Вопросы повышения доступности финансирования для малых и средних предприятий особенно актуальны, учитывая, что развитие данного сектора повышает потенциал экономического роста в России, вносит значимый вклад в обеспечение занятости, а также в насыщение рынка товарами и услугами. При этом малый и средний бизнес в силу своей специфики в наибольшей мере сталкивается с проблемой более дорогих финансовых ресурсов по сравнению с крупным бизнесом. Поэтому финансирование МСП в России пока развивается при значительной государственной поддержке.
Благодаря стимулирующим мерам, принятым Правительством Российской Федерации и Банком России, в 2019 году - III квартале 2021 года кредитование МСП стало одним из самых быстрорастущих сегментов. В условиях существенного ухудшения экономической ситуации в 2020 году расширению банковского кредитования МСП в первую очередь способствовала антикризисная поддержка государства, в том числе расширение льготного кредитования на поддержку и сохранение занятости <38>, возобновление деятельности <39> (в рамках указанных программ в 2020 году субъектам МСП было выдано свыше 250 тыс. кредитов), а также введенные Банком России временные регуляторные послабления для кредитных организаций в отношении реструктурированных кредитов. В результате к началу ноября 2021 года портфель кредитов МСП вырос на 63,3% (до 6,8 трлн руб.) по сравнению с началом 2019 года и на 27,6% относительно аналогичного периода 2020 года.
--------------------------------
<38> Постановление Правительства Российской Федерации от 02.04.2020 N 422.
<39> Постановление Правительства Российской Федерации от 16.05.2020 N 696.
Созданный на Московской Бирже Сектор Роста расширяет возможности малого и среднего бизнеса по привлечению долгового финансирования. Для эмитентов МСП предусмотрены льготные условия - субсидии и компенсации, а также поручительства и гарантии по облигационным выпускам, участие институтов развития в размещении облигаций. В 2020 году объемы размещения облигаций в Секторе Роста выросли более чем вдвое (на 106%) по сравнению с 2019 годом и составили 6,4 млрд руб., что превысило целевые показатели по объемам выпуска облигаций МСП, определенные в национальном проекте "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" <40>. По итогам одиннадцати месяцев 2021 года объем размещений составил 7,9 млрд рублей.
--------------------------------
<40> Подробнее см. Национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы". Целевые значения сформулированы в паспорте федерального проекта "Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства".
Важное значение для развития МСП имеют лизинг и факторинг. Услуги МСП составляют значимую часть лизингового рынка: доля МСП в стоимости взятого в лизинг имущества по итогам первого полугодия 2021 года составила 60,7% после 47,6% в 2018 году <41>. В части факторинга на МСП приходится около 13% рынка. Совокупный портфель российского рынка факторинга по итогам III квартала 2021 года составил 1,2 трлн руб., что почти в два раза больше, чем в начале 2019 года <42>. Способствовать расширению данного рынка будет развитие цифрового факторинга с использованием смарт-контрактов. Для успешного развития факторинга важно, чтобы крупные компании, которые часто являются контрагентами МСП, приняли за стандартную практику своевременную выдачу актов приема товаров и работ, оказания услуг, которые используются в факторинговых сделках, а также необходимо выявление и устранение иных факторов, которые могут становиться препятствием для развития данного вида финансирования.
--------------------------------
<41> По данным рейтингового агентства "Эксперт РА".
<42> По данным Ассоциации факторинговых компаний. В 2020 году объем рынка факторинга составлял 1,1 трлн руб., то есть около 1% ВВП.
Свою нишу в привлечении финансирования для малого и среднего бизнеса занимает краудфинансирование. В настоящее время это инструмент привлечения преимущественно краткосрочных заемных ресурсов, но в дальнейшем будут развиваться инструменты облигационных заимствований и долевого финансирования, а также использование утилитарных цифровых прав и цифровых финансовых активов, которое фактически не началось из-за неразвитости налогового режима. С принятием федерального закона и переходом рынка под регулирование Банка России объемы краудфинансирования демонстрируют постепенный рост - общий объем привлеченных денежных средств через инвестиционные платформы за девять месяцев 2021 года составил 8 млрд рублей.
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей