Особая экономическая зона в Калининградской области (ОЭЗ Калининград)

Таблица 13. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

Действуете 01.04.2006 по 31.12.2045.

Налоговые льготы режима

-

пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

-

пониженная ставка по налогу на имущество,

-

пониженные тарифы страховых взносов.

Количество отраслей в режиме

123

Наличие обязательств

Да (капитальные вложения в первые 3 года не менее 150 млн руб., в ряде отраслей - от 1 млн руб.)

За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество резидентов <16> ОЭЗ Калининград составило 357, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 302 <17> резидента.

--------------------------------

<16> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<17> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (17 резидентов), или нулевого значения показателя выручки (38 резидентов).

00000028.png

00000029.png

Объем выручки резидентов ОЭЗ Калининград, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 1,2 раза, количество резидентов - в 1,6 раза, величина капитальных вложений - в 2,1 раза, численность сотрудников - в 1,5 раза. При этом в 2022 году на фоне увеличения численности сотрудников на 3,1%, совокупный объем капитальных вложений за аналогичный период вырос на 17,5%.

С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) снизилась с 88 млрд руб. до 49 млрд руб. (в 1,8 раза) главным образом за счет неналоговых мер поддержки, которые уменьшились с 82 млрд руб. до 42 млрд руб. (в 1,9 раза), величина налоговых льгот сохранилась на уровне 6 млрд руб. Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для резидентов данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 13,0% и 87,0% соответственно.

В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по производству автотранспортных средств (43,1%), кормов для животных (14,4%) и масел и жиров (10,4%).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму снизилась по сравнению с анализом за прошлый год с 21,5% до 11,3%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 29 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 14. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*> млрд 00000030.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

68.20

Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом

10,6

67,0%

43,4%

71,4%

82,3%

52.29

Деятельность вспомогательная прочая, связанная с перевозками

6,3

15,2%

11,9%

29,0%

31,1%

26.40

Производство бытовой электроники

5,7

4,7%

10,6%

3,7%

10,8%

21.20

Производство лекарственных препаратов и материалов, применяемых в медицинских целях

4,5

40,5%

35,7%

38,6%

44,7%

10.91

Производство готовых кормов для животных, содержащихся на фермах

4,2

12,5%

19,0%

13,5%

19,7%

--------------------------------

<*> сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа

<**> средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа

<***> средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа

В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасль по производству бытовой электроники хотя и не демонстрирует высокие уровни доходности активов и операционной рентабельности в сравнении с другими отраслями, но имеет низкий уровень инвестиционной активности: за период с 2017 по 2022 годы суммарный объем предоставленных мер господдержки в 4,7 раза превысил объемы капитальных вложений. Таким образом, режим ОЭЗ Калининград требует "донастройки", например, для новых резидентов в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.

Также отмечаем, что на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима ОЭЗ Калининград (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").

Дополнительно отмечаем:

- короткий срок подтверждения объема заявленных инвестиций (в первые 3 года) по сравнению с периодом предоставления налоговых льгот в рамках режима.

Таким образом, у резидента отсутствуют обязательства по дальнейшему развитию производства и вложению инвестиций,

- учитывая эксклавное расположение Калининградской области, в целях недопущения необоснованного предоставления преференций резидентам-перевозчикам, требуется дополнительная проработка механизмов контроля за деятельностью юридических лиц, осуществляющих деятельность на территории Калининградской области, и резидентов ОЭЗ Калининград, в том числе необходимо разработать перечень показателей для оценки эффективности их деятельности. В целях недопущения возникновения дополнительных выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации целесообразно рассматривать предложения по нормативному регулированию режима ОЭЗ Калининград комплексно.