Раздел II. Анализ текущего состояния осуществления контроля (надзора), описание текущего уровня развития профилактической деятельности, характеристика проблем, на решение которых направлена Программа

Раздел II. Анализ текущего состояния осуществления

контроля (надзора), описание текущего уровня развития

профилактической деятельности, характеристика проблем,

на решение которых направлена Программа

7. Функционирование системы профилактики правонарушений осуществлялось в 2023 году на основе Программы проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2023 год, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 20 декабря 2022 г. N 327.

8. 17 апреля 2023 г. на сайте Росфинмониторинга был опубликован "Обзор результатов обобщения и анализа правоприменительной практики контрольной (надзорной) деятельности Федеральной службы по финансовому мониторингу за 2023 год". Указанный обзор подготовлен в целях повышения уровня осведомленности контролируемых лиц об основных изменениях законодательства о ПОД/ФТ в 2022 году, предупреждения нарушений требований указанного законодательства и доведения до контролируемых лиц сведений о задачах контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ и его результатах.

По итогам проведенного анализа установлено, что основными причинами допущенных нарушений являлись несвоевременное ознакомление с изменениями, внесенными в нормативные правовые акты в сфере ПОД/ФТ, и несвоевременное прохождение обучения в целях ПОД/ФТ, что в свою очередь повлекло:

1) невнесение (несвоевременное внесение) соответствующих изменений во внутренние документы контролируемых лиц, разрабатываемые в целях ПОД/ФТ, что привело к несоответствию правил внутреннего контроля требованиям законодательства о ПОД/ФТ;

2) невыполнение отдельных требований по идентификации клиентов (их представителей, выгодоприобретателей и бенефициарных владельцев) контролируемых лиц;

3) несвоевременное проведение проверок (не реже чем 1 раз в 3 месяца) клиентов на наличие принятия мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества.

9. Поскольку профилактические мероприятия позволяют минимизировать риски несвоевременного ознакомления контролируемых лиц с изменениями, вносимыми в нормативные правовые акты о ПОД/ФТ, Росфинмониторингом и его территориальными органами регулярно осуществлялось доведение до контролируемых лиц информации о требованиях законодательства о ПОД/ФТ, разъяснение сложных вопросов правоприменительной практики, таких как идентификация бенефициарных владельцев, управление рисками обслуживания публичных должностных лиц, выявление необычных операций, направление сведений о подозрительных операциях и другие.

В течение года особое внимание уделялось вовлечению организаций и индивидуальных предпринимателей, зарегистрированных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области, в антиотмывочный контур.

10. С учетом объемов средств, выделяемых государством на поддержку экономики и граждан, приоритетом профилактической работы стало повышение уровня осведомленности контролируемых лиц о релевантных рисках бюджетной сферы и соответствующих им признаках подозрительных операций.

На сайте Росфинмониторинга и в Личных кабинетах 17 марта 2023 г. размещено информационное сообщение "О повышении внимания индивидуальных предпринимателей и организаций, оказывающих посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества, к операциям (сделкам), связанным с реализацией государственных программ, предусматривающих бюджетное финансирование", 15 сентября 2023 г. - информационное сообщение Росфинмониторинга "О повышении внимания лизинговых компаний к операциям (сделкам), связанным с реализацией программ, предусматривающих бюджетное финансирование".

11. В 2023 году проведены адресные профилактические мероприятия в отношении более 4 тысяч субъектов.

12. В отчетном периоде доля контролируемых лиц, относимых к низкому уровню риска неисполнения требований законодательства о ПОД/ФТ, увеличилась на 1,6 процентных пункта, а доля, имеющих действующий Личный кабинет на сайте Росфинмониторинга, увеличилась на 2,4% и составила 91,3%.

13. Территориальными органами Росфинмониторинга при организационной поддержке АНО "МУМЦФМ" проведены расширенные семинары в формате видео-конференц-связи (16 вебинаров) с представителями субъектов Федерального закона N 115-ФЗ, зарегистрированных в разных федеральных округах.

Основной акцент при проведении указанных мероприятий был сделан на обсуждении результатов секторальных оценок рисков ОД и ФТ, рисков бюджетной сферы, идентификации клиентов (их представителей, выгодоприобретателей, бенефициарных владельцев), на работе с перечнями, а также на выявлении подозрительных операций и направлении сведений о них в Росфинмониторинг.

В указанных вебинарах приняли участие более 600 представителей организаций, индивидуальных предпринимателей и ассоциаций.

14. В ноябре и декабре 2023 г. в формате видео-конференц-связи проведены дополнительные разъяснительные мероприятия для риелторов, зарегистрированных на территориях Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и состоящих на учете в Росфинмониторинге. Вебинары были посвящены особенностям исполнения риелторами требований законодательства о ПОД/ФТ и рискам ОД и ФТ, характерным для данного сектора, а также типовым нарушениям, допускаемым риелторами.

15. В целях совершенствования мер системы профилактики Росфинмониторингом по итогам каждого мероприятия проводится опрос среди его слушателей относительно качества его проведения с просьбой предоставить предложения по улучшению формата проведения и интересующим темам будущих мероприятий.

Анализ результатов проведенных опросов показал, что более 90% слушателей отметили высокое качество содержательного наполнения мероприятий и высказали пожелания о продолжении практики проведения подобных встреч в формате видео-конференц-связи.

16. В 2023 году проведена актуализация секторальных оценок рисков поднадзорных Росфинмониторингу секторов (операторы по приему платежей, лизинговые и факторинговые компании, риелторы) с учетом рисков, выявленных по результатам Национальной оценки рисков ОД и ФТ (2022 год).

Отчеты о результатах секторальных оценок рисков операторов по приему платежей, лизинговых и факторинговых компаний размещены на сайте Росфинмониторинга и в Личном кабинете соответствующих субъектов в целях информирования частного сектора о выявленных угрозах, уязвимостях в секторах, итоговых уровнях риска ОД и ФТ, присвоенных секторам, а также для использования данной информации во внутреннем контроле.

17. Продолжена практика участия экспертов надзорного блока Росфинмониторинга в проведении разъяснительных мероприятий на базе АНО "МУМЦФМ" для представителей субъектов, поднадзорных Казначейству России, Федеральной пробирной палате, Федеральной нотариальной палате и другим надзорным органам.

18. Росфинмониторинг 31 марта 2023 г. выпустил для аудиторов информационное сообщение "О повышении внимания аудиторских организаций, индивидуальных аудиторов к отдельным операциям (сделкам) аудируемых лиц", в котором приведены критерии операций, сделок, требующих повышенного внимания при оказании аудиторских услуг юридическим лицам (индивидуальным предпринимателям), получавшим бюджетные денежные средства.

Росфинмониторинг совместно с Минфином России 1 августа 2023 г. выпустили информационное сообщение "О выявлении аудиторскими организациями, индивидуальными аудиторами подозрительных операций при исполнении требований Федерального закона "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Для адвокатов, нотариусов, лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, 20 сентября 2023 г. Росфинмониторинг выпустил информационное письмо N 67 "О применении организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и лицами, указанными в пункте 1 статьи 7.1 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ мер по замораживанию (блокированию) денежных средств или иного имущества в соответствии со статьей 7.5 Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".

Вышеуказанные письма были размещены в Личных кабинетах субъектов.

Подобные способы доведения информации позволяют субъектам Федерального закона N 115-ФЗ, имеющим надзорные органы, оперативно знакомиться с новеллами законодательства и выявленными типологическими схемами.

19. Росфинмониторинг продолжил практику уведомления профессиональных сообществ о проводимых профилактических мероприятиях для участия в них членов соответствующего профессионального сообщества через Личный кабинет профессионального сообщества (через данный инструментарий предоставлен доступ к методическим материалам (информационные письма Росфинмониторинга, сведения о рисках и типологиях ОД и ФТ) и другие).

20. Разъяснение требований законодательства о ПОД/ФТ проводилось Росфинмониторингом и его территориальными органами и в форме консультирования в режиме "горячих линий", предоставления ответов на обращения контролируемых лиц.

21. Росфинмониторингом на постоянной основе проводится актуализация размещенного на сайте Росфинмониторинга перечня нормативных правовых актов и их отдельных положений, содержащих требования законодательства о ПОД/ФТ.

22. На базе Совета комплаенс осуществляется взаимодействие ведущих экспертов в сфере ПОД/ФТ (в течение 2023 года проведено 20 заседаний региональных советов комплаенс).

Работа региональных советов комплаенс позволяет обеспечивать обмен передовым опытом и лучшими практиками по организации и осуществлению внутреннего контроля в сфере ПОД/ФТ, формировать постоянную "обратную связь" с контролируемыми лицами по вопросам исполнения требований законодательства о ПОД/ФТ.