Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

IV. Калькулирование себестоимости продукции

Калькулирование себестоимости продукции - это процесс определения объема и структуры удельных операционных затрат на производство и реализацию отдельных ее видов.

Процесс калькулирования себестоимости продукции состоит из следующих основных этапов:

1. Выбор объектов калькулирования;

2. Определение полноты калькулирования себестоимости продукции;

3. Формирование системы учета, обеспечивающего калькулирование себестоимости продукции;

4. Распределение затрат по производству и реализации продукции на прямые и косвенные;

5. Отчисление прямых затрат на конкретные виды продукции;

6. Распределение косвенных затрат по конкретным видам продукции;

7. Определение суммы полной себестоимости продукции.

1. Выбор объектов калькулирования.

Объектами калькулирования являются произведенные предприятием изделия, осуществленные работы, оказанные услуги. Степень детализации объектов калькулирования определяется самим предприятием.

2. Определение полноты калькулирования себестоимости продукции.

Различают калькулирование частичной или полной себестоимости продукции. Формами частичного калькулирования могут быть:

- калькулирование производственной себестоимости продукции (которое характеризует определение затрат лишь на ее производство);

- калькулирование маржинальной себестоимости продукции (которое характеризует определение лишь переменных затрат в разрезе отдельных видов продукции для внесения суммы маржинальной прибыли по ним).

Полная себестоимость продукции отражает все виды затрат, связанных с ее производством и реализацией.

3. Формирование системы учета, обеспечивающего калькулирование себестоимости продукции.

Управленческий учет затрат, позволяющий осуществить процесс калькулирования себестоимости продукции, должен строиться в разрезе объектов калькулирования и быть подчинен конкретной системе осуществления этого процесса. Вместе с тем, независимо от объекта и используемой системы калькулирования себестоимости продукции (эти системы подробно рассматриваются далее), управленческий учет должен включать:

а) систему учета затрат на производство продукции в разрезе отдельных их статей;

б) систему учета выпуска готовой продукции в натуральных единицах измерения;

в) систему учета затрат на реализацию готовой продукции в разрезе отдельных их статей;

г) систему учета продажи готовой продукции в стоимостных и натуральных единицах измерения;

е) систему организации документооборота, обеспечивающую своевременное и корректное отражение учитываемых показателей.

4. Распределение затрат по производству и реализации продукции на прямые и косвенные.

Прямые операционные затраты, группируемые в процессе калькулирования себестоимости продукции, включают следующие их виды:

- сырье, материалы, покупные комплектующие изделия и полуфабрикаты;

- топливо и энергия, использованные на технологические цели;

- заработная плата рабочих, занятых в производстве соответствующих видов продукции;

- отчисление на социальные нужды по установленным ставкам от суммы заработной платы рабочих, занятых в производстве соответствующих видов продукции;

- расходы, связанные с подготовкой и освоением конкретных видов продукции;

- другие прямые расходы.

Косвенные затраты в процессе калькулирования себестоимости продукции подразделяются обычно на две основные группы:

- общепроизводственные;

- общехозяйственные.

Состав этих затрат рассмотрен ранее в разделе III данных Рекомендаций.

5. Отнесение прямых затрат на конкретные виды продукции.

В процессе этого этапа общая сумма прямых затрат предприятия должна быть полностью распределена по видам производимой им продукции.

6. Распределение косвенных затрат по конкретным видам продукции.

Распределение косвенных затрат по конкретным видам продукции связано с определением базы распределения.

Обычно применяются следующие варианты базы распределения косвенных затрат:

- количество производимой (реализованной) продукции;

- сумма материальных затрат (сырья, материалов, полуфабрикатов) на выпуск (реализацию) отдельных видов продукции;

- сумма прямых затрат на выпуск (реализацию) отдельных видов продукции;

- сумма прямых затрат на выпуск (реализацию) отдельных видов продукции (без стоимости материальных затрат);

- сумма заработной платы рабочих, занятых в производстве соответствующих видов продукции.

Ставка распределения косвенных затрат представляет собой отношение общей суммы этих затрат к общей величине базы их распределения в рассматриваемом периоде.

Порядок определения себестоимости хлебопекарной продукции и получаемый финансовый результат при распределении косвенных затрат по различным методикам приведен в Приложении.

Выбор базы для проведения косвенных расходов во многом определяет точность калькулирования. Тот или иной метод распределения косвенных расходов может повлиять на величину себестоимости продукции конкретного отчетного периода, а значит и на размер налогооблагаемой прибыли.

Выбор базы распределения должен носить стабильный характер, поскольку он характеризует один из элементов политики управления затратами на предприятии.

7. Определение суммы полной себестоимости продукции.

Полную себестоимость единицы конкретного вида продукции (реализованной)

(С ) можно определить по следующей формуле:

ед.

З + З

пр. косв.

С = -------------,

ед. В

р

где:

З - прямые затраты;

пр.

З - распределенные косвенные затраты;

косв.

В - количество произведенной (реализованной) продукции данного вида.

р

Конкретное содержание отдельных этапов в значительной степени зависит от применяемых на предприятии систем калькулирования продукции.

Основными из систем калькулирования являются:

- система калькулирования полной себестоимости продукции;

- система калькулирования себестоимости продукции на основе маржинальной прибыли.

Система калькулирования полной себестоимости продукции предусматривает расчет всех издержек, связанных с производством и продажей единицы продукции.

Составлению плановых калькуляций предшествует разработка смет косвенных расходов комплексного характера, которые распределяются на себестоимость отдельных видов продукции в соответствии с рекомендациями, изложенными выше.

Затраты на основное и дополнительное сырье, вспомогательные материалы, топливо и энергию в основном производстве при составлении плановых калькуляций определяется на основе данных об объеме производства отдельных изделий и разработанных норм выхода, установленных для планируемого года с учетом предусмотренных в плане изменений в технике, технологии и организации производства. Эти нормы используются как при составлении сводной сметы затрат на производство, так и при разработке плановых калькуляций.

На основе натуральных расходных норм и действующих цен на потребляемое сырье, материалы, топливо и относящихся к ним транспортно-заготовительных расходов определяются расходные нормы в стоимостном выражении (с учетом исключения стоимости возвратных отходов).

Затраты на энергию определяются на основе норм расхода различных видов энергии (электрической, тепловой и др.) на технологические цели на производство единицы продукции и тарифа за 1 кВт.ч электроэнергии.

Планирование затрат на основную заработную плату производится в зависимости от системы оплаты труда рабочих, непосредственно занятых в производстве соответствующего вида продукции. При сдельной оплате труда основой для планирования затрат на основную заработную плату являются плановые нормы затрат труда (норма выработки) и сдельные расценки, при повременной оплате - ставки основной заработной платы, рассчитанные исходя из перечня рабочих мест, норм их обслуживания и планируемого объема производства соответствующих видов продукции.

Все вышеперечисленные положения о плановых калькуляциях применяются также при составлении отчетных калькуляций.

Система калькулирования себестоимости продукции на основе маржинальной прибыли (разница между ценой и переменной частью затрат) предусматривает расчет только переменных затрат, связанных с производством и реализацией единицы продукции.

В основе этого метода лежит расчет переменных затрат и средней величины маржинальной прибыли.

Например, затраты хлебозавода на производство и реализацию 1 т батона "Пшеничный", тыс. руб.:

1. Оптовая цена 4409

2. Переменные затраты 2336

3. Сумма маржинальной прибыли (прибыль - брутто) 2073

Сумма маржинальной прибыли играет важную роль, сигнализируя об общем уровне рентабельности как всего производства, так и отдельных изделий. Следовательно, чем выше разница между ценой и суммой переменных (прямых) затрат, тем выше сумма его маржинальной прибыли и выше уровень его рентабельности.

Преимуществами использования данной системы калькулирования себестоимости продукции являются ее простота; минимум осуществления расчетных операций, связанных с распределением косвенных затрат; высокая надежность полученных результатов, так как при этой системе в основном исключены погрешности отнесения косвенных затрат на отдельные виды продукции в процессе их распределения.

Ограничение себестоимости продукции лишь переменными затратами позволяет упростить нормирование, планирование, учет, калькулирование и контроль уменьшившегося числа статей затрат и дает возможность целенаправленного управления как переменными затратами, так и маржинальной прибылью.