8.2. Пиломатериалы в пакетах

8.2.1. Информация о грузе - пиломатериалы хвойных пород по ГОСТ 24454 в виде досок, брусков и брусьев сечением 16 x 75 мм и более, сформированных в транспортные пакеты по ГОСТ 16369 и по ГОСТ 1941:

┌───────────────┬───────────────┬──────────────────┬─────────────┐

│Форма, размеры,│Удельный погру-│ Угол статической │ Коэффициент │

│масса грузового│зочный объем │ устойчивости │проницаемости│

│ места │(УПО), при │ штабеля груза, │ груза, k │

│ │транспортной │ хи, град. │ │

│ │влажности, мю, │ │ │

│ │куб. м/т │ │ │

├───────────────┼───────────────┼──────────────────┼─────────────┤

│Пакет пиломате-│ 2,32 │Продольная укладка│ 0,25 │

│риалов хвойных │ │пакетов: │ │

│пород в форме │ │в 1 ярус - 23°, │ │

│параллелепипеда│ │стопой в 2 яруса -│ │

│шириной 1100 │ │16°, │ │

│мм, высотой │ │стопой в 3 яруса -│ │

│1100 мм, длиной│ │11°. │ │

│1000 - 6500 мм,│ │Поперечная укладка│ │

│массой пакета │ │пакетов: │ │

│540 - 3700 кг │ │в 1 ярус - 26°, │ │

│ │ │стопой в │ │

│ │ │2 - 3 яруса - 22°,│ │

│ │ │стопой в 4 яруса -│ │

│ │ │20°. │ │

│ │ │Продольно-попе- │ │

│ │ │речная укладка па-│ │

│ │ │кетов в три яруса:│ │

│ │ │(нижний и верхний │ │

│ │ │- вдоль, средний -│ │

│ │ │поперек судна) - │ │

│ │ │17° │ │

└───────────────┴───────────────┴──────────────────┴─────────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- количество пакетов и общая плотная кубатура груза;

- фактическая влажность груза (при влажности выше транспортной);

- размеры пакетов с разбивкой на пакеты одной длины и пакеты смежных длин;

- коэффициенты трения пар "груз - груз", "груз - сталь", "груз - древесина" (для груза пакетов, обернутых водозащитными покрытиями);

- УПО груза, порода и плотность древесины, предъявленной к погрузке;

- фитосанитарный сертификат.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.

Приведенные значения углов статической устойчивости штабелей соответствуют пакетам из пиломатериалов самых мелких сечений, как наиболее опасных смещением (рис. 8.2.1) <*>. Углы статической устойчивости пакетов из пиломатериалов крупных сечений существенно возрастают, что может быть принято к учету при выборе схемы укладки и крепления, если подтверждено соответствующим образом оформленной "Информацией о грузе".

--------------------------------

<*> Здесь и далее рисунки не приводятся.

8.2.2. Размещение пакетов (блок-пакетов) в зависимости от размеров и формы трюмов может быть продольным, поперечным и продольно-поперечным.

Пакеты должны укладываться на нижнюю плоскость. Несущая поверхность для пакетов должна быть жесткой и ровной, позволяющей укладывать пакеты плотно по всей их длине.

8.2.3. Для выравнивания поверхностей используются рейки (межъярусные прокладки). Толщина реек для пакетов должна быть 20 - 25 мм, для блок-пакетов - 50 - 75 мм.

8.2.4. Количество межъярусных прокладок зависит от длины пакетов:

- до 3,75 - 2 прокладки;

- 3,75 - 5,5 м - 3 прокладки;

- 5,5 и более - 4 прокладки.

При ровной подстилающей поверхности применение межъярусных прокладок в трюмах не обязательно.

8.2.5. В случае перевозки пакетов (блок-пакетов) в инвентарных стропах огоны стропов при погрузке должны быть зафиксированы наверху пакета таким образом, чтобы была обеспечена возможность применения грузозахватных устройств в порту выгрузки.

8.2.6. Пакеты пилопродукции, независимо от способа размещения, должны укладываться настолько плотно, насколько это возможно.

Зазоры между торцами ПОД (см. Приложение 1) должны быть не более 75 мм (трехкратная величина допустимого отклонения от номинальных размеров пиломатериалов по длине).

Зазоры между блок-пакетами с боков - 75 мм, с торца - 120 мм (на допустимую величину смещения пакетов в блок-пакете).

8.2.7. При продольной укладке в трюмах пакеты размещают параллельно диаметральной плоскости судна от бортов и наибольшей поперечной переборки. Пакеты стыкуют по длине с учетом наилучшего использования длины судна.

8.2.8. На верхней палубе и крышках грузовых люков допускаются как продольная, продольно-поперечная, так и чисто поперечная укладка пакетов. При продольно-поперечном размещении пакетов в один ярус крайние от бортов пакеты укладываются вдоль судна; эти пакеты должны быть ПОД (рис. 8.2.2).

8.2.9. При любом варианте укладки и числе ярусов пакеты верхнего яруса должны укладываться вдоль судна с уступом со стороны борта и перекрывать стыки боков и торцов пакетов нижележащего яруса. Величина уступа должна быть до 0,5 ширины пакета.

8.2.10. При продольно-поперечной укладке первый ярус пакетов на крышках грузовых люков должен размещаться: поперек судна - при четном числе ярусов над ними и вдоль судна - при нечетном. В дальнейшем способ размещения пакетов чередуют (рис. 8.2.3).

8.2.11. Если судно не использует лесную грузовую марку, то способ укладки и крепления, как и сама необходимость крепления, определяются по п. п. 8.1.15 и 8.1.16 с учетом приведенных в п. 8.2.1 значений угла статической устойчивости штабеля для соответствующего варианта размещения груза и района предстоящей перевозки.

Если указанное в п. 8.2.1 или в "Информации о грузе" значение угла статической устойчивости штабеля при расчете критерия несмещаемости по приложению 5 РД 31.11.21.16-96 удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то никаких дополнительных мероприятий по обеспечению несмещаемости груза не требуется.

8.2.12. Если принятое к учету значение угла устойчивости штабеля не удовлетворяет условиям безопасного плавания в предстоящем рейсе, то должны быть установлены найтовы, количество которых определяется схемой их установки и прочностью с учетом требований раздела 4.9 и нижеследующих положений.

8.2.12.1. При числе ярусов на крышках люков более трех рекомендуется заводить дополнительные поперечные, охватывающие только пакеты верхнего яруса найтовы так, чтобы по каждому бортовому пакету проходило не менее одного такого найтова.

Для этого под пакеты верхнего яруса заранее подкладывают сквозные поперечные прокладки и вдоль них укладывают охватывающий найтов. После укладки пакетов верхнего яруса каждый конец охватывающего найтова проводят поверх пакетов верхнего яруса на противоположный борт и там закрепляют (рис. 8.2.4).

Для обжатия каравана в такой найтов должно быть включено по талрепу в каждую ветвь. После обтягивания найтова обе его ветви на поверхности верхнего яруса соединяют вместе не менее чем тремя тросовыми зажимами.

8.2.12.2. Пакеты, размещаемые вдоль борта, должны быть ПОД длиной не менее 3,6 м. При необходимости укрытия каравана защитным тентом крайние у борта пакеты устанавливаются к фальшборту с зазором 30 - 50 мм, что необходимо для беспрепятственной заводки деталей тента до палубы судна.

8.2.13. Укрытие каравана пакетированных пиломатериалов защитным тентом

8.2.13.1. Укрытие каравана пакетированных пиломатериалов защитным тентом производится по требованию грузополучателя, что должно быть отражено в договорных обязательствах сторон, и предназначено для защиты груза от прямого воздействия морской воды и атмосферных осадков с целью сохранения товарного вида и качества палубного груза.

8.2.13.2. В качестве тента должны использоваться материалы, стойкие к воздействию воды, плесени, грибов и нефтепродуктов при различных гидрометеорологических условиях, в том числе и при минусовых температурах.

Рекомендуемые материалы тента: армированный полиэтилен, нейлон с пластиковым покрытием, брезент и т.п.

Кромки тента должны быть завернуты и подшиты. На них должны быть закреплены люверсы.

8.2.13.3. До начала укладки палубного лесного груза необходимо пропустить растительные лини, длиной не менее двух высот каравана, через палубные рымы или обухи для заводки и крепления бортовых полотнищ тента.

Обе ветви этих линей следует закрепить на стензелях или фальшборте таким образом, чтобы их положение не мешало размещению пакетов.

8.2.13.4. Укрытие палубного груза должно выполняться по утвержденной в установленном порядке рабочей технологической документации после окончания формирования каравана.

8.2.13.5. Полотнища тента размещаются поперек судна, причем каждое из них должно полностью укрывать в поперечном направлении боковую или верхнюю поверхность каравана (рис. 8.2.5).

8.2.13.6. Полотнища должны укладываться с таким расчетом, чтобы у верхней бортовой кромки каравана они заходили друг на друга внахлест, обеспечивая укрытие горизонтальной и боковой поверхностей каравана двойным слоем полотнищ тента не менее чем на 1,5 м от кромки с ДП и к палубе.

8.2.13.7. Боковые полотнища заводятся между стензелями, фальшбортом и крайними у борта пакетами с помощью заранее приготовленных растительных линей и через палубные рымы подтягиваются к палубе на расстояние 20 - 30 см; это расстояние необходимо для беспрепятственного стока воды за борт.

8.2.13.8. Боковые полотнища противоположных бортов, выходящие на верх каравана, должны быть стянуты между собой растительными линями через каждые 2,0 м.

8.2.13.9. Укладку полотнищ тента следует осуществлять в направлении с кормы в нос, обеспечивая при этом нахлест боковых полотнищ не менее 1,0 м, а верхних - не менее 0,5 м.

8.2.13.10. Для защиты тента от повреждений найтовами вдоль верхней бортовой кромки каравана на крайние у борта пакеты укладываются доски длиной не менее 3,6 м, толщиной до 50 мм (по две доски на горизонтальную и боковую поверхности), скрепленные между собой металлическими или ткаными лентами.

По каждой из таких досок должно проходить не менее двух найтовов системы крепления палубного груза.

Вместо досок могут быть использованы металлические угольники без шипов либо отрезки резиновых шлангов длиной не менее 3,0 м, надеваемые на стальные найтовы.

8.2.13.11. Для прижатия верхних полотнищ тента к поверхности груза по всей площади должны быть уложены продольные доски толщиной до 50 мм на расстоянии около 0,5 м одна от другой так, чтобы каждая доска была прижата не менее чем двумя поперечными найтовами.

8.2.13.12. Носовая и кормовая части каравана должны быть укрыты особенно тщательно.

В районе палубных рубок должны использоваться штатные полотнища тента, раскроенные и оснащенные с учетом конструктивных особенностей судна.