23.221. Режим штопора

(a) Самолеты нормальной категории. Однодвигательные самолеты нормальной категории должны выходить из штопора продолжительностью в один виток или 3 с (в зависимости от того, что больше по времени), при этом не допускается более одного дополнительного витка для вывода при обычно применяемых стандартных действиях рычагами управления, или должно быть продемонстрировано, что самолет противодействует вводу в штопор, т.е. выполняется требование подпункта 23.221(a)(2) НЛГ 23.

(1) К самолету, выполняющему одновитковый или трехсекундный штопор, применяется следующее:

(i) При убранных закрылках не должны превышаться соответствующая предельная воздушная скорость и максимальная эксплуатационная маневренная перегрузка;

(ii) Усилия на рычагах управления самолетом не должны быть чрезмерными, а характеристики, встречающиеся при выполнении штопора или при выводе из него, не должны давать непривычного для пилота эффекта.

(iii) При любых действиях рычагами управления самолетом и/или управления двигателем не должен возникать штопор, выход из которого не обеспечен.

(iv) [Зарезервировано]

(2) Противодействие вводу в штопор.

На самолете должно быть продемонстрировано противодействие вводу в штопор следующим образом:

(i) При убранных закрылках:

(a*) В соответствии с установленными в параграфе 23.201 НЛГ 23 маневрами, рычаг управления рулем высоты необходимо отклонить на себя и удерживать в этом положении до окончания режима. Затем, используя элероны и рули привычным образом, должна быть обеспечена возможность выдерживать установившийся полет с креном в пределах 15° и перекладывать самолет из крена 30° одного направления в крен 30° другого направления.

(b*) Уменьшение скорости с помощью продольного управления должно происходить с темпом 1,8 км/ч за секунду до тех пор, пока рычаг продольного управления не достигнет упора. Затем при полностью отклоненном на себя штурвале отклоняется педаль, чтобы содействовать вводу в штопор, на 7 с или на время изменения курса на 360° (в зависимости от того, что происходит раньше). Если раньше достигается разворот 360° по курсу, то время вращения должно быть не менее 4 с. Этот маневр должен быть выполнен сначала с элеронами в нейтральном положении, затем элероны отклоняются против движения штопора самым неблагоприятным способом. Мощность или тяга двигателя и конфигурация самолета должны соответствовать требованиям пункта 23.201(e) НЛГ 23 и не изменяться в течение маневра. По истечении 7 с или разворота на 360° самолет должен реагировать немедленно и нормально на применение основных средств управления полетом, для выполнения координированного полета без изменения привычных для пилота действий по управлению самолетом и без превышения кратковременных усилий на органах управления, указанных в пункте 23.143(c) НЛГ 23.

(c*) Согласно требованиям параграфа 23.203 НЛГ 23 должно быть продемонстрировано, что самолет в криволинейном полете летит со скольжением, соответствующим отклонению шарика на индикаторе скольжения на один диаметр. Если перемещение шарика на один диаметр не может быть достигнуто, то педали при демонстрации должны быть отклонены полностью.

(ii) При выпущенных закрылках требование подпункта 23.203(b)(3) НЛГ 23 должно быть продемонстрировано на скорости, соответствующей срабатыванию сигнализации о приближении к сваливанию:

(a*) При выполнении координированного разворота на 180° с креном, допустимым в РЛЭ, но не менее 45°.

(b*) При выполнении поворота в течение не менее 7 секунд с креном не более 5° со скольжением, соответствующим 0,5 полного хода педали.

(b) Самолеты многоцелевой категории. Самолет многоцелевой категории должен удовлетворять требованиям пункта (a) настоящего параграфа. Дополнительно должны быть удовлетворены требования пункта (c) настоящего параграфа и подпункта 23.807(b)(6) НЛГ 23, если требуется одобрение режима штопора.

(c) Самолеты акробатической категории. На самолетах акробатической категории должны удовлетворяться требования пункта (a) настоящего параграфа и подпункта 23.807(b)(5) НЛГ 23.

Дополнительно должны удовлетворяться следующие требования для всех конфигураций, для которых запрашивается одобрение режима штопора:

(1) Самолет должен выходить из штопора в 6 витков или большего количества витков, заявленных для сертификации, не более чем за 1 или 1,5 витка соответственно, после обычных действий рычагами управления на вывод.

Однако штопор может быть прерван через 3 витка, если появляется спиральное движение.

(2) Не должны превышаться соответствующие предельная воздушная скорость и предельная маневренная перегрузка. В конфигурации с выпущенными закрылками, заявленной для сертификации, закрылки не могут быть убраны во время вращения самолета.

(3) При любых действиях рычагами управления самолетом или двигателем(ями) в процессе ввода или в течение штопора не должна возникать ситуация, при которой выход из штопора не обеспечен.

(4) Самолет не должен иметь таких характеристик штопора, как чрезмерная скорость вращения, значительные колебания и др., которые могут привести к потере ориентировки или к невозможности вывода из штопора.