8.5. Кряжи тропических пород деревьев

8.5.1. Информация о грузе - кряжи (стволы) деревьев тропических пород:

┌─────────────────┬───────────────┬────────────────┬─────────────┐

│ Форма, размеры, │Удельный погру-│Угол статической│ Коэффициент │

│ масса грузового │зочный объем │ устойчивости │проницаемости│

│ места │(УПО), при │ штабеля груза, │ груза, k │

│ │транспортной │ хи, град. │ │

│ │влажности, мю, │ │ │

│ │куб. м/т │ │ │

├─────────────────┼───────────────┼────────────────┼─────────────┤

│Кряжи (стволы) │2,0 - 2,5, │Вдоль судна - │ 0,4 │

│деревьев тропи- │в зависимости │17° │ │

│ческих пород дли-│от плотности │ │ │

│ной от 3,0 до │(породы), влаж-│ │ │

│11,0 м, диаметром│ности древесины│ │ │

│от 300 до 1300 │и качества ук- │ │ │

│мм, массой до │ладки │ │ │

│15000 кг. │ │ │ │

│Плотность древе- │ │ │ │

│сины кряжей от │ │ │ │

│0,38 т/куб. м до │ │ │ │

│1,23 т/куб. м │ │ │ │

│(Приложение 2, │ │ │ │

табл. 5) │ │ │ │

└─────────────────┴───────────────┴────────────────┴─────────────┘

Грузоотправитель должен обеспечить капитана судна, по крайней мере, следующей информацией:

- количество кряжей и общая плотная кубатура груза;

- размеры и масса каждого кряжа;

- УПО груза, плотность и порода древесины, предъявленной к погрузке.

При отличии отдельных данных от указанных в таблице они должны быть уточнены в "Информации о грузе", представляемой грузоотправителем.

Древесина некоторых тропических пород деревьев (например, рамин - белое дерево - семейство волчниковых - Thymlaeaceac), а также гниющие остатки зеленых растений в условиях повышенной влажности и температуры могут уменьшить количество кислорода в закрытом грузовом помещении до опасного для человека предела. Подобные лесоматериалы должны допускаться к погрузке только после очистки от ила и зелени.

Большинство пород деревьев экваториальной Африки подвержено заражению насекомыми. Такой груз должен быть фумигирован до выгрузки из трюмов.

8.5.2. Кряжи укладывают вдоль судна, добиваясь максимального использования вместимости грузовых помещений. В случае необходимости, по договоренности с отправителем, для заполнения пустот допускается распиловка кряжей и/или их погрузка поперек судна при условии, что борт защищен продольно уложенными кряжами.

8.5.3. Погрузку первого яруса кряжей допускается производить только двумя стропами.

8.5.4. В подпалубном пространстве между балками набора и кряжами должен оставляться зазор высотой до 2/3 диаметра кряжа, замыкающего свободное пространство со стороны диаметральной плоскости судна (рис. 8.5.1).

В качестве замыкающих необходимо подбирать кряжи наибольшего диаметра из имеющихся в наличии. Пространство в пределах люка должно быть заполнено плотно уложенными кряжами.

8.5.5. Перед погрузкой кряжей на верхнюю палубу и крышки люков в плоскости элементов поперечного набора, в том числе на поперечные комингсы люков, укладывают поперечные деревянные прокладки толщиной не менее 100 мм. Места установки прокладок должны быть заранее отмаркированы, а расстояние между прокладками должно быть 1,5 - 2,0 м.

8.5.6. Максимальная высота H штабеля кряжей над крышками грузовых люков не должна превышать определенной по формуле:

H = q / гамма, (8.5)

где:

q - допустимая удельная нагрузка на крышки грузовых люков (тс/кв. м);

гамма - плотность древесины согласно спецификации (т/куб. м), уменьшенная на 20%, если погрузка производится с берега, и на 10% - если с воды.

8.5.7. При размещении между фальшбортом и продольным комингсом люка кряжи подбирают так, чтобы верхние из них выступали над поверхностью крышки грузового люка не менее чем на 0,3 м, создавая тем самым упор для первого яруса кряжей, укладываемых на крышку.

Первый ярус на крышках грузовых люков должен состоять из кряжей меньшего (по возможности не более 0,8 м) диаметра и прямоствольных. Торцы крайних кряжей должны находиться над поперечными комингсами грузового люка или выступать за их пределы в нос (корму) не более чем на 1,0 м. Под кряжи, выступающие более чем на 1 м за поперечные комингсы грузовых люков, необходимо выстраивать мостки, воспринимающие давление груза.

8.5.8. При наличии зазоров между поперечными прокладками, предусмотренными п. 8.5.5 и уложенными на них кряжами, эти зазоры необходимо устранить с помощью прокладок или клиньев.

Для исключения возможности перекатывания кряжей первого яруса при бортовой качке необходимо использовать естественную форму кряжей, укладывая их наиболее плоской стороной вниз или подбивая под кряжи нижнего яруса клинья, закрепляемые гвоздями или строительными скобами к поперечным прокладкам. Размер клина: ширина - не менее 150 мм; длина - 300 мм и высота - около 1/8 диаметра кряжа.

8.5.9. Если в процессе укладки кряжей первого яруса не удается обеспечить равномерное распределение нагрузки на крышку грузового люка, то максимально допустимую высоту штабеля, определенную по п. 8.5.6 настоящих Правил, необходимо уменьшить вдвое.

8.5.10. Поперечное сечение штабеля кряжей на открытой палубе должно приближаться к форме трапеции. В боковые наклонные стороны трапеции следует укладывать кряжи возможно большего диаметра, во всяком случае не меньше 0,8 м. При перевозке и использованием стензелей верхняя поверхность штабеля в поперечном сечении должна иметь слегка выпуклую форму.

8.5.11. По окончании погрузки штабели кряжей должны быть закреплены поперечными найтовами (рис. 8.5.2.), отвечающими требованиям п. 4.9 настоящих Правил. Количество этих найтовов для крепления отдельного штабеля определяется как частное от деления 0,3 массы штабеля кряжей на разрывное усилие используемых найтовов. Однако в любом случае расстояние между основными поперечными найтовами не должно превышать 3,0 м.

8.5.12. Перед переходом между промежуточными портами погрузки (выгрузки) с неполными трюмами груз кряжей должен быть закреплен с учетом гидрометеоусловий на трассе перехода.