Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

Граждане на финансовом рынке

На фоне цифровизации финансового рынка, коммодитизации финансовых продуктов и услуг, а также прихода нефинансовых организаций на финансовый рынок усиливается конкуренция за потребителей между различными финансовыми посредниками. При этом если ранее россияне в основном направляли свободные денежные средства в банковские вклады, то в 2020 - 2021 годах значительно расширилось присутствие граждан на рынке капитала. Это связано как со снижением реальных процентных ставок по банковским депозитам, так и с активным предложением инвестиционных инструментов финансовыми посредниками через удобные дистанционные каналы продаж.

В условиях ослабления интереса граждан к банковским вкладам их прирост замедлился до 4,2% в 2020 году относительно 6,3 и 9,7% в 2018 и 2019 годах соответственно <43>. В структуре пассивов кредитных организаций доля средств физических лиц с начала 2019 года уменьшилась с 33 до 28,4% к началу ноября 2021 года. При этом из-за сохранявшегося низкого дифференциала ставок со срочными депозитами сокращалась доля срочных вкладов и росла доля текущих счетов. Однако в условиях роста процентных ставок вслед за ключевой начался рост срочных вкладов населения - так, за октябрь прирост срочных вкладов составил 0,6% (за сентябрь - 0,9%, за август - 0,5%). Восстановлению роста вкладов способствуют также меры социальной поддержки (в рамках выплат семьям с детьми и пенсионерам на сумму около 0,7 трлн руб. в августе - сентябре). В результате в октябре 2021 года прирост средств населения восстановился до 6,3% в годовом выражении.

--------------------------------

<43> С исключением счетов эскроу по договорам участия в долевом строительстве.

Граждане все чаще делали выбор в пользу инструментов рынка капитала, при этом отдавая предпочтение брокерскому обслуживанию по сравнению с доверительным управлением. С начала 2019 года до конца октября 2021 года многократно увеличилось количество клиентов на брокерском обслуживании (более чем в восемь раз, до 18,2 млн) и клиентов в доверительном управлении (почти в пять раз, до 725 тыс.). По состоянию на начало ноября 2021 года объем активов на брокерском обслуживании и в доверительном управлении составил 18,8 и 1,8 трлн руб. соответственно. К концу III квартала 2021 года значительно возросло количество открытых индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) - более чем в семь раз, до 4,4 млн <44>, объем активов на ИИС достиг 482,2 млрд рублей.

--------------------------------

<44> 4,0 млн - на брокерских счетах, 455 тыс. - в доверительном управлении.

Приток средств граждан на рынок капитала может повысить доступность финансовых ресурсов для компаний и стать дополнительным фактором развития реального сектора экономики. Однако в текущих условиях такой массовый приход начинающих розничных инвесторов во многом может являться вызовом, учитывая, что большинство новых инвесторов не осознает особенностей покупаемых сложных финансовых инструментов и связанных с ними рисков, их кардинальное отличие от банковских депозитов. Ситуация осложняется не всегда добросовестным поведением финансовых посредников при продаже инвестиционных продуктов, не в полной мере разъясняющих клиентам специфику инструментов, а также применяющих практики мисселинга и миспрайсинга.

В этих условиях Банк России уделяет особое внимание разработке и внедрению правил информирования клиентов при продаже финансовых продуктов, том числе во взаимодействии с саморегулируемыми организациями в сфере финансового рынка и банковскими ассоциациями. В частности, было законодательно установлено требование к финансовым организациям информировать потребителя об условиях договора об оказании финансовых услуг и рисках, связанных с исполнением договора. Кроме того, разработаны внутренние стандарты СРО для НФО, направленные на повышение качества информирования клиентов о финансовых продуктах в форме ключевых информационных документов (КИД), которые в простой форме отражают ключевые характеристики финансовых инструментов. К середине 2021 года соответствующие внутренние стандарты вступили в силу в секторах рынка ценных бумаг, коллективных инвестиций и форекс-дилеров. Стандарты продаж финансовых продуктов были утверждены и банковскими ассоциациями, в том числе в отношении деятельности кредитных организаций по продвижению, продаже и сопровождению финансовых продуктов и услуг НФО.

Кроме того, на законодательном уровне была закреплена обязательная процедура тестирования неквалифицированных инвесторов, которая введена с ноября 2021 года. Тестирование позволит профессиональным участникам рынка ценных бумаг оценивать знания клиентов о сложных финансовых инструментах и сопряженных рисках и их готовность к операциям с ними. Результаты тестирования станут ориентиром и для самих начинающих инвесторов, ограждая их от неожиданных и неоправданных потерь.

Банк России совместно с Правительством Российской Федерации и участниками рынка в дальнейшем продолжит настройку системы правил продаж финансовых продуктов и услуг наряду с проведением работы по повышению инвестиционной грамотности потребителей.

Выход розничных инвесторов на фондовый рынок при развитии дистанционных каналов обслуживания сопровождается и ростом вложений граждан в иностранные ценные бумаги. В 2020 - 2021 годах эта тенденция особенно усилилась. С начала 2020 года по начало ноября 2021 года вложения в акции нерезидентов выросли в 9,5 раза (до 979 млрд руб.), а в облигации - в 1,7 раза (до 725 млрд руб.).

Хотя вложения в ценные бумаги российских эмитентов по-прежнему занимают основную долю вложений в портфелях граждан (82% на начало ноября 2021 года), динамичный рост инвестиций в иностранные ценные бумаги требует постоянного мониторинга в целях ограничения рисков как для финансовой стабильности, так и для благополучия граждан.

При этом с широким распространением дистанционных форматов обслуживания и цифровых финансовых услуг активизировалась нелегальная деятельность на финансовом рынке через онлайн-каналы. Граждане, не обладающие достаточными знаниями и опытом, становятся более уязвимы перед действиями мошенников. В этих условиях растет число выявленных Банком России субъектов с признаками нелегальной деятельности, за девять месяцев 2021 года Банк России выявил на 61,6% больше субъектов с признаками нелегальной деятельности, чем за аналогичный период прошлого года. Около 42% из них осуществляли незаконное кредитование, две другие наиболее заметные группы - нелегальные участники рынка ценных бумаг (32%) и финансовые пирамиды (26%). Большинство финансовых пирамид, выявленных Банком России, действовало в сети Интернет (287 или 67,7% - интернет-проекты и иностранные организации). Они рекламировали свою деятельность в том числе через блогеров, размещали ролики на популярных видеохостингах. Банк России с 1 июня 2021 года на регулярной основе публикует на официальном сайте "Список компаний с выявленными признаками нелегальной деятельности на финансовом рынке", кроме того, была перенастроена система раннего выявления, что позволило проактивно идентифицировать большее количество субъектов.

Рост числа частных инвесторов на российских биржах также порождает увеличение предложения сомнительных и некачественных инвестиционных рекомендаций, советов в Интернете, социальных сетях, мессенджерах. Более того, анонимные источники могут сознательно манипулировать поведением инвесторов, и не всегда операции, проводимые на основе таких рекомендаций, могут быть законными. В частности, в рамках постоянного мониторинга организованных торгов Ситуационный центр Банка России уже выявлял координацию и попытки вовлечения частных инвесторов в недобросовестные практики на биржевых торгах посредством популярных мессенджеров.

Изменение форматов нелегальной деятельности требует и соответствующего совершенствования методов борьбы с ней, а также повышения уровня знаний граждан об особенностях приобретения финансовых продуктов через онлайн-каналы и умения отличить легальную деятельность от нелегальной.

Что касается структуры рынка в сегменте профессиональных услуг рынка ценных бумаг, то в нем происходило усиление роли банковских групп в оказании брокерских услуг и услуг доверительного управления. Этому способствовали их размер, накопленная база банковских клиентов, их активное вовлечение в рынок инвестиционных услуг через единый канал продаж, а также возможности, связанные с развитием финансовых технологий.

Рынок брокерских услуг и доверительного управления характеризуется невысоким уровнем конкуренции, что особенно проявляется в доверительном управлении.

По стоимости портфеля и количеству клиентов доля первых пяти управляющих составила 67 и 90% соответственно за девять месяцев 2021 года (см. табл. 1). При этом по числу клиентов первый управляющий занимает 50% рынка.

Хотя по обороту по сделкам доля первых пяти брокеров почти не изменилась и находилась вблизи 50% (с долей крупнейшего брокера в 20%), по количеству клиентов она выросла с 74 до 92% в 2018 - 2021 годах. При этом на конец III квартала 2021 года доли двух крупнейших брокеров по числу клиентов составили 40 и 29% соответственно. Это свидетельствует о продолжающемся наращивании крупными банковскими брокерами базы клиентов (в том числе за счет банковских онлайн-платформ).

В 2019 - 2021 годах с переходом к дистанционным форматам обслуживания все больше снижаются территориальные и временные барьеры для предложения финансовых продуктов и услуг, повышается их доступность. Ограничения, связанные с пандемией, увеличили спрос на использование безналичных платежей, онлайн-каналов и различных цифровых сервисов, в том числе платежных услуг. Доля безналичных платежей в розничном обороте за январь - сентябрь 2021 года составила 72,6% против 55,6% за 2018 год. Платежи и переводы физических лиц, совершенные в январе - сентябре 2021 года дистанционно, выросли по сравнению с январем - сентябрем 2019 года на 57,2% по количеству и 72,1% по объему.

Потребители доверяют цифровым платежным инструментам и расширяют их использование. С 2019 года наблюдается существенный рост применения бесконтактных способов оплаты. В январе - сентябре 2021 года было осуществлено 26,2 млрд операций с использованием бесконтактных технологий на сумму 23,5 трлн руб., что в 2,1 раза по количеству и в 2,6 раза по объему больше, чем в январе - сентябре 2019 года. При этом почти четверть (24,6%) таких операций была совершена с использованием платежных приложений на смартфонах и иных устройствах. В дальнейшем тенденция замещения наличных денег и пластиковых карт цифровыми платежными инструментами сохранится.

Вместе с тем рынок платежных услуг характеризуется высокой концентрацией бизнеса. Доля первых пяти банков-эмитентов (по объему операций) в сегментах карточных переводов, платежей за товары и услуги, совершенных их клиентами, составляет порядка 96 и 90%, доля крупнейшего банка-эмитента - 92 и 71% соответственно. Доля первых пяти банков-эквайреров (по объему операций) в сегменте приема карт при совершении платежей в торгово-сервисных предприятиях (эквайринговых услуг) составляет около 86%, доля крупнейшего банка-эквайрера - 71%.

Относительно низкая конкуренция на рынке платежей и переводов связана с распространением банковских карт через зарплатные проекты. В результате доступ к исторически сложившемуся большому массиву данных клиентов получил один из участников рынка, что позволило ему занять значимые позиции в сфере платежей и переводов.

С учетом географического разнообразия России для обеспечения финансовой доступности для граждан, проживающих в сельской местности, а также на отдаленных и малонаселенных территориях, все большее развитие получают облегченные форматы банковского обслуживания. В частности, к концу девяти месяцев 2021 года по сравнению с началом 2019 года заметно увеличилось число отделений почтовой связи, в которых можно совершить отдельные банковские операции (на 18%, до 35,6 тыс. ед.) Многократно возросло количество торгово-сервисных предприятий, где можно снять наличные вместе с совершением покупки (с 93 ед. до 5,9 тыс. ед.). Расширяется также сеть удаленных точек обслуживания с работниками кредитных организаций и иных стационарных точек обслуживания граждан с агентами и партнерами кредитных организаций (за 2020 год их число возросло на 26%, до 524,5 тыс. ед. <45>).

--------------------------------

<45> Данные по указанным точкам обслуживания с работниками и агентами кредитных организаций рассчитываются с начала 2019 года (за два года их количество выросло на 13%), с партнерами - с начала 2020 года.

В целях повышения доступности финансовых услуг, развития конкуренции и снижения издержек граждан и бизнеса Банк России создает и развивает цифровую финансовую инфраструктуру.

В 2018 году была запущена Единая биометрическая система, которая позволяет с использованием биометрических технологий безопасно и достоверно идентифицировать граждан для оказания им услуг.

В 2019 году Банк России запустил Систему быстрых платежей (СБП), позволяющую осуществлять онлайн-переводы между счетами клиентов кредитных организаций - участников СБП в режиме 24/7/365. За первые два года с момента запуска СБП граждане совершили в ней 118 млн переводов на общую сумму более 850 млрд рублей. При этом в 2020 году по сравнению с 2019 годом операции через СБП многократно выросли - в 16 раз по количеству и в 13 раз по объему. Стремительный рост операций продолжился и в 2021 году, только за одиннадцать месяцев 2021 года количество операций выросло почти в 9 раз, а их объем - в 7,2 раза по сравнению с аналогичными показателями за одиннадцать месяцев 2020 года.

Кроме того, с 2020 года проводится эксперимент по созданию и использованию инфраструктуры Цифрового профиля, позволяющего гражданам представлять в режиме онлайн достоверные и юридически значимые сведения о себе в финансовые организации для получения дистанционных услуг. С момента запуска эксперимента граждане воспользовались Цифровым профилем около 8,5 млн раз.