Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

I. Общие положения

1. Настоящее Положение разработано в соответствии с:

абзацем двенадцатым статьи 76 Федерального закона от 30 апреля 1999 г. N 81-ФЗ "Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 18, ст. 2207; 2001, N 22, ст. 2125; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 45, ст. 4377; 2005, N 52, ст. 5581; 2006, N 50, ст. 5279; 2007, N 46, ст. 5557, N 50, ст. 6246; 2008, N 29 (ч. I), ст. 3418);

пунктом 5.2.11 Постановления Правительства Российской Федерации от 30 июля 2004 г. N 395 "Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 32, ст. 3342; 2006, N 15, ст. 1612; 2006, N 24, ст. 2601, N 52 (ч. III), ст. 5587; 2008, N 8, ст. 742, N 11 (ч. I), ст. 1029, N 17, ст. 1883, N 18, ст. 2060, N 22, ст. 2576);

Международной конвенцией о грузовой марке 1966 года;

Международной конвенцией по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененной Протоколом 1978 года;

Международной конвенцией по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года;

Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года;

Резолюцией Ассамблеи Международной морской организации A.987(24) "О Руководстве по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии";

Резолюциями Комитета по безопасности на море Международной морской организации: MSC.255(84) Кодекс международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море и MSC.257(84) Поправки в главу XI-1 Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года, измененной Протоколом 1978 года и Протоколом 1988 года.

Расследование аварийных случаев с судами осуществляется с учетом требований Кодекса международных стандартов и рекомендуемой практики расследования аварии или инцидента на море (Резолюция MSC.255(84) Комитета по безопасности на море Международной морской организации), Руководства по расследованию человеческого фактора в морских авариях и инцидентах (Резолюция A.884(21) Ассамблеи Международной морской организации) и Руководства по справедливому обращению с моряками в случае морской аварии (Резолюция A.987(24) Ассамблеи Международной морской организации) <*>.

--------------------------------

<*> Участие Российской Федерации в международных договорах:

Международная конвенция о грузовой марке 1966 года подписана с заявлением 4 июля 1966 г., вступила в силу в Российской Федерации с 21 июля 1968 г.;

Протокол 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года вступил в силу в Российской Федерации с 18 ноября 2000 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 457 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции о грузовой марке 1966 года") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2769);

Международная конвенция по предотвращению загрязнения с судов 1973 года, измененная Протоколом 1978 года, вступила в силу в Российской Федерации с 3 февраля 1984 г. (Постановление Совета Министров СССР от 30 сентября 1983 г. N 947 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по предотвращению загрязнения с судов 1973 года") (Постановления Совета Министров СССР, 1983, сентябрь, с. 127);

Международная конвенция по охране человеческой жизни на море 1974 года вступила в силу в Российской Федерации с 25 мая 1980 г. (Постановление Совета Министров СССР от 2 ноября 1979 г. N 975 "О принятии СССР Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года") (Постановления Совета Министров СССР, 1979, ноябрь, с. 4);

Протокол 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года вступил в силу в СССР с 12 августа 1981 г. (Постановление Совета Министров СССР от 2 апреля 1981 г. N 319 "О присоединении СССР к Протоколу 1978 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года") (Постановления Совета Министров СССР, 1978, апрель, с. 5);

Протокол 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года вступил в силу в Российской Федерации с 18 ноября 2000 г. (Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2000 г. N 456 "О присоединении Российской Федерации к Протоколу 1988 года к Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года") (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 26, ст. 2768);

Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву вступила в силу в Российской Федерации с 11 апреля 1997 г. (Федеральный закон от 26 февраля 1997 г. N 30-ФЗ "О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву и Соглашения об осуществлении части XI Конвенции Организации Объединенных Наций по морскому праву") (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 9, ст. 1013).

2. Настоящее Положение устанавливает порядок расследования аварийных случаев с судами: аварий и инцидентов на море, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна.

Целью проведения расследования аварийных случаев с судами является установление причин аварийных случаев с судами и принятие мер по их предотвращению в будущем.

3. Расследование аварийных случаев с судами включает сбор и анализ доказательств, выявление причинных факторов, подготовку соответствующих рекомендаций по предупреждению таких случаев в будущем и в случае необходимости рекомендаций по вопросам безопасности мореплавания.

4. Настоящее Положение применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших с морскими судами, плавающими:

под Государственным флагом Российской Федерации, а также буксируемыми судами или иными плавучими объектами (только на период их перегона) (далее - суда);

под флагами иностранных государств, а также буксируемыми судами или иными объектами (только на период их перегона) (далее - иностранные суда) в предусмотренных настоящим Положением случаях.

5. Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, произошедших с военными кораблями, военно-вспомогательными судами и другими судами, находящимися в собственности государства или эксплуатируемыми им и используемыми только для правительственной некоммерческой службы; маломерными, спортивными и прогулочными судами; плотами леса; судами, находящимися в постройке, ремонте и во время отстоя без экипажа.

Настоящее Положение не применяется при расследовании аварийных случаев, связанных с повреждением судном рыболовных сетей (снастей, тралов), исключая случаи намотки сетей (снастей, тралов) на гребной винт (винты).

6. Расследование аварийных случаев, произошедших с судами, осуществляется независимо от любого другого расследования, проводимого в рамках уголовного, административного или иного производства, и не препятствует любому другому расследованию.

В случае если авария на море привела к смерти людей, полной гибели имущества судна, серьезному загрязнению морской среды, орган, осуществлявший расследование такой аварии, направляет заключение по расследованию этой аварии в соответствующее транспортное подразделение Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации.

7. Аварийные случаи с судами расследуются как аварии на море в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших:

смерть человека или причинение ему тяжких телесных повреждений;

исчезновение человека с судна;

гибель судна, предполагаемую гибель судна или оставление судна;

повреждение судна;

посадку судна на грунт или лишение его возможности движения либо участие судна в столкновении;

повреждение объектов морской инфраструктуры вне судна, которое может серьезно угрожать безопасности самого судна, другого судна или отдельного лица, либо безопасности судоходства;

серьезный ущерб окружающей среде или возможный серьезный ущерб окружающей среде, вызванный повреждением судна или судов.

Аварийные случаи с судами на море расследуются как очень серьезные аварии в случае, если имело место событие или ряд событий, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна и повлекших полную гибель судна или смерть человека либо причинение серьезного ущерба окружающей среде.

Аварийные случаи с судами на море расследуются как инциденты на море в случае, если имело место событие или ряд событий, иных, чем авария на море, произошедших в прямой связи с эксплуатацией судна, которые угрожали или, не будучи предотвращены, могли бы угрожать безопасности судна, находящихся на нем людей или любого иного лица, либо окружающей среде.

Расследование аварийных случаев с судами на море (очень серьезных аварий, аварий и инцидентов) не включает расследование действий или бездействия, совершенных с намерением причинить вред безопасности судна, любому лицу или окружающей среде.

8. Расследование аварийных случаев с судами осуществляют: капитан морского порта - расследование аварий на море; капитан судна - расследование инцидентов на море.

9. До начала проведения расследования аварийного случая капитан судна осуществляет предварительные действия, предусмотренные пунктами 15 - 17 настоящего Положения.

10. Решение о проведении расследования аварии на море капитаном того или иного морского порта Российской Федерации принимает Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.

11. Решение о расследовании аварийного случая с судном как аварии на море (очень серьезной аварии или аварии) или как инцидента на море принимает капитан морского порта.

12. Для расследования очень серьезной аварии на море капитан морского порта создает под своим председательством комиссию.

13. Расследование очень серьезной аварии на море может осуществляться комиссией, созданной Министерством транспорта Российской Федерации или Федеральной службой по надзору в сфере транспорта. В этих случаях капитан морского порта принимает участие в работе такой комиссии и обеспечивает комиссию необходимыми для расследования материалами. При расследовании очень серьезной аварии с судном рыбопромыслового флота в состав комиссии включается представитель Федерального агентства по рыболовству.

14. Органы, проводящие расследование аварийных случаев с судами, вправе беспрепятственно посещать судно, береговые организации и предприятия, проводить опрос очевидцев, осуществлять сбор соответствующей информации.