Утвержден

Приказом

Министерства Российской Федерации

по делам гражданской обороны,

чрезвычайным ситуациям

и ликвидации последствий

стихийных бедствий,

Министерства здравоохранения

и социального развития

Российской Федерации,

Министерства финансов

Российской Федерации

от 8 декабря 2006 г. N 728/832/166н

ПОРЯДОК

И УСЛОВИЯ ОФОРМЛЕНИЯ И ВЫДАЧИ УДОСТОВЕРЕНИЯ

ГРАЖДАНАМ, ПОЛУЧИВШИМ ИЛИ ПЕРЕНЕСШИМ ЛУЧЕВУЮ БОЛЕЗНЬ

И ДРУГИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С РАДИАЦИОННЫМ

ВОЗДЕЙСТВИЕМ ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

ИЛИ С РАБОТАМИ ПО ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ

КАТАСТРОФЫ НА ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ АЭС; ИНВАЛИДАМ

ВСЛЕДСТВИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОЙ КАТАСТРОФЫ

Список изменяющих документов

(в ред. Приказов МЧС России N 564, Минздравсоцразвития России N 518,

Минфина России N 101н от 24.09.2008, МЧС России N 372,

Минздравсоцразвития России N 369н, Минфина России N 60н от 24.06.2009,

Приказов МЧС России N 369, Минтруда России N 8н, Минфина России N 92н

от 27.06.2012,

МЧС России N 719, Минтруда России N 651н, Минфина России N 210н

от 24.09.2020,

МЧС России N 748, Минтруда России N 592н, Минфина России N 122н

от 19.07.2023)

1. Порядок и условия оформления и выдачи удостоверения гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы (далее - Порядок) устанавливает единые обязательные на всей территории Российской Федерации правила оформления и выдачи удостоверения (далее - удостоверение) гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС" (далее - Закон).

Удостоверения, выданные гражданам до принятия настоящего Порядка, действительны для предоставления мер социальной поддержки.

2. Удостоверение выдается:

а) гражданам, получившим или перенесшим лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

б) инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

в) детям и подросткам в возрасте до 18 лет, указанным в части второй статьи 25 Закона, страдающим болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей;

г) членам семьи, потерявшим кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, инвалидов вследствие чернобыльской катастрофы, указанным в части четвертой статьи 14 Закона.

Удостоверение дает право гражданам, указанным в пункте 2 настоящего Порядка, на меры социальной поддержки с момента его предъявления.

3. Оформление и выдача удостоверения производится:

федеральными органами исполнительной власти, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная (приравненная к ней) служба (далее - уполномоченный орган), - гражданам, работающим или проходящим военную (приравненную к ней) службу в этих федеральных органах исполнительной власти, находящихся в их ведении учреждениях, организациях и территориальных органах, а также получающим пенсионное обеспечение в этих органах, и членам их семьи;

органами в сфере социальной защиты населения (далее - уполномоченный орган), уполномоченными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации - инвалидам, пенсионерам и другим категориям граждан, указанных в пункте 2 Порядка (кроме перечисленных в абзаце втором настоящего пункта).

4. Для оформления и получения удостоверения граждане обращаются в уполномоченный орган по месту жительства (работы) с письменным заявлением, одновременно с которым предъявляются (в зависимости от категории граждан) следующие документы:

(в ред. Приказа МЧС России N 369, Минтруда России N 8н, Минфина России N 92н от 27.06.2012)

(см. текст в предыдущей редакции)

паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);

удостоверение или справка установленного образца, подтверждающие факт проживания (прохождения военной или приравненной к ней службы) в зоне радиоактивного загрязнения, эвакуации или переселения из зоны радиоактивного загрязнения;

удостоверение установленного образца, подтверждающее факт участия в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС;

заключение межведомственного экспертного совета или военно-врачебной комиссии о причинной связи развившихся заболеваний и инвалидности с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы;

абзац утратил силу. - Приказ МЧС России N 719, Минтруда России N 651н, Минфина России N 210н от 24.09.2020.

(см. текст в предыдущей редакции)

4.1. Уполномоченный орган в течение 5 рабочих дней со дня подачи гражданином в соответствии с пунктом 4 настоящего Порядка заявления запрашивает в порядке межведомственного электронного взаимодействия в Фонде пенсионного и социального страхования Российской Федерации сведения, подтверждающие факт установления инвалидности (для инвалидов).

Межведомственный запрос направляется уполномоченным органом в форме электронного документа с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия и подключаемых к ней региональных систем межведомственного электронного взаимодействия, а при отсутствии доступа к этой системе - на бумажном носителе с соблюдением требований законодательства Российской Федерации в области персональных данных.

Указанные сведения предоставляются Фондом пенсионного и социального страхования Российской Федерации в течение 3 рабочих дней со дня получения запроса.

Гражданин вправе по собственной инициативе для оформления и получения удостоверения представить в уполномоченный орган в качестве необходимых сведений справку федерального государственного учреждения медико-социальной экспертизы, подтверждающую факт установления инвалидности.

(п. 4.1 в ред. Приказа МЧС России N 748, Минтруда России N 592н, Минфина России N 122н от 19.07.2023)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Членам семьи, указанным в подпункте "г" пункта 2 Порядка, уполномоченным органом выдается удостоверение, которое оформляется на бланке удостоверения согласно Приложению N 1. При этом удостоверение оформляется на имя умершего (погибшего) гражданина, из числа граждан, указанных в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 Закона, фотография в удостоверение не вклеивается, а на ее месте делается надпись черными чернилами "Посмертно" и заверяется гербовой печатью уполномоченного органа.

Для оформления и получения удостоверения члены семьи, потерявшие кормильца, обращаются в уполномоченные органы, указанные в пункте 3 Порядка, с письменным заявлением, к которому прилагаются следующие документы:

удостоверение умершего гражданина, выданное ранее или в соответствии с настоящим Порядком (при его утрате удостоверение выдается на основании первичных документов, имеющихся в личном деле умершего гражданина);

свидетельство о смерти;

свидетельство о браке;

паспорт гражданина Российской Федерации (для детей, не достигших 14-летнего возраста, - свидетельство о рождении);

документы, подтверждающие факт совместного проживания (при необходимости).

6. В необходимых случаях от граждан, обращающихся за получением удостоверения, могут быть затребованы документы, подтверждающие родственные связи с лицом, имеющим право на получение данного удостоверения; доверенность на получение удостоверения, выданная в установленном порядке; свидетельство об усыновлении; иные документы, удостоверяющие личность и содержащие указание на гражданство.

7. Уполномоченный орган:

осуществляет прием от граждан документов, указанных в пунктах 4 или 5 настоящего Порядка;

снимает и заверяет копии представленных документов (оригиналы документов возвращаются заявителю);

проводит проверку представленных документов;

принимает решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения;

(в ред. Приказа МЧС России N 369, Минтруда России N 8н, Минфина России N 92н от 27.06.2012)

(см. текст в предыдущей редакции)

направляет в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации заявки на выдачу бланков удостоверений по форме согласно Приложению N 2, к которым прилагаются заверенные в установленном порядке копии решений о выдаче удостоверений;

(в ред. Приказа МЧС России N 564, Минздравсоцразвития России N 518, Минфина России N 101н от 24.09.2008, Приказа МЧС России N 369, Минтруда России N 8н, Минфина России N 92н от 27.06.2012)

(см. текст в предыдущей редакции)

несет ответственность за достоверность сведений, содержащихся в заявках на выдачу бланков, представляемых в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

(в ред. Приказа МЧС России N 564, Минздравсоцразвития России N 518, Минфина России N 101н от 24.09.2008, Приказа МЧС России N 369, Минтруда России N 8н, Минфина России N 92н от 27.06.2012)

(см. текст в предыдущей редакции)

8. Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения принимается уполномоченным органом в месячный срок со дня принятия от гражданина заявления (при соблюдении заявителем условий, указанных в пунктах 4 или 5 настоящего Порядка).

Решение об отказе в выдаче удостоверения не может быть принято, если заявителем соблюдены условия, указанные в пунктах 4 или 5 настоящего Порядка.

Решение о выдаче (отказе в выдаче) удостоверения оформляется распоряжением руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа.

(п. 8 в ред. Приказа МЧС России N 369, Минтруда России N 8н, Минфина России N 92н от 27.06.2012)

(см. текст в предыдущей редакции)

9. Бланки удостоверения выдаются Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации представителю уполномоченного органа на основании заявки и доверенности, оформленных в установленном порядке.

(в ред. Приказа МЧС России N 564, Минздравсоцразвития России N 518, Минфина России N 101н от 24.09.2008, Приказа МЧС России N 369, Минтруда России N 8н, Минфина России N 92н от 27.06.2012)

(см. текст в предыдущей редакции)

10. Для выдачи удостоверений гражданам уполномоченным органом составляется ведомость учета выдачи удостоверений по форме согласно Приложению N 3 в 2-х экземплярах (далее - ведомость).

Удостоверение выдается получателю под расписку.

При получении удостоверения другим лицом (законным представителем гражданина) в ведомость вносятся паспортные данные этого лица, а также реквизиты доверенности на получение удостоверения, оформленной в установленном порядке. В этом случае в ведомости расписывается лицо, получившее оформленное удостоверение.

Ведомость утверждается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, заверяется гербовой печатью.

Первый экземпляр ведомости хранится в уполномоченном органе, второй - представляется в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации не позднее двух месяцев со дня поступления бланков удостоверений в уполномоченные органы.

(в ред. Приказа МЧС России N 564, Минздравсоцразвития России N 518, Минфина России N 101н от 24.09.2008, Приказа МЧС России N 369, Минтруда России N 8н, Минфина России N 92н от 27.06.2012)

(см. текст в предыдущей редакции)

Первый и второй экземпляры ведомости подлежат строгому учету и хранятся постоянно.

11. Все реквизиты бланка удостоверения подлежат обязательному заполнению черными чернилами.

Удостоверение подписывается руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа, выдавшего удостоверение. Фотография предъявителя удостоверения и подпись руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа заверяется гербовой печатью.

Внесение исправлений в удостоверение не допускается. Удостоверение с внесенными исправлениями считается недействительным.

12. В случае утраты (порчи) удостоверения уполномоченный орган по месту жительства (работы) выдает дубликат удостоверения на основании письменного заявления гражданина, в котором указываются обстоятельства утраты (порчи) удостоверения и место его получения. При утрате удостоверения уполномоченный орган по месту жительства (работы) гражданина в порядке межведомственного информационного взаимодействия запрашивает справку из органа внутренних дел, подтверждающую, что утраченное удостоверение не найдено. Испорченное удостоверение сдается по месту получения дубликата.

(в ред. Приказа МЧС России N 369, Минтруда России N 8н, Минфина России N 92н от 27.06.2012)

(см. текст в предыдущей редакции)

Дубликат выдается на основании первичных документов, указанных в пунктах 4 или 5 настоящего Порядка. При выдаче дубликата в левой верхней части внутренней стороны удостоверения ставится штамп "дубликат".

13. Уполномоченный орган ведет учет обратившихся к ним граждан, имеющих право на получение удостоверения.

Материалы по учету оформленных и выданных удостоверений, копии выданных удостоверений, а также документы, послужившие основанием для выдачи удостоверений, хранятся в уполномоченном органе постоянно.

14. Бланки удостоверений подлежат строгому учету.

Выдача удостоверений регистрируется в Книге учета выдачи удостоверений согласно Приложению N 4, которая должна быть пронумерована, прошнурована, подписана руководителем (заместителем руководителя) уполномоченного органа и скреплена печатью.

Ответственным за хранение, учет и выдачу удостоверений (бланков удостоверений) является специально уполномоченное должностное лицо, назначаемое приказом (распоряжением) руководителя (заместителя руководителя) уполномоченного органа.

Бланки удостоверений, испорченные при заполнении, а также удостоверения, испорченные и сданные гражданами, подлежат уничтожению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для работы с документами строгой отчетности, с оформлением акта, утверждаемого руководителем уполномоченного органа. Копии актов направляются в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации.

(в ред. Приказа МЧС России N 564, Минздравсоцразвития России N 518, Минфина России N 101н от 24.09.2008, Приказа МЧС России N 369, Минтруда России N 8н, Минфина России N 92н от 27.06.2012)

(см. текст в предыдущей редакции)

Бланки удостоверений являются защищенной полиграфической продукцией уровня "В".

(абзац введен Приказом МЧС России N 372, Минздравсоцразвития России N 369н, Минфина России N 60н от 24.06.2009)

15. Споры по вопросам оформления и выдачи гражданам удостоверения, предусмотренного настоящим Порядком, разрешаются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.