Раздел I. Общие положения

1. Программа проведения Федеральной службой по финансовому мониторингу профилактических мероприятий, направленных на предупреждение нарушений требований законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, на 2024 год (далее - Программа) определяет цели, задачи и порядок проведения профилактических мероприятий при осуществлении Росфинмониторингом контроля (надзора) в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма (далее - ПОД/ФТ) с учетом принципов клиентоцентричности.

2. Росфинмониторинг осуществляет профилактические мероприятия в отношении организаций, осуществляющих операции (сделки) с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальных предпринимателей, указанных в статье 5 Федерального закона от 7 августа 2001 г. N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее - Федеральный закон N 115-ФЗ), в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы (далее - контролируемые лица).

3. Создание и внедрение мер системы позитивной профилактики, являющейся одним из элементов контроля (надзора) в сфере ПОД/ФТ, направлено на повышение уровня правовой грамотности контролируемых лиц, соблюдение требований законодательства о ПОД/ФТ, минимизацию рисков их вовлечения в совершение сомнительных операций, в том числе путем обеспечения доступности информации о требованиях законодательства и необходимых мерах по их исполнению.

4. Проведение профилактических мероприятий направлено на достижение следующих целей:

1) предупреждение нарушения контролируемыми лицами требований законодательства о ПОД/ФТ, включая устранение причин, факторов и условий, способствующих возможному нарушению указанных требований;

2) формирование моделей социально ответственного, добросовестного, правового поведения контролируемых лиц;

3) разъяснение контролируемым лицам требований законодательства о ПОД/ФТ;

4) стимулирование добровольного сотрудничества и механизмов частно-государственного партнерства в сфере ПОД/ФТ.

Профилактические мероприятия позволяют обеспечить снижение рисков неисполнения требований законодательства о ПОД/ФТ при одновременном снижении издержек контрольной (надзорной) деятельности и административной нагрузки на контролируемых лиц.

5. Профилактические мероприятия планируются и осуществляются на основе соблюдения следующих базовых принципов:

1) клиентоцентричность - открытость и готовность к постоянному диалогу с частным сектором, полной ориентированности на его представителей;

2) понятность - представление информации в простой, понятной, исчерпывающей форме (описание, пояснение, приведение примеров, указание нормативных правовых актов, их содержащих, и правовых последствий за их нарушение);

3) информационная открытость - доступность сведений об организации и осуществлении профилактических мероприятий (в том числе за счет использования информационно-коммуникационных технологий);

4) вовлеченность - обеспечение включения контролируемых лиц посредством различных каналов и инструментов обратной связи в процесс взаимодействия с Росфинмониторингом по поводу предмета профилактических мероприятий, их качества и результативности;

5) полнота охвата - включение в программу профилактических мероприятий максимального числа субъектов;

6) обязательность и актуальность - использование современных информационно-коммуникационных технологий при их проведении, обеспечение проведения профилактических мероприятий на регулярной и системной основе;

7) релевантность - выбор видов и форм профилактических мероприятий, учитывающий особенности подконтрольного сектора и его профессиональную спецификацию.

Росфинмониторинг проводит следующие профилактические мероприятия:

1) доведение до контролируемых лиц информации о требованиях законодательства о ПОД/ФТ, актуальных рисках отмывания доходов и финансирования терроризма (далее - ОД и ФТ), требующих повышенного внимания при осуществлении ими внутреннего контроля в целях ПОД/ФТ;

2) обобщение правоприменительной практики и доведение ее результатов до сведения контролируемых лиц;

3) анкетирование (опрос) контролируемых лиц.

Виды, формы и интенсивность профилактических мероприятий зависят от особенностей конкретных контролируемых лиц и присвоенного им уровня риска.

6. Программа основана на приоритетном использовании средств дистанционного взаимодействия с контролируемыми лицами, в частности:

1) проведение при организационной поддержке автономной некоммерческой организацией "Международный учебно-методический центр финансового мониторинга" (далее - АНО МУМЦФМ) и автономной некоммерческой организацией дополнительного профессионального образования "Академия ПСБ" мероприятий по повышению уровня осведомленности контролируемых лиц о требованиях законодательства о ПОД/ФТ, об актуальных рисках ОД и ФТ посредством видео-конференц-связи;

2) доведение до контролируемых лиц через функционал личного кабинета организаций и индивидуальных предпринимателей, размещенного на официальном сайте Федеральной службы по финансовому мониторингу в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее соответственно - Личный кабинет, сайт Росфинмониторинга):

информации об изменениях законодательства о ПОД/ФТ;

результатов проведенных опросов (анкетирования) контролируемых лиц;

разъяснений сложных вопросов правоприменительной практики;

информационных сообщений о повышенном внимании к проведению определенных операций (сделок) и типологиям ОД и ФТ;

3) обмен опытом и лучшими практиками на базе Совета комплаенс при Межведомственной комиссии по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения (далее - Совет комплаенс) и его региональных подразделений, а также вовлечение членов Совета комплаенс в разработку типологических материалов.