6. Программа выявления сделок

6.1. В целях выявления операций (сделок), подлежащих контролю, Адвокат осуществляет постоянный мониторинг операций (сделок) клиентов.

6.2. Адвокат проводит выявление операций (сделок), руководствуясь критериями и признаками необычных сделок, утвержденными приказом Росфинмониторинга от 8 мая 2009 г. N 103.

6.3. Обязательному контролю подлежат операции с денежными средствами или иным имуществом, перечисленные в ст. 6 и ст. 7.5 Федерального закона.

6.4. Адвокат обеспечивает повышенное внимание (мониторинг) к операциям (сделкам) клиентов, отнесенным к группе повышенного риска в целях выявления необычных операций, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения.

Определение принадлежности операции к операциям, предусмотренным п. 3 ст. 7 Федерального закона, Адвокат осуществляет с учетом критериев и признаков выявления сделок, приведенных в Приложении N 6 к настоящим правилам внутреннего контроля.

6.5. При выявлении признаков необычной операции (сделки) Адвокат анализирует иные операции (сделки) клиента для подтверждения обоснованности подозрений осуществления им операции (сделки) или ряда операций (сделок) в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

При выявлении в деятельности клиента необычной операции (сделки) или ее признаков Адвокат также может предпринять следующие действия:

а) обратиться к клиенту с просьбой о предоставлении необходимых объяснений, в том числе дополнительных сведений, разъясняющих экономический смысл необычной операции (сделки);

б) обеспечить повышенное внимание (мониторинг) в соответствии с настоящими правилами и требованиями законодательства в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения, ко всем операциям (сделкам) этого клиента;

в) предпринять иные необходимые действия при условии соблюдения законодательства Российской Федерации.

6.6. По итогам изучения операции (сделки) Адвокат либо уполномоченное Адвокатом специальное должностное лицо принимает решение:

а) о признании операции (сделки) клиента подлежащей обязательному контролю в соответствии со ст. 6 и 7.5 Федерального закона;

б) о признании выявленной необычной операции (сделки) подозрительной операцией (сделкой), осуществление которой может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения;

в) о необходимости принятия дополнительных мер по изучению необычной операции (сделки) клиента;

г) о представлении информации об операциях, предусмотренных подп. "а" и "б" настоящего пункта, в Федеральную службу по финансовому мониторингу.

Примечание: Адвокат самостоятельно (с учетом особенностей структуры, штатной численности, клиентской базы и степени (уровня) рисков, связанных с клиентами организации и их операциями) определяет процедуры выявления:

а) операций (сделок), подлежащих обязательному контролю в соответствии со ст. 6 и 7.5 Федерального закона;

б) операций (сделок), подлежащих документальному фиксированию в соответствии с п. 2 ст. 7 Федерального закона по указанным в нем основаниям;

в) необычных операций (сделок), в том числе подпадающих под критерии выявления и признаки необычных сделок, осуществление которых может быть направлено на легализацию (отмывание) доходов, полученных преступным путем, или финансирование терроризма и финансирование распространения оружия массового уничтожения.

6.7. На основании результатов программы выявления операций Адвокат документально фиксирует информацию при выявлении признаков совершения клиентом:

а) операции (сделки), подлежащей обязательному контролю в соответствии со ст. 6 и 7.5 Федерального закона;

б) операции (сделки), подпадающей под критерии выявления и (или) признаки необычной операции (сделки);

в) иной операции (сделки), в отношении которой возникают подозрения, что она осуществляется в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма.

6.8. Документальное фиксирование информации осуществляется на основании информации и документов, предоставляемых клиентами Адвоката. Документы, позволяющие идентифицировать клиента Адвоката, установить и идентифицировать выгодоприобретателя и иных участников операции (сделки), а также определить основания ее совершения, должны быть действительны на дату их предъявления.

Адвокат фиксирует информацию о клиенте, выгодоприобретателе, а также об операциях (сделках) клиента таким образом, чтобы в случае необходимости было возможно воспроизвести детали операции (сделки), в том числе сумму операции (сделки), валюту и назначение платежа, а также данные о контрагенте клиента.

6.9. В случае выявления признаков совершения клиентом операции (сделки), подлежащей обязательному контролю, в соответствии с требованиями Федерального закона или необычной операции (сделки) Адвокат, выявивший указанную операцию (сделку), составляет внутреннее сообщение - документ, содержащий сведения об указанной операции (сделке) (далее - внутреннее сообщение), по форме, со следующими реквизитами:

1) категория операции (сделки) (подлежащая обязательному контролю либо необычная операция), критерии (признаки) либо иные обстоятельства (причины), по которым операция (сделка) может быть отнесена к операциям, подлежащим обязательному контролю, либо к необычным операциям (сделкам);

2) содержание (характер) операции (сделки), дата, сумма и валюта проведения;

3) сведения о лице (лицах), проводящем операцию (сделку);

4) описание возникших затруднений квалификации операции как подлежащей обязательному контролю или причины, по которой операция (сделка) квалифицируется как необычная;

5) сведения об Адвокате и/или его сотруднике, составившем внутреннее сообщение об операции (сделке), и его подпись;

6) дата составления внутреннего сообщения об операции (сделке);

7) запись (отметка) о решении Адвоката, принятом в отношении внутреннего сообщения об операции (сделке);

8) запись (отметка) о дополнительных мерах (иных действиях), предпринятых Адвокатом в отношении клиента в связи с выявлением необычной операции (сделки) или ее признаков.

Примечание: Форма внутреннего сообщения, порядок, сроки и способ его передачи специальному должностному лицу определяются Адвокатом самостоятельно и отражаются в Правилах.

6.10. Кроме того, Адвокат документально фиксирует информацию об операциях, имеющих следующие признаки:

- запутанный или необычный характер операции (сделки), не имеющей очевидного экономического смысла или очевидной законной цели;

- несоответствие операции (сделки) целям деятельности организации, установленным учредительными документами этой организации;

- неоднократное совершение операций (сделок), характер которых дает основание полагать, что целью их осуществления является уклонение от процедур обязательного контроля, предусмотренных Федеральным законом;

- иные обстоятельства, дающие основания полагать, что операции (сделки) осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения.

6.11. При наличии у Адвоката любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в п. 1 ст. 7.1 Федерального закона, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового поражения, Адвокат обязан уведомить об этом уполномоченный орган - Росфинмониторинг (п. 2 ст. 7.1 Федерального закона).

6.12. Положения п. 2 ст. 7.1 Федерального закона не относятся к сведениям, на которые распространяются требования законодательства Российской Федерации о соблюдении адвокатской тайны (п. 5 ст. 7.1 Федерального закона).

6.13. Адвокат представляет информацию в Росфинмониторинг в соответствии с Инструкцией о предоставлении в Федеральную службу по финансовому мониторингу информации, предусмотренной Федеральным законом, утвержденной приказом Росфинмониторинга от 22 апреля 2015 г. N 110.