Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

III. Порядок расследования аварийных случаев с судами

18. Капитан судна, с которым произошел аварийный случай, обязан:

составить и утвердить акт об аварийном случае с судном;

получить объяснения очевидцев и причастных лиц и составить протоколы опросов, причем опрос проводится отдельно с каждым из очевидцев и причастных лиц;

составить заявление об аварийном случае;

составить подробное сообщение об аварийном случае;

подготовить выписки из судовых журналов, копии карт с навигационной прокладкой, планов, схем маневрирования, столкновения, актов органов классификации судов, судовых документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж аварии, чертежи повреждений, протоколы опроса, радиограммы, телексы, справки, акты осмотров, планшеты глубин, схему заводки буксирных тросов, лабораторные анализы, технические экспертизы, фотографии и другие документы, подтверждающие события аварийного случая на море.

В акте об аварийном случае с судном указываются:

фамилии и должности лиц, составивших акт;

вид, место и дата аварийного случая;

подробное описание повреждений судна.

Акт об аварийном случае подписывают лица, составившие акт. К акту об аварийном случае прилагают списки пострадавших людей, перечень утраченного и/или поврежденного груза, имущества, инвентаря, оборудования, снабжения, копии радиограмм и т.д.

В протоколах опросов очевидцев и причастных лиц указываются:

время, число, месяц и год опроса;

фамилия, имя и отчество опрашиваемого;

число, месяц и год рождения опрашиваемого;

стаж работы, в том числе: по специальности, в последней должности, на данном судне;

специальное образование (какое учебное заведение и когда окончил);

квалификация по диплому (наименование и номер диплома, когда и кем выдан);

домашний адрес опрашиваемого;

заданные в ходе опроса вопросы и полученные ответы;

фамилия, имя, отчество и должность лица, проводящего опрос.

Протокол опроса подписывают опрашиваемые и опрашивающие, причем подписи проставляются ими на каждом листе протокола опроса.

Заявление об аварийном случае подается на имя капитана морского порта, подписывается капитаном судна и содержит просьбу расследовать аварийный случай с судном. В заявлении об аварийном случае указываются:

название морского порта, в который подается заявление;

название и номер ИМО судна;

фамилия, имя и отчество капитана судна;

судовладелец и его номер ИМО (указывается при его наличии);

краткое описание аварийного случая;

сведения об участниках аварийного случая;

место, дата и время аварийного случая;

дата составления заявления.

К заявлению об аварийном случае прилагают выписки из судовых журналов, копии карт с навигационной прокладкой, планов, схем маневрирования, столкновения, актов органов классификации судов, судовых документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж инцидента, чертежи повреждений, протоколы опросов, радиограммы, телексы, справки, акты осмотров, планшеты глубин, схему заводки буксирных тросов, лабораторные анализы, технические экспертизы, фотографии и другие документы, подтверждающие событие аварийного случая.

19. Капитан судна обязан после прибытия судна или его экипажа в первый морской порт Российской Федерации в течение суток передать капитану морского порта, назначенному для проведения расследования Федеральной службой по надзору в сфере транспорта в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения, указанные в пункте 18 настоящего Положения документы.

20. Капитан морского порта на основании полученных от капитана судна документов регистрирует аварийный случай. Регистрация должна быть произведена в течение трех суток с момента получения документов от капитана судна.

21. В случае необходимости в дополнительных документах, позволяющих оценить полученные в результате аварийного случая повреждения, капитан судна по требованию капитана морского порта обязан представить:

акт водолазного осмотра;

акт докового осмотра;

акт сюрвейерского осмотра;

акт осмотра органа классификации судов;

фотографии повреждений;

другие документы.

22. Капитан морского порта при рассмотрении представленных ему капитаном судна документов оценивает те действия, бездействие, события или условия, без которых:

авария или инцидент на море не могли бы произойти; или

тяжелые последствия, связанные с аварией или инцидентом на море, вероятно, не могли бы иметь места или не были бы настолько серьезными;

иные действия, бездействие, событие или условие, связанные с результатом события, упомянутого в абзацах втором и третьем настоящего пункта, вероятно, не имели бы места (далее - причинный фактор).

23. После рассмотрения представленных капитаном судна документов капитан морского порта с учетом причинного фактора решает, относится данный аварийный случай к аварии на море или к инциденту на море в соответствии с пунктом 7 настоящего Положения.

В случае если капитан морского порта принял решение о расследовании аварийного случая с судном как аварии на море, то он составляет план проведения расследования.

В случае если капитан морского порта принял решение о расследовании аварийного случая с судном как инцидента на море, то он возвращает представленные капитаном судна документы по данному инциденту на море для самостоятельного проведения расследования капитаном судна.

24. Капитан морского судна в течение тридцати суток проводит расследование, составляет и утверждает заключение о расследовании инцидента на море, направляет заключение вместе с необходимыми документами судовладельцу и в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта, а в случае с судном рыбопромыслового флота - и в Федеральное агентство по рыболовству.

Заключение о расследовании инцидента на море содержит следующие сведения:

дату и место расследования;

фамилию, имя и отчество капитана судна;

рейс судна (порт отхода, порт прибытия);

вид инцидента;

дату и время инцидента (число, месяц, год, часы, минуты);

место инцидента (порт, канал, пролив, залив, море, океан, координаты);

данные о судне (название; флаг; номер ИМО судна; порт (место) регистрации и номер регистрации; судовладелец и его номер ИМО (указывается при его наличии), адрес; место и год постройки; наибольшие размерения; вместимость (брутто/нетто); тип и мощность судовой энергетической установки; число и конструкция гребных винтов; конструкция руля; скорость полного хода (маневренного/морского в узлах); осадка на момент инцидента (нос, корма, средняя); число пассажиров; количество, род груза и его размещение по трюмам; численность экипажа; штатный комплект спасательных средств; мощность радиостанции и радиус ее действия; электрорадионавигационные приборы; число и мощность водоотливных средств; противопожарные средства; категория ледовых усилений судна);

данные об освидетельствовании судна органом классификации судов (орган (органы), выдавший классификационные и конвенционные документы и проводивший последние освидетельствования судна и судоходной компании);

срок действия Свидетельства о годности к плаванию;

срок действия Классификационного свидетельства;

перечень и сроки действия документов, выданных судну в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

описание инцидента;

последствия инцидента (повреждения корпуса, механизмов, систем, устройств, оборудования, груза и др.; опасности для людей; повреждение объектов морской инфраструктуры; загрязнение окружающей среды; простой судна (часов, суток), связанный с производством аварийного ремонта);

сведения о причастных к инциденту лицах (фамилия, имя, отчество; дата рождения; должность; образование (какое учебное заведение и когда окончил); стаж работы (всего на морском транспорте; в последней должности); наличие диплома, свидетельства (на какое звание); обстоятельства причастности);

заключение по расследованию инцидента на море (условия и обстоятельства, при которых произошел инцидент; установленные факты; причины инцидента; лица, причастные к инциденту; выводы и оценка действий причастных лиц; предложения (рекомендации) по предупреждению подобных инцидентов на море в будущем).

К заключению о расследовании инцидента на море прилагают выписки из судовых журналов, копии карт с навигационной прокладкой, планов, схем маневрирования, столкновения, актов органов классификации судов, судовых документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж инцидента, чертежи повреждений, протоколы опросов, радиограммы, телексы, справки, акты осмотров, планшеты глубин, схему заводки буксирных тросов, лабораторные анализы, технические экспертизы, фотографии, а также другие документы, подтверждающие событие инцидента на море.

25. Срок расследования капитаном морского порта аварии на море исчисляется с момента регистрации такой аварии и составляет тридцать суток, исключая выходные и праздничные дни, со дня регистрации такой аварии. По окончании расследования аварии на море капитан морского порта обязан составить заключение по расследованию аварии на море и направить заключение судовладельцу и в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Заключение, подписанное лицами, проводившими расследование аварии на море, утверждает руководитель расследования.

Заключение о расследовании аварии на море содержит следующие сведения:

дату и место расследования;

фамилию, имя и отчество лиц, проводивших расследование;

рейс судна (порт отхода, порт прибытия);

вид аварии (столкновение, посадка на мель, повреждение конструкции, загрязнение и т.п.);

дату и время аварии (число, месяц, год, часы, минуты);

место аварии (порт, канал, пролив, залив, море, океан, координаты);

данные о судне (название; флаг; номер ИМО судна; порт (место) регистрации и номер регистрации; судовладелец и его номер ИМО (указывается при его наличии), адрес; место и год постройки; наибольшие размерения; вместимость (брутто/нетто); тип и мощность судовой энергетической установки; число и конструкция гребных винтов; конструкция руля; скорость полного хода (маневренного/морского в узлах); осадка на момент инцидента (нос, корма, средняя); число пассажиров; количество, род груза и его размещение по трюмам; численность экипажа; штатный комплект спасательных средств; мощность радиостанции и радиус ее действия; электрорадионавигационные приборы; число и мощность водоотливных средств; противопожарные средства; категория ледовых усилений судна);

данные об освидетельствовании судна органом классификации судов (орган (органы), выдавший классификационные и конвенционные документы и проводивший последние освидетельствования судна и судоходной компании);

срок действия Свидетельства о годности к плаванию;

срок действия Классификационного свидетельства;

перечень и сроки действия документов, выданных судну в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

описание аварии;

последствия аварии (гибель людей; утрата груза; гибель судна; повреждения корпуса, механизмов, систем, устройств, оборудования, груза и др.; загрязнение окружающей среды; повреждение объектов морской инфраструктуры; простой судна (часов, суток), связанный с производством аварийного ремонта);

сведения о причастных к аварии лицах (фамилия, имя, отчество; дата рождения; должность; образование (какое учебное заведение и когда окончил); стаж работы (всего на морском транспорте; в последней должности); наличие диплома, свидетельства (на какое звание); обстоятельства причастности);

заключение по расследованию аварии на море (условия и обстоятельства, при которых произошла авария; установленные факты; причины аварии; лица, причастные к аварии; выводы и оценка действий причастных лиц; рекомендации по предупреждению подобных аварий на море в будущем).

К заключению о расследовании аварии на море прилагают выписки из судовых журналов, копии карт с навигационной прокладкой, планов, схем маневрирования, столкновения, актов органов классификации судов, судовых документов, таблиц маневренных элементов, схематический чертеж аварии, чертежи повреждений, протоколы опросов, радиограммы, телексы, справки, акты осмотров, планшеты глубин, схему заводки буксирных тросов, лабораторные анализы, технические экспертизы, фотографии, а также другие документы, подтверждающие событие аварии на море.

Если эксплуатация судна, вовлеченного в аварию на море, может быть продолжена, проводимое капитаном морского порта расследование не должно препятствовать продолжению эксплуатации судна сверх необходимого для целей расследования времени.

В случае необходимости по представлению капитана морского порта, проводящего расследование аварии на море, срок проведения расследования может быть продлен Федеральной службой по надзору в сфере транспорта до двадцати суток, исключая выходные и праздничные дни.

26. Для целей проведения расследования орган, проводящий расследование:

запрашивает любую информацию, имеющую отношение к аварии или инциденту на море;

назначает проведение необходимых лабораторных анализов или экспертиз;

рассматривает и анализирует собранные материалы;

исследует обстоятельства аварии или инцидента на море;

устанавливает факты, относящиеся к аварии или инциденту на море;

на основе установленных фактов оценивает действия и бездействие очевидцев и причастных лиц;

на основе установленных фактов делает выводы о причинах аварии или инцидента на море, нарушениях законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания, хорошей морской практики, правил технической эксплуатации, правил плавания и других требований;

разрабатывает предложения по предупреждению подобных аварий или инцидентов на море в будущем.

27. Капитан морского порта имеет право привлекать в ходе расследования аварии на море соответствующих специалистов для проведения лабораторных и иных анализов или экспертиз, запрашивать справки и информацию у должностных лиц, администраций систем управления движением судов и других систем обеспечения безопасности мореплавания, организаций и предприятий независимо от их форм собственности.

Расследование аварийных случаев с суднами рыбопромыслового флота осуществляется с привлечением представителей организаций, подведомственных Федеральному агентству по рыболовству.

Расходы, связанные с привлечением специалистов и производством анализов и экспертиз при расследовании аварии на море, несет судовладелец.

28. Заключение по расследованию аварии на море или заключение по расследованию инцидента на море содержит:

обстоятельства и условия, при которых произошла авария или инцидент на море;

установленные факты, относящиеся к аварии или инциденту на море;

установленные несоответствия судна, его экипажа, снабжения или оборудования или береговых систем обеспечения безопасности мореплавания требованиям законодательства Российской Федерации и международных договоров Российской Федерации в области торгового мореплавания;

причины аварии или инцидента на море;

последствия аварии или инцидента на море;

оценку действий причастных к аварии или инцидента на море лиц с учетом воздействия на них внешних факторов, их психологического состояния, степени усталости;

перечень лиц, действия или бездействие которых привели или способствовали возникновению аварии или инцидента на море, с указанием, кем и какие установленные требования были нарушены;

рекомендации по предупреждению подобных аварий или инцидентов на море в будущем.

29. Копия заключения по расследованию аварии на море или копия заключения по расследованию инцидента на море (на бумажном и электронном носителях) должна быть передана в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта для внесения в электронную базу данных аварийных случаев, а в случае с судном рыбопромыслового флота - и в Федеральное агентство по рыболовству.

30. В случаях, когда в аварию или инцидент на море было вовлечено иностранное судно, а также при расследовании очень серьезной аварии на море, заключение по расследованию аварии или инцидента на море должно быть составлено с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации) и должно иметь перевод на английский язык.

31. В случае несогласия с заключением по расследованию аварии на море судовладелец в десятидневный срок после получения заключения может направить мотивированные возражения в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Копия письма с возражениями направляется судовладельцем капитану морского порта, проводившему расследование, а в случае с судном рыбопромыслового флота - и в Федеральное агентство по рыболовству.

32. Федеральная служба по надзору в сфере транспорта в течение четырнадцати дней, исключая выходные и праздничные дни, рассматривает заключение по расследованию аварии на море и выносит по нему окончательное решение:

утверждает заключение, или

назначает дополнительное расследование капитаном морского порта, проводившим расследование аварии на море, или

назначает повторное расследование аварии на море капитаном другого морского порта, или

назначает повторное расследование аварии на море комиссией Федеральной службы по надзору в сфере транспорта.

Информация о принятом Федеральной службой по надзору в сфере транспорта решении направляется капитану морского порта, проводившему расследование аварии на море, судовладельцу и капитану морского порта (места) регистрации судна, а в случае с судном рыбопромыслового флота - и в Федеральное агентство по рыболовству.

33. Судовладелец в течение тридцати суток после получения заключения по расследованию аварии на море разрабатывает и осуществляет мероприятия по предупреждению подобных аварий на море в будущем. О принятых мерах судовладелец извещает Федеральную службу по надзору в сфере транспорта и организации, освидетельствовавшие судно и судовладельца на соответствие требованиям Международного кодекса по управлению безопасностью (МКУБ) (Резолюция A.741(18) Ассамблеи Международной морской организации), а в случае с судном рыбопромыслового флота - и в Федеральное агентство по рыболовству.

Федеральная служба по надзору в сфере транспорта осуществляет контроль выполнения решений, принятых судовладельцем по результатам расследований.

34. Передача капитану морского порта документов о произошедшей аварии или инциденте на море не освобождает капитана судна от обязанности сделать заявление о морском протесте в соответствии с Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации (статьи 394 - 397).