Особая экономическая зона в Магаданской области (ОЭЗ Магадан)

Таблица 15. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

Действует с 07.07.1999 по 31.12.2025.

Налоговые льготы режима

-

пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (не установлена законом субъекта РФ),

-

льгота по НДПИ - понижающий коэффициент 0,6.

Количество отраслей в режиме

49

Наличие обязательств

Да (в первые 3 года капитальные вложения 5 млн руб. при добыче полезных ископаемых и 3 млн руб. - иные виды деятельности).

За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество резидентов <18> ОЭЗ Магадан составило 97, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 88 <19> резидентов.

--------------------------------

<18> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<19> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (2 резидента), или нулевого значения показателя выручки (7 резидентов).

00000031.png

00000032.png

Объем выручки резидентов ОЭЗ Магадан, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 1,9 раза, количество резидентов сохранилось на прежнем уровне (порядка 70 ед.), величина капитальных вложений - в 4,5 раза, численность сотрудников - в 1,3 раза. При этом в 2022 году на фоне увеличения численности сотрудников на 11,4% по сравнению с 2021 годом, совокупный объем капитальных вложений за аналогичный период вырос на 45,2%.

С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) увеличилась с 2,2 млрд руб. до 4,3 млрд руб. (в 1,9 раза), в том числе с 2,0 млрд руб. до 3,7 млрд руб. (в 1,9 раза) по налоговым льготам и с 0,2 млрд руб. до 0,6 млрд руб. по неналоговым мерам поддержки (в 2,3 раз). Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для резидентов данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 86,8% и 13,2% соответственно.

В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по добыче руд прочих цветных металлов (64,1%), торговле оптовой твердым, жидким и газообразным топливом (12,9%), а также деятельность в области передачи электроэнергии (6,7%).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму снизилась по сравнению с анализом за прошлый год с 60,9% до 59,3%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 9 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 16. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*> млрд 00000033.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

07.29

Добыча руд прочих цветных металлов

127,9

17,0%

8,5%

24,8%

17,3%

03.11

Рыболовство морское

7,3

-16,9%

-4,6%

40,0%

29,1%

05.10

Добыча и обогащение угля и антрацита

1,5

11,7%

17,5%

9,7%

17,5%

52.24

Транспортная обработка грузов

1

35,7%

19,4%

21,9%

13,0%

61.10

Деятельность в области связи на базе проводных технологий

0,1

100,0%

46,6%

27,2%

69,2%

--------------------------------

<*> сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа

<**> средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа

<***> средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа

В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасль рыболовство морское в целом за период демонстрирует высокую доходность активов, несмотря на отрицательные значения операционной рентабельности и доходности активов в последние годы.

Таким образом, режим ОЭЗ Магадан требует "донастройки", например, для новых резидентов в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.

Также отмечаем, что на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима ОЭЗ Магадан (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").