7. Об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, об утверждении проекта межевания территории, о введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования

7. Об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории, об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, об утверждении проекта межевания территории, о введении режима чрезвычайной ситуации на территории муниципального образования.

Анализ правоприменительной практики показывает, что в ряде случаев встречаются неоднозначные подходы при определении нормативности муниципальных правовых актов, утверждающих документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа.

В соответствии со статьей 18 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее также - ГрК РФ) документами территориального планирования муниципальных образований являются: схемы территориального планирования муниципальных районов; генеральные планы поселений; генеральные планы городских округов. Состав, порядок подготовки документов территориального планирования муниципальных образований, порядок подготовки изменений и внесения их в такие документы, а также состав, порядок подготовки планов реализации таких документов устанавливаются в соответствии с указанным Кодексом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления (часть 2 статьи 18 ГрК РФ).

Согласно статье 41 ГрК РФ видами документации по планировке территории являются: проект планировки территории, проект межевания территории.

Документацию по планировке территории, предусматривающую размещение объектов местного значения муниципального района и иных объектов капитального строительства, размещение которых планируется на территориях двух и более поселений и (или) межселенной территории в границах муниципального района, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 3.2, 4.1, 4.2 статьи 45 ГрК РФ утверждают уполномоченные органы местного самоуправления муниципального района (часть 4 статьи 45 ГрК РФ).

Органы местного самоуправления поселения, органы местного самоуправления городского округа утверждают документацию по планировке территории в границах поселения, городского округа, за исключением случаев, указанных в частях 2 - 4.2, 5.2 статьи 45 ГрК РФ, с учетом особенностей, указанных в части 5.1 статьи 45 ГрК РФ (часть 5 статьи 45, часть 13 статьи 46 ГрК РФ).

Градостроительная деятельность имеет целью обеспечение комфортных и благоприятных условий проживания, комплексный учет потребностей населения, устойчивое развитие территорий и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области, что отражено в положениях статей 42 - 46 ГрК РФ. Проекты планировки территории и проекты межевания территории, решение об утверждении которых принимается органами местного самоуправления муниципального района, до их утверждения подлежат обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях, за исключением случаев, предусмотренных частью 5.1 статьи 46 ГрК РФ.

Таким образом, отношения, возникающие при подготовке и принятии проекта планировки или межевания территории, направлены на регулирование общественных отношений, соответственно предписания акта затрагивают права и свободы человека и гражданина (населения). Правовые нормы акта обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц, рассчитаны на неоднократное применение.

Пример 60:

Постановление администрации Бахчисарайского района Республики Крым от 25.09.2019 N 551 "Об утверждении "Проекта планировки территории земельного участка с кадастровым номером 90:01:071001:141, площадью 48 953 кв.м., расположенного по адресу: Республика Крым, Бахчисарайский район, на территории Голубинского с\с, участок 385"

извлечение

"<...> администрация Бахчисарайского района Республики Крым

ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить "Проект планировки территории земельного участка с кадастровым номером 90:01:071001:141, площадью 48 953 кв. м., расположенного по адресу: РК, Бахчисарайский р-н, на территории Голубинский с/с, участок 385).

<...>".

Примечание: акты органов местного самоуправления осуществляющих публичные полномочия, об утверждении (принятии) генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов, носят нормативный характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц и рассчитаны на неоднократное применение.

Пример 61:

Решение Собрания депутатов муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" Республики Марий Эл от 24.12.2012 N 143 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" муниципального образования "Звениговский муниципальный район" Республики Марий Эл".

извлечение

"<...> Собрание депутатов Кужмарского сельского поселения РЕШИЛО:

1. Утвердить Генеральный план муниципального образования "Кужмарское сельское поселение". <...>

2. Направить настоящее решение в Правительство Республики Марий Эл, в администрацию муниципального образования "Звениговский муниципальный район".

3. Обнародовать настоящее решение и разместить на официальном сайте муниципального образования "Звениговский муниципальный район" в информационно-телекоммуникационный сети "Интернет" (адрес доступа: WWW.admzven.ru).

4. Настоящее решение вступает в силу после обнародования.".

<...>.".

Извлечение из текста Генерального плана

"<...>

Генеральный план является основным градостроительным документом, определяющим в интересах населения и государства условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселения, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий, экологическому и санитарному благополучию.

<...>".

Примечание: детальное регулирование градостроительного зонирования, в том числе внесение изменений в правила землепользования и застройки осуществляется органами местного самоуправления в рамках их полномочий и пределов, предоставленных федеральным законодателем. В соответствии со статьями 24, 32 ГрК РФ утверждение генерального плана и правил землепользования и застройки муниципального образования, внесение в них изменений относятся к документам градостроительного зонирования, принимаются и утверждаются представительным органом местного самоуправления (статья 32, 33 ГрК РФ).

Приведенный, в качестве примера, правовой акт обладает следующими нормативными признаками:

- решение принято в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления - Собранием депутатов муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" Республики Марий Эл;

- в решении устанавливаются нормы, определяющие условия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развития территорий поселения, зонирование территорий, развитие инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования к сохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природных территорий муниципального образования "Кужмарское сельское поселение". Таким образом, нормативные предписания решения затрагивают права и свободы человека и гражданина (населения);

- правовые нормы обязательны к исполнению для неопределенного круга лиц;

- правовой акт рассчитан на неоднократное применение.

Анализ судебной практики высших судов позволяет сделать вывод, что подобные правовые акты рассматриваются судами как нормативные.

Пример 62:

Согласно кассационному определению Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 87-КА19-1 <11> постановление администрации города Костромы от 10.02.2016 N 274 "Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами Сусанина Ивана, Свердлова, 8 Марта, Войкова" отвечает признакам нормативного правового акта: проект межевания территории затрагивает интересы неопределенного круга лиц, поскольку распространяет свое действие не на индивидуально - определенные субъекты, а на круг лиц, объединенных общим признаком (в частности, граждан, проживающих на определенной территории), касаются соответствующего круга государственных органов, организаций, учреждений, должностных лиц.

В обоснование своего решения Верховный Суд Российской Федерации подчеркнул, что при определении документации по планировке территории как нормативного правового акта следует учесть, что она рассчитана на неоднократное применение, так как не носит разовый характер, не теряет силу после однократного применения, а действует постоянно и рассчитана на реализацию всякий раз, когда возникают обстоятельства, предусмотренные данной документацией, не содержит указания на конкретное событие, с наступлением которого связано издание правового акта. Названная документация определяет правила поведения, является обязательной к исполнению участниками данных правоотношений (например, обязанность выкупа объектов недвижимости для государственных либо муниципальных нужд, определение местоположения объектов федерального, регионального, местного значения).

О направленности документации по планировке территории на регулирование общественных отношений с участием неопределенного круга лиц свидетельствует и то обстоятельство, что проект межевания территории подлежит обязательному рассмотрению на общественных обсуждениях или публичных слушаниях в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства (статья 5.1, части 4 и 6 статьи 46 Градостроительного кодекса Российской Федерации).

--------------------------------

<11> Кассационное определение Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 05.06.2019 N 87-КА19-1 "Об отмене решения Свердловского районного суда г. Костромы от 25.12.2017 и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Костромского областного суда от 28.05.2018 и передаче на новое рассмотрение в Свердловский районный суд г. Костромы дела о признании недействующим постановления администрации города Костромы от 10.02.2016 N 274 "Об утверждении проекта межевания территории, ограниченной улицами Сусанина Ивана, Свердлова, 8 Марта, Войкова".

При определении нормативности муниципальных актов, при отборе для включения в федеральный регистр и региональные регистры, на практике могут вызывать затруднения акты органов местного самоуправления об утверждении проектов планировки и проектов межевания территории, об установлении границ зон с особыми условиями использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, которые как правило не содержат норм права и не устанавливают правил поведения.

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 50 признание того или иного акта нормативным зависит от анализа его содержания. Следует учитывать, что акт может являться обязательным для неопределенного круга лиц, в частности, в случаях, когда он издается в целях установления правового режима конкретного объекта публичного права (например, правовой акт об установлении границы территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление; об установлении границ зон с особыми условиями использования территории; решение о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд; об утверждении генеральных планов поселений, городских округов, схем территориального планирования муниципальных районов). Общеобязательность подобных актов проявляется в том, что за нарушение установленного правового режима использования или охраны конкретного объекта публичного права установлена юридическая ответственность.