Свободный порт Владивосток (СПВ)

Таблица 11. Краткая информация по режиму

Показатель

Описание

Срок действия режима

Действует с 12.10.2015 сроком на 70 лет.

Налоговые льготы режима

-

пониженные ставки по налогу на прибыль в ФБ и РБ (в соответствии с законами субъектов РФ),

-

пониженная ставка по налогу на имущество,

-

освобождение от уплаты земельного налога,

-

пониженные тарифы страховых взносов.

Количество отраслей в режиме

252

Наличие обязательств

Да (объем инвестиций не менее 500 тыс. руб. в течение 3 лет с даты получения статуса резидента).

За период анализа (2017 - 2022 годы) общее количество резидентов <14> СПВ составило 2340, из которых в периметр анализа на базе АС "Эффективность льгот" вошли 1164 <15> резидентов.

--------------------------------

<14> Количество резидентов с учетом всех налогоплательщиков, в том числе применяющих упрощенную систему налогообложения, единый сельскохозяйственный налог и др.

<15> Прочие резиденты не вошли в анализ по причине отсутствия налоговых деклараций или бухгалтерской отчетности (183 резидента), или нулевого значения показателя выручки (993 резидента).

00000025.png

00000026.png

Объем выручки резидентов СПВ, вошедших в периметр анализа, с 2017 года по 2022 год вырос в 4,1 раза, количество резидентов - в 2,3 раза, величина капитальных вложений - в 2,1 раза, численность сотрудников - в 2,3 раза. При этом в 2022 году несмотря на рост числа резидентов и увеличение численности сотрудников на 8,5% по сравнению с 2021 годом, совокупный объем капитальных вложений за аналогичный период снизился на 19,1%.

С 2017 года по 2022 год общая величина выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (по резидентам ИНЛ, вошедшим в периметр анализа) в связи с предоставлением ИНЛ, увеличилась с 0,5 млрд руб. до 12,3 млрд руб. (в 24,1 раза), в том числе с 0,5 млрд руб. до 11,9 млрд руб. (в 24,7 раза) по налоговым льготам и с 0 млрд руб. до 0,4 млрд руб. по неналоговым мерам поддержки (в 13,2 раза). Таким образом, за 2022 год доля налоговых льгот и неналоговых мер поддержки в общей величине выпадающих доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации для резидентов данной ИНЛ, вошедших в периметр анализа, составляла 97,1% и 2,9% соответственно.

В ТОП-3 отраслей по объему выручки за период анализа вошли отрасли по транспортной обработке грузов (17,4%), рыболовство морское (14,4%), а также деятельность в области инженерных изысканий (10,2%).

По результатам анализа доля выручки "красных" налогоплательщиков, у которых применение предусмотренных режимом налоговых льгот и неналоговых мер поддержки формирует сверхдоходность, в общей величине выручки по режиму выросла по сравнению с анализом за прошлый год с 48,0% до 53,9%. При дальнейшей отраслевой дифференциации выявлены отрасли (всего 67 ОКВЭД) с наиболее прибыльными компаниями, применяющими режим.

Таблица 12. ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность

ОКВЭД

Наименование отрасли

Выручка по отрасли <*> млрд 00000027.png

Операционная рентабельность за последний год <**>

Доходность активов за последний год

Операционная рентабельность за период <***>

Доходность активов за период

52.24

Транспортная обработка грузов

40,9

46,8%

24,9%

46,0%

29,4%

03.11

Рыболовство морское

33,8

32,6%

11,8%

39,5%

19,4%

68.20

Аренда и управление собственным или арендованным недвижимым имуществом

2,6

51,1%

18,9%

28,5%

16,6%

25.61

Обработка металлов и нанесение покрытий на металлы

2,2

-8,9%

-7,0%

10,5%

32,6%

22.22

Производство пластмассовых изделий для упаковывания товаров

1,1

45,7%

60,4%

32,8%

45,1%

--------------------------------

<*> сумма средних значений выручки в рамках отрасли по всем резидентам за период анализа

<**> средневзвешенная по выручке на основе имеющихся данных за последний год периода анализа

<***> средневзвешенная по выручке на основе данных за весь период анализа

В отношении ТОП-5 по выручке отраслей, в которых выявлена сверхдоходность или низкая инвестиционная активность, стоит отметить, что отрасль по обработке металлов и нанесению покрытий на металлы в целом за период демонстрирует высокую доходность активов и низкую инвестиционную активность, несмотря на отрицательные значения операционной рентабельности и доходности активов в последние годы.

Таким образом, режим СПВ требует "донастройки", например, для новых резидентов в части ограничения видов деятельности, которые могут пользоваться налоговыми льготами и неналоговыми мерами поддержки.

Также отмечаем, что на основе результатов анализа эффективности ИНЛ Минфином России подготовлены предложения по внесению изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, направленные на совершенствование налогового регулирования режима СПВ (более подробно см. "Результаты анализа эффективности ИНЛ").

Дополнительно отмечаем, что:

- отсутствует система ответственности (в том числе финансовой) субъектов Российской Федерации и управляющей компании за недостижение показателей, ранее установленных в заключенных соглашениях,

- происходит неэффективное использование средств федерального бюджета ввиду строительства невостребованных объектов инфраструктуры, а также возникают риски для федерального бюджета в части предоставления налоговых льгот для проектов, вероятность успешной реализации которых низкая.