II. Рекомендации по организации образовательного процесса

2.1. Организация образовательного процесса осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <19>, в том числе в отношении начала и окончания учебных занятий, продолжительности занятий и внеурочной деятельности, перемен, выполнения домашних заданий, объема дневной и недельной суммарной образовательной нагрузки.

--------------------------------

<19> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблицы 6.6, 6.9 - 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

Суммарная образовательная нагрузка обучающихся включает урочную и внеурочную деятельность, домашние задания, образовательную нагрузку при получении дополнительного образования, а также самостоятельные занятия.

2.2. Учебный план образовательной организации формируется на основе ФУП с учетом санитарно-эпидемиологических требований к организации образовательного процесса <20>. Рациональная организация учебной деятельности может предотвратить негативное влияние образовательной нагрузки на функциональное состояние организма обучающихся, на их здоровье, сохранить оптимальный уровень их работоспособности на протяжении всего учебного дня, и повысить эффективность обучения.

--------------------------------

<20> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблицы 6.6, 6.8 - 6.11 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

Санитарно-эпидемиологические требования устанавливают максимально-допустимую образовательную нагрузку (количество уроков в день) <21>. При планировании образовательного процесса рекомендуется сокращать объем образовательной нагрузки, в том числе за счет части, формируемой участниками образовательных отношений.

--------------------------------

<21> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

2.3. Организацию образовательного процесса рекомендуется строить с учетом физиологических принципов [1] динамики умственной работоспособности обучающихся в соответствии с приложением 1 к настоящим МР.

2.4. Гигиенически рациональная организация урока дает возможность длительно поддерживать умственную работоспособность учащихся на высоком уровне и предупреждать быстрое наступление утомления и переутомления. Урок, организованный на основе принципов здоровьесбережения, не приводит к сильным и выраженным формам утомления.

Построение урока рекомендуется организовывать с учетом физиологических особенностей ребенка и распределять по интенсивности умственной деятельности на три этапа, различающиеся по продолжительности, объему нагрузки и видам деятельности:

- период врабатывания (начало урока, учебной недели, после каникулярного отдыха), когда снижена продуктивность учебной деятельности. В период врабатывания рекомендуется проводить подготовительную часть урока продолжительностью 7 - 10 минут, во время которых выполняются упражнения, направленные на достижение врабатывания организма обучающихся к основной части урока. Подготовительная часть урока может включать проверку домашних заданий, повторение ранее пройденного материала;

- период наиболее высокой умственной работоспособности (середина урока), когда рекомендуется излагать новый материал, проводить контрольные и проверочные работы. Данный период - основная часть урока продолжительностью около 25 - 30 минут.

- период утомления, в который проявляются начальные признаки утомления (частое отвлечение, двигательное беспокойство, рассеянность внимания). В данный период рекомендуется проводить заключительную часть урока продолжительностью 5 - 7 минут.

2.5. Обучающиеся в классе могут отличаться по темпу усвоения знаний, способностям, по умственной работоспособности, утомляемости и продолжительности восстановления умственной работоспособности. Продолжительность отдельных периодов умственной работоспособности у разных обучающихся может зависеть от:

- возраста - чем младше ребенок, тем продолжительнее период врабатывания, короче период оптимальной умственной работоспособности, более четко выражен период компенсации и более резко проявляется утомление (например, у детей 6 - 7 лет снижение умственной работоспособности начинается с 20 минуты работы, с 8 лет период устойчивой умственной работоспособности удлиняется, а спад умственной работоспособности начинается с 30 минуты);

- состояния здоровья - у детей с хроническими заболеваниями, часто и длительно болеющих может отмечаться низкая и неустойчивая умственная работоспособность, удлинение периода врабатывания, сокращение периода оптимальной работоспособности, быстрое наступление утомления;

- функциональной зрелости организма <22>, соответствия условий и требований учебной работы функциональным возможностям ребенка, так как функциональная зрелость мозга определяет возможности ребенка к организации произвольной деятельности и внимания, продолжительность врабатывания и эффективность обучения.

--------------------------------

<22> В соответствии с частью 1 статьи 67 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ получение начального общего образования начинается по достижении детьми возраста 6 лет и 6 месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья.

- возрастных особенностей ребенка - в онтогенезе ребенка выделяются 2 критических периода: начало обучения (6 - 7 лет) и период полового созревания (11 - 14 лет), что обусловлено физиологической перестройкой в организме и изменением социального статуса ребенка, которые характеризуются низкой или неустойчивой работоспособностью, выраженным напряжением и резким развитием утомления;

- индивидуально-типологических особенностей ребенка - с низкой подвижностью нервных процессов (период врабатывания в 1,5 - 2 раза продолжительнее, чем у детей с высокоподвижной и неустойчивой нервной системой);

- условий, в которых реализуется образовательный процесс - условия образовательной среды (микроклимат, освещенность, шум, оборудование рабочих мест, использование электронных средств обучения (далее - ЭСО), наполняемость класса) <23>;

--------------------------------

<23> Глава V СанПиН 1.2.3685-21, пункт 3.5 главы III СП 2.4.3648-20, таблица 6.8 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

- личностных особенностей конкретного педагога [7, 8].

2.6. Для профилактики переутомления и благоприятной адаптации обучающихся 1-х классов к процессу обучения организацию учебной деятельности рекомендуется проводить с:

- постепенным увеличением продолжительности урока с 35 минут до 40 минут и недельной образовательной нагрузки с 3-х до 4-х уроков в день в течение первого полугодия <24>;

--------------------------------

<24> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20.

- организацией дневного сна в режиме дня;

- дополнительными недельными каникулами в течение года.

При сокращении срока получения начального общего образования до 3-х лет <25> для соблюдения санитарно-эпидемиологических требований к максимальной дневной и недельной образовательной нагрузке <26> рекомендуется равномерное ее распределение. Рекомендуется исключать освоение ФОП двух лет за 1 год обучения (например, освоение образовательной программы 1-го и 2-го классов за 1-й год обучения).

--------------------------------

<25> Пункт 17 главы I приказа Минпросвещения России от 31.05.2021 N 286.

<26> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

Нормативный срок освоения ФОП начального общего образования для детей с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ) может быть увеличен с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии) <27>.

--------------------------------

<27> Пункт 1.9 приказа Минобрнауки России от 19.12.2014 N 1598.

2.7. Гигиеническая оптимизация урока <28> достигается регламентацией продолжительности урока, чередованием отдельных видов учебной деятельности (например, чтение, письмо, счет, просмотр видео, ответ на вопрос), плотности урока (отношение времени, затраченного на учебную деятельность, к общему времени, выраженное в процентах), продолжительности использования ЭСО, включения физкультурных минуток (далее - ФМ), эмоциональных разрядок [1].

--------------------------------

<28> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблицы 6.6, 6.8 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

Суммарная и непрерывная продолжительность использования ЭСО рассчитывается в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <29>.

--------------------------------

<29> Таблица 6.8 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

2.8. В режим учебного дня обучающихся, в том числе во время учебных занятий, рекомендуется включать различные формы двигательной активности. Рекомендуемые формы двигательной активности представлены в приложении 2 к настоящим МР.

В середине занятия рекомендуется 2-х минутный перерыв <30> для проведения комплекса упражнений с целью профилактики зрительного утомления, повышения активности центральной нервной системы, снятия напряжения с мышц шеи и плечевого пояса, с мышц туловища, для укрепления мышц и связок нижних конечностей. Комплексы упражнений проводятся с учетом преобладающих учебных нагрузок и состояния здоровья обучающихся (приложение 3 к настоящим МР).

--------------------------------

<30> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

2.9. Информацию о плотности урока, количестве видов учебной деятельности на учебном занятии, максимальной продолжительности одного вида учебной деятельности на занятии, в том числе с использованием ЭСО, наличии перерывов для проведения гимнастики для глаз и ФМ, эмоциональных разрядок, рекомендуется включать в план урока.

2.10. Для восстановления функционального состояния организма обучающихся после урока организуются перемены.

Во время перемен рекомендуется использовать оборудование для активного отдыха ("активные рекреации"), организовывать подвижные игры, в том числе на свежем воздухе.

Продолжительность перемен рекомендуется устанавливать с учетом наличия условий для активного отдыха обучающихся, пропускной способности школьной столовой, но не менее нормативов, определенных санитарно- эпидемиологическими требованиями <31>.

--------------------------------

<31> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20; таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

2.11. Для профилактики переутомления обучающихся рекомендуется использовать здоровьесберегающие образовательные технологии и режимы обучения (далее - ЗСТ).

При принятии решения о включении в образовательный процесс ЗСТ рекомендуется проводить проверку наличия доказательной базы, свидетельствующей об эффективности ЗСТ в сфере сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Перечень ЗСТ, прошедших оценку эффективности их применения для профилактики возникновения школьно-обусловленных состояний и нарушений здоровья, размещен в информационной базе данных для реализации работы по охране здоровья обучающихся в образовательных организациях [9].

К ЗСТ и режимам обучения, обладающим здоровьесберегающим потенциалом, например, относят: равномерное чередование периодов учебы и каникул, технологию модульного составления расписания уроков, биместровую модель организации учебного года, мультипрофильную модель обучения старшеклассников и технологию обучения в условиях активной сенсорно-развивающей среды, оптимизацию двигательной активности школьников в условиях повышенной образовательной нагрузки [9 - 11].

Высоким здоровьесберегающим потенциалом обладают образовательные организации, реализующие комплексный и систематический подход к сохранению и укреплению здоровья обучающихся [12 - 17].

При разработке новой ЗСТ рекомендуется провести оценку для подтверждения ее безопасности для здоровья обучающихся и наличия здоровьесбергающего эффекта. Обоснование эффективности ЗСТ включает следующие этапы [18]:

1) оценка безопасности для здоровья обучающихся;

2) анализ условий для реализации ЗСТ в образовательной организации;

3) обоснование возможности реализации предлагаемой технологии на базе образовательной организации (воспроизводимость технологии);

4) оценка эффективности реализации педагогической технологии для сохранения и укрепления здоровья с использованием современных методов исследования.

2.12. Домашние задания, выполняемые обучающимися самостоятельно во внешкольный период времени, являются обязательной составляющей освоения

--------------------------------

<32> Пункт 11 главы II приказа Минпросвещения России от 22.03.2021 N 115 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования" (зарегистрировано Минюстом России 20.04.2021, регистрационный N 63180), с изменениями, внесенными приказами Минпросвещения России от 11.02.2022 N 69 (зарегистрировано Минюстом России 22.03.2022, регистрационный N 67817), от 07.10.2022 N 888 (зарегистрировано Минюстом России 10.11.2022, регистрационный N 70899), от 05.12.2022 N 1063 (зарегистрировано Минюстом России 15.02.2023, регистрационный N 72372), от 03.08.2023 N 581 (зарегистрировано Минюстом России 31.08.2023, регистрационный N 75023).

Определение объема домашних заданий осуществляется педагогическими работниками в соответствии с санитарно-эпидемиологическими требованиями <33> с учетом возрастных, психофизиологических особенностей, способностей и интересов обучающихся.

--------------------------------

<33> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

Рекомендуется минимизировать продолжительность выполнения домашних заданий, не превышая в 1 классе - 1,0 часа; во 2 - 3-м классах - 1,5 часов, в 4 - 5-х классах - 2,0 часов, в 6 - 8-х классах - 2,5 часов, в 9 - 11-х классах - 3,5 часов <34>.

--------------------------------

<34> Таблица 6.6 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

При подготовке объема домашней работы к следующему учебному дню рекомендуется учитывать суммарный объем домашних заданий по всем предметам, их трудоемкость и временные затраты на выполнение. Домашнее задание на следующий урок рекомендуется задавать на текущем уроке, при наличии электронного журнала дублировать в нем задание не позднее времени окончания учебного дня. Для выполнения задания, требующего длительной подготовки (например, подготовка доклада, реферата, оформление презентации, заучивание стихотворений), рекомендуется предоставлять достаточное количество времени.

Для оптимизации продолжительности выполнения домашних заданий рекомендуется учитывать дидактические характеристики к структуре и организации домашней работы, способствующие здоровьесбережению обучающихся: предварительное обучение обучающихся правилам выполнения домашних заданий (оптимальным приемам умственной деятельности), отслеживание времени на их выполнение: минимизация заданий или полная их отмена при перегрузке обучающихся, после проведения контрольных и проверочных работ, в выходные дни, каникулы; учет педагогом наличия заданий одновременно по другим общеобразовательным предметам; использование педагогами индивидуальных заданий для обучающихся с учетом их уровня знаний, интересов; практика межпредметных домашних заданий [19 - 22].

2.13. Дополнительные занятия и (или) занятия по внеурочной деятельности, общественно полезный труд рекомендуется планировать в дни с наименьшим количеством обязательных уроков. Рекомендуемая продолжительность дополнительных занятий и занятий внеурочной деятельностью статической направленности составляет 1 - 2 часа с учетом дневной суммарной образовательной нагрузки; общественно полезным трудом - 45 минут для обучающихся 1 - 4 классов и 1,5 часа для обучающихся 5 - 11 классов один раз в неделю.

2.14. Организацию внеурочной деятельности рекомендуется осуществлять с учетом выбора участниками образовательных отношений форм деятельности, отличных от урочной (экскурсии, походы, соревнования, посещения театров, музеев, проведение общественно-полезных практик и иные формы) <35>, в том числе в выходные и каникулярные дни.

--------------------------------

<35> Пункт 3.4.16 главы III СП 2.4.3648-20.

2.15. Для профилактики переутомления обучающихся при формировании графика каникул рекомендуется предусмотреть равномерное чередование периодов учебы и отдыха, например, 5 - 6 недель учебы чередуются с 1 неделей каникул [9].

2.16. Перед началом занятий и на переменах помещения, в которых проводятся учебные занятия, организуются внеурочная и игровая деятельность, дневной сон, дополнительное образование, итоговая аттестация проветриваются с учетом погодно-климатических условий. Сквозное проветривание в присутствии обучающихся не проводится. Во время занятий рекомендуется проветривать рекреации. Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха <36>.

--------------------------------

<36> Таблица 6.12 главы VI СанПиН 1.2.3685-21.

2.17. В план производственного контроля за соблюдением санитарных правил и гигиенических нормативов в образовательной организации <37> рекомендуется включать мониторинг суммарной образовательной нагрузки (урочная и внеурочная деятельность, выполнение домашних заданий, обучение по дополнительным образовательным программам) с целью возможности оперативной ее коррекции, в том числе за счет изменения расписания занятий.

--------------------------------

<37> Пункт 1.8 главы I СП 2.4.3648-20.

Обучающимся, которые не справляются с обязательной образовательной нагрузкой, рекомендуется сократить (или временно исключить) внеурочную нагрузку и нагрузку по дополнительному образованию.