока службы судна, а также дефектов в установленных на судне вооружения, системах, механизмах, оборудовании, приборах и других изделиях в период гарантийных сроков на эти изделия, но не свыше гарантийного срока на судно поставщик судна по требованию заказчика (получателя) обязан устранить эти дефекты своими силами и за свой счет в срок, определяемый данной Инструкцией или соглашением сторон.

По истечении гарантийного срока службы судна устранение дефекта в вооружении, системах, механизмах, оборудовании и других изделиях, установленных на судне, на которые предусмотрены гарантийные сроки большей продолжительности, чем общий гарантийный срок службы судна, производится силами завода - изготовителя данной продукции и за его счет в те же сроки.

В случае когда устранение дефектов не требует заводского ремонта и они могут быть устранены получателем на месте, последний с согласия поставщика вправе устранить дефекты своими силами и средствами, но за счет поставщика. В этих случаях поставщик обязан восполнить получателю его детали, приборы, агрегаты и узлы, израсходованные на замену дефектных, в 10-дневный срок со дня получения рекламации (по соглашению сторон могут быть установлены иные сроки отгрузки деталей, приборов, агрегатов и узлов) или возместить все расходы получателя, связанные с устранением дефектов.

Если обнаруженные в продукции дефекты явились результатом ненадлежащей ее эксплуатации или хранения в пределах гарантийного срока, то затраты по восстановлению и ремонту продукции поставщиком осуществляет заказчик (получатель) с одновременным принятием мер по привлечению виновных к ответственности в соответствии с требованиями действующих нормативно - правовых документов ГТК России.

1.6. Вскрытие пломб на судовых изделиях до истечения гарантийного срока службы судна или изделия запрещается.

Вскрытие пломб на судовых изделиях до истечения гарантийных сроков может производиться в присутствии представителя поставщика судна или поставщика комплектующего изделия, уполномоченных производить проверку качества изготовления этого изделия, только при обнаружении дефекта в данном изделии или выходе его из строя. В исключительных случаях, когда для выполнения поставленных перед судном задач необходимо срочное устранение дефекта, что исключает возможность прибытия представителя промышленности в необходимый срок, вскрытие пломб производится только с разрешения начальника морского отдела регионального таможенного управления. При этом необходимо иметь в виду, что в этих случаях заказчик (получатель) теряет право предъявления претензии к поставщику и взыскания с него стоимости восстановления агрегата (прибора), если он не докажет, что выход из строя изделия произошел по вине поставщика.

Решение на вскрытие должно даваться только в необходимых случаях. Факты вскрытия, а также причины и результаты вскрытия оформляются актами и записями в формулярах.

1.7. Во всех случаях предъявления рекламаций на дефектную продукцию порядок и сроки проведения рекламационной работы одинаковы.

1.8. Ответственность за правильность и своевременность предъявления претензий и исков к поставщикам по безвозмездному устранению выявленных на судне конструктивных и производственных дефектов непосредственно несут региональные таможенные управления, в составе которых находятся суда.