3.1. Основными гигиеническими требованиями к составлению расписания уроков являются чередование разных видов деятельности и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности и трудностью учебных предметов <38>.
--------------------------------
<38> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблицы 6.9 - 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Трудность учебного предмета зависит от объема подаваемой информации, сложности учебного материала, степени его новизны, образовательной технологии и типа урока.
3.2. При составлении расписания уроков используются шкалы трудности учебных предметов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <39>, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.
--------------------------------
<39> Таблицы 6.9 - 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Оценка ранга трудности предметов, отсутствующих в шкалах трудности учебных предметов, производится аналогично предметам данной предметной области <40>.
--------------------------------
<40> Пункт 190 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
Учебную нагрузку в течение недели рекомендуется распределять в соответствии с физиологической недельной кривой умственной работоспособности обучающихся: низкий уровень в понедельник и пятницу (пятницу и субботу при 6-дневной учебной неделе) с нарастанием к середине недели (кроме варианта с "облегченным" днем, при котором наиболее высокие баллы приходятся на вторник и четверг при 5-дневной учебной неделе либо среду и пятницу при 6-дневной учебной неделе) и таблицей 1. Пример расчета баллов представлен в приложении 4 к настоящим МР.
3.3. В расписании уроков обучающихся 1 - 4-х классов рекомендуется чередовать предметы статической и двигательной направленности, у обучающихся 5 - 11-х классов - предметы естественно-математической и гуманитарной направленности. Не рекомендуется включать в расписание занятий два или три урока с высоким рангом трудности подряд (например, физика и химия).
Распределение трудности учебных предметов, %
Распределение трудности учебных предметов по дням недели при 5-дневной неделе |
|||||||
1-й вариант <*> |
|||||||
2-й вариант <**> |
|||||||
Распределение трудности учебных предметов по дням недели при 6-дневной неделе |
|||||||
1-й вариант <*> |
|||||||
2-й вариант <**> |
|||||||
Примечание: за 100% принимается суммарная трудность учебных предметов за всю неделю. <*> - постепенное повышение суммарной трудности учебных предметов к середине недели с постепенным ее снижением к концу недели; <**> - распределение трудности учебных предметов с организацией облегченного дня в середине недели. |
Уроки с динамическим компонентом (например, уроки физической культуры, ритмики) рекомендуется включать после урока с высоким рангом трудности [23, 24].
3.5. Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не рекомендуется группировать в один день.
3.6. Для обучающихся 1 - 4-х классов сдваивание уроков по одному учебному предмету не проводят, за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке или плаванию <41>.
--------------------------------
<41> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.
3.7. Для обучающихся 5 - 11-х классов для снижения утомительности учебного процесса и сокращения продолжительности подготовки домашних заданий рекомендуется сдваивание уроков по одному учебному предмету [9].
3.8. Изложение нового материала, проверочные и контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.
3.9. После уроков физической культуры не рекомендуются уроки с контрольными, проверочными и диагностическими работами.
3.10. Составление расписания занятий рекомендуется начинать с 1-х, 5-х, 9 - 11-х классов; классов, в которых обучаются дети с ОВЗ, а также классов с профильной направленностью изучения предметов.
3.11. При использовании автоматизированных программ для составления расписания занятий рекомендуется использовать программы, которые учитывают санитарно-эпидемиологические требования к составлению расписания <42> и настоящие МР.
--------------------------------
<42> Таблицы 6.9 - 6.11 СанПиН 1.2.3685-21.
3.12. Примеры расписания уроков для обучающихся начального общего, основного общего и среднего общего образования представлены в приложении 5 к настоящим МР.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей