III. Рекомендации по составлению расписания занятий

3.1. Основными гигиеническими требованиями к составлению расписания уроков являются чередование разных видов деятельности и распределение учебных предметов в соответствии с дневной и недельной динамикой умственной работоспособности и трудностью учебных предметов <38>.

--------------------------------

<38> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблицы 6.9 - 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

Трудность учебного предмета зависит от объема подаваемой информации, сложности учебного материала, степени его новизны, образовательной технологии и типа урока.

3.2. При составлении расписания уроков используются шкалы трудности учебных предметов в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <39>, в которых трудность каждого учебного предмета ранжируется в баллах.

--------------------------------

<39> Таблицы 6.9 - 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

Оценка ранга трудности предметов, отсутствующих в шкалах трудности учебных предметов, производится аналогично предметам данной предметной области <40>.

--------------------------------

<40> Пункт 190 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

Учебную нагрузку в течение недели рекомендуется распределять в соответствии с физиологической недельной кривой умственной работоспособности обучающихся: низкий уровень в понедельник и пятницу (пятницу и субботу при 6-дневной учебной неделе) с нарастанием к середине недели (кроме варианта с "облегченным" днем, при котором наиболее высокие баллы приходятся на вторник и четверг при 5-дневной учебной неделе либо среду и пятницу при 6-дневной учебной неделе) и таблицей 1. Пример расчета баллов представлен в приложении 4 к настоящим МР.

3.3. В расписании уроков обучающихся 1 - 4-х классов рекомендуется чередовать предметы статической и двигательной направленности, у обучающихся 5 - 11-х классов - предметы естественно-математической и гуманитарной направленности. Не рекомендуется включать в расписание занятий два или три урока с высоким рангом трудности подряд (например, физика и химия).

3.4.

Таблица 1

Распределение трудности учебных предметов, %

Распределение трудности учебных предметов по дням недели при 5-дневной неделе

Диапазон баллов трудности учебных предметов, %

пн

вт

ср

чт

пт

1-й вариант <*>

18 и менее

19 - 20

21 - 24

19 - 20

18 и менее

2-й вариант <**>

17 и менее

21 - 24

17 - 18

21 - 24

17 и менее

Распределение трудности учебных предметов по дням недели при 6-дневной неделе

Диапазон баллов трудности учебных предметов, %

пн

вт

ср

чт

пт

сб

1-й вариант <*>

15 и менее

17 - 18

19 - 20

19 - 20

16 - 17

14 и менее

2-й вариант <**>

15 и менее

17 - 18

20 - 21

16 - 17

18 - 19

14 и менее

Примечание: за 100% принимается суммарная трудность учебных предметов за всю неделю.

<*> - постепенное повышение суммарной трудности учебных предметов к середине недели с постепенным ее снижением к концу недели;

<**> - распределение трудности учебных предметов с организацией облегченного дня в середине недели.

Уроки с динамическим компонентом (например, уроки физической культуры, ритмики) рекомендуется включать после урока с высоким рангом трудности [23, 24].

3.5. Учебные предметы, требующие больших затрат времени на домашнюю подготовку, не рекомендуется группировать в один день.

3.6. Для обучающихся 1 - 4-х классов сдваивание уроков по одному учебному предмету не проводят, за исключением уроков физической культуры по лыжной подготовке или плаванию <41>.

--------------------------------

<41> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

3.7. Для обучающихся 5 - 11-х классов для снижения утомительности учебного процесса и сокращения продолжительности подготовки домашних заданий рекомендуется сдваивание уроков по одному учебному предмету [9].

3.8. Изложение нового материала, проверочные и контрольные работы рекомендуется проводить на 2 - 4-х уроках в середине учебной недели.

3.9. После уроков физической культуры не рекомендуются уроки с контрольными, проверочными и диагностическими работами.

3.10. Составление расписания занятий рекомендуется начинать с 1-х, 5-х, 9 - 11-х классов; классов, в которых обучаются дети с ОВЗ, а также классов с профильной направленностью изучения предметов.

3.11. При использовании автоматизированных программ для составления расписания занятий рекомендуется использовать программы, которые учитывают санитарно-эпидемиологические требования к составлению расписания <42> и настоящие МР.

--------------------------------

<42> Таблицы 6.9 - 6.11 СанПиН 1.2.3685-21.

3.12. Примеры расписания уроков для обучающихся начального общего, основного общего и среднего общего образования представлены в приложении 5 к настоящим МР.