6. О программах социально-экономического развития муниципального образования, о муниципальных программах

6. О программах социально-экономического развития муниципального образования, о муниципальных программах.

Согласно пунктам 33 и 35 статьи 3 Федерального закона от 28.06.2014 N 172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 172-ФЗ) под стратегией социально-экономического развития муниципального образования понимается документ стратегического планирования, определяющий цели и задачи муниципального управления и социально-экономического развития муниципального образования на долгосрочный период, а муниципальной программой является документ стратегического планирования, содержащий комплекс планируемых мероприятий, взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления, исполнителям и ресурсам и обеспечивающих наиболее эффективное достижение целей и решение задач социально-экономического развития муниципального образования. При этом необходимо учитывать, что стратегия социально-экономического развития муниципального образования и муниципальные программы отнесены к разным видам документов стратегического планирования, разрабатываемым на уровне муниципального образования (часть 5 статьи 11 Федерального закона N 172-ФЗ).

В соответствии с пунктом 4 части 10 статьи 35 Федерального закона N 131-ФЗ в исключительной компетенции представительного органа муниципального образования находится утверждение стратегии социально-экономического развития муниципального образования. Вместе с тем согласно части 1 статьи 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные программы утверждаются местной администрацией муниципального образования.

При определении нормативности подобных актов необходимо руководствоваться Бюджетным кодексом Российской Федерации (согласно статье 3 правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, определены как нормативные). Органы местного самоуправления принимают правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своих полномочий установленных Бюджетного кодекса Российской Федерации. Объем бюджетных ассигнований на финансовое обеспечение реализации муниципальных программ утверждается решением о бюджете по соответствующей каждой программе целевой статье расходов бюджета в соответствии с утвердившим программу муниципальным правовым актом местной администрации. Исходя из положений статьи 46 Федерального закона N 131-ФЗ, акты, регулирующие бюджетные правоотношения, принимаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Пример 55:

Решение Совета депутатов от 24.10.2012 N 49-224 Об утверждении Программы социально-экономического развития Сергеевского сельского поселения на 2012 - 2015 годы

извлечение

"<...>

РЕШЕНИЕ:

1. Утвердить прилагаемую Программу социально-экономического развития Сергеевского сельского поселения Хабаровского муниципального района Хабаровского края на 2012 - 2015 годы.

2. Настоящее решение вступает в силу после его официального опубликования.

<...>".

Пример 56:

Постановление Администрация муниципального образования "Город Майкоп" от 31.10.2017 N 1298 "Об утверждении муниципальной программы "Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма в муниципальном образовании

"Город Майкоп" на 2018 - 2021 годы (с изменениями на 1 ноября 2018 года)"

извлечение:

"Руководствуясь статьей 179 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", постановлением Администрации муниципального образования "Город Майкоп" от 20.07.2017 N 785 "О порядке разработки, реализации и оценки эффективности муниципальных программ муниципального образования "Город Майкоп", постановляю:

1. Утвердить муниципальную программу "Обеспечение малоимущих граждан жилыми помещениями по договорам социального найма в муниципальном образовании "Город Майкоп" на 2018 - 2021 годы" (прилагается).

2. Настоящее постановление опубликовать в газете "Майкопские новости" и разместить на официальном сайте Администрации муниципального образования "Город Майкоп".

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его опубликования. <...>".

Пример 57:

Постановление Администрации муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" от 18.12.2017 N 110 "Об утверждении муниципальной программы "Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 годы" на территории муниципального образования "Кужмарское сельское поселение"

извлечение

"<...> ПОСТАНОВЛЯЕТ:

1. Утвердить муниципальную программу "Формирование современной городской среды на 2018 - 2022 годы", территории муниципального образования "Кужмарское сельское поселение", согласно приложению.

2. Контроль за исполнением данного постановления оставляю за собой.

3. Настоящее постановление вступает в силу со дня его подписания и подлежит обнародованию и размещению на официальном сайте муниципального образования "Звениговский муниципальный район" на странице администрации муниципального образования "Кужмарское сельское поселение" в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

<...>".

Пример 58:

Постановление администрации муниципального образования "Город Саратов" от 13.10.2016 N 3093 "Об утверждении муниципальной программы "Развитие образования в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2017 - 2020 годы"

извлечение

"<...>

В соответствии с постановлением администрации муниципального образования "Город Саратов" от 3 сентября 2013 года N 1853 "Об установлении Порядка принятия решений о разработке муниципальных программ, их формирования и реализации и Порядка оценки эффективности реализации муниципальных программ" постановляю:

1. Утвердить муниципальную программу "Развитие образования в муниципальном образовании "Город Саратов" на 2017 - 2020 годы (приложение).

<...>".

Перечисленные муниципальные правовые акты обладают следующими нормативными признаками:

- правовые акты приняты в установленном порядке управомоченными органами в пределах полномочий (компетенций);

- содержат правовые нормы - обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение (в течение определенного актами периода), направленные на урегулирование общественных отношений;

- нормативные предписания затрагивают права и свободы человека и гражданина (населения).

Анализ судебной практики высших судов позволяет сделать вывод, что подобные правовые акты рассматриваются судами как нормативные.

Пример 59:

Определение Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.05.2013 N ВАС-6159/13 по делу N А08-5448/2012 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора судебных актов по заявлению о признании недействующим решения Совета депутатов Старооскольского городского округа от 28.04.2012 N 735 "Об утверждении Инвестиционной программы муниципального унитарного предприятия "Водоканал" по развитию системы водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2012 - 2015 годы"

извлечение

"<...>

Судами установлено, что решением N 735 Совет депутатов утвердил инвестиционную программу МУП "Водоканал" по развитию систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод Старооскольского городского округа на 2012 - 2015 годы.

<...> Суд, проверив оспариваемое решение N 735 на соответствие правовым актам, имеющим большую юридическую силу, процедуру его принятия, полномочия органа принявшего данное решение, признал, что оспариваемый нормативный акт принят Советом депутатов в соответствии с нормами действующего законодательства в пределах предоставленных полномочий и оснований для признания его недействующим с момента издания не имеется. <...>"