Банком России разработаны Основные направления развития финансового рынка Российской Федерации на 2023 год и период 2024 и 2025 годов.

ВЫЗОВЫ И ВОЗМОЖНОСТИ ДЛЯ ФИНАНСОВОГО РЫНКА, НАПРАВЛЕНИЯ ЕГО РАЗВИТИЯ

По итогам анализа тенденций в развитии российского финансового рынка и его сегментов можно сделать следующие выводы о важных условиях развития финансового рынка, стоящих вызовах и открывающихся возможностях.

Возросшая устойчивость финансового рынка, как в целом, так и в отдельных сегментах, является основой для повышения доверия к финансовым услугам и удовлетворения спроса экономических субъектов на различные виды финансирования.

Поэтапная настройка Банком России регулирования финансового сектора и вывод с рынка недобросовестных игроков способствовали повышению устойчивости финансового сектора и формированию достаточного запаса капитала у финансовых организаций, что создает потенциал для дальнейшего устойчивого роста предложения предоставляемых ими продуктов и услуг.

Значимым фактором развития финансового рынка и экономики в целом является обеспечение стабильных и предсказуемых макроэкономических условий через последовательную денежно-кредитную политику, нацеленную на ценовую стабильность, взвешенную бюджетную политику, следующую бюджетному правилу, а также через ограничение рисков для системной финансовой стабильности. Такие макроэкономические условия имеют важное значение также для роста потенциала долгосрочного финансирования в экономике.

Цифровизация, существенно меняющая различные аспекты функционирования финансового рынка, создает предпосылки для дальнейшего развития, улучшения доступности и качества финансовых продуктов и сервисов для потребителя, а также повышения производительности труда в финансовом секторе.

С внедрением платформенных решений на финансовом рынке появляются новые инновационные инструменты и площадки для привлечения и размещения капитала. Это расширяет спектр возможных источников финансирования, а также усиливает конкуренцию. Проактивная позиция Банка России в создании инфраструктуры финансового рынка также будет способствовать улучшению конкурентной среды на финансовом рынке и расширять его потенциал.

Цифровая трансформация создает новые вызовы в части защиты прав потребителей, обеспечения защиты информации и операционной надежности (киберустойчивости) финансового рынка как важных элементов его устойчивости и качества обслуживания граждан.

Массовый приход граждан на рынок капитала создает возможности для их участия в финансировании долгосрочных инвестиций, в том числе "зеленого" (экологического) перехода экономики на низкоуглеродную основу. Чтобы участие граждан в финансовом рынке стало устойчивой тенденцией, необходимы улучшение культуры (этики) взаимодействия финансовых посредников с клиентами, прежде всего в сфере инвестиционных финансовых услуг, повышение финансовой грамотности начинающих розничных инвесторов, а также мониторинг рисков для финансовой стабильности.

Усиление трансграничности оказания финансовых услуг и рост вложений граждан в иностранные финансовые инструменты требуют внимания с точки зрения как защиты прав потребителей, так и финансовой стабильности.

Стремительно меняющаяся под влиянием цифровых технологий среда финансового рынка требует оперативной разработки новых подходов к регулированию, в том числе способного быстро адаптироваться к новым реалиям. В частности, необходимы создание и настройка соответствующего регулирования экосистем, чтобы их развитие создавало преимущества для граждан и бизнеса и не несло в себе существенных рисков для конкурентной среды и финансовой стабильности.

Цифровые технологии также открывают новые возможности для оптимизации взаимодействия Банка России и финансовых посредников, что должно способствовать повышению эффективности их деятельности, снижению транзакционных издержек и регуляторной нагрузки.

Высокая концентрация в большинстве сегментов финансового рынка, а также все еще значимое присутствие государства в капиталах финансовых посредников создают вызов по формированию сбалансированной конкурентной среды. От решения данного вопроса напрямую зависит способность рыночных сил обеспечивать поступательное развитие финансового рынка.

Ограничением для развития финансового рынка выступает недостаточная инвестиционная привлекательность российской экономики, что порождает неготовность инвесторов вкладывать средства на длинные сроки. Негативное влияние на сегмент длинных денег оказывает и неопределенность в развитии пенсионного рынка в связи с очередной заморозкой пенсионных накоплений и неопределенностью в отношении их дальнейших перспектив.

Вызовом для развития российского финансового рынка и экономики в целом является своевременный учет факторов устойчивого развития (ESG-факторов), которые становятся особенно значимыми в глобальной экономической повестке, важными для дальнейшего развития и роста как российского финансового рынка, так и экономики в целом.

Важно учитывать и своевременно реагировать на изменение внешних условий при нарастающих дисбалансах в мировой экономике, которые, как правило, сказываются на состоянии глобальных финансовых рынков, а также сохраняющиеся геополитические факторы.

Принимая во внимание текущие тенденции, а также вызовы и возможности для финансового рынка, Банк России совместно с Правительством Российской Федерации будет содействовать его развитию на среднесрочном горизонте, проводя работу по следующим ключевым направлениям:

1. Повышение защищенности потребителей финансовых услуг и инвесторов, повышение финансовой грамотности.

2. Содействие цифровизации.

3. Повышение доступности финансовых услуг для граждан и бизнеса.

4. Содействие конкуренции на финансовом рынке.

5. Обеспечение финансовой стабильности.

6. Расширение вклада финансового рынка в достижение целей устойчивого развития и ESG-трансформации российского бизнеса.

7. Развитие длинных денег (долгосрочного финансирования).

8. Развитие регулирования секторов финансового рынка.

Подробное изложение запланированных Банком России мер на ближайшие три года представлено в разделе 3 "Направления развития российского финансового рынка".

КОНЦЕНТРАЦИЯ И КОНКУРЕНЦИЯ В СЕГМЕНТАХ ФИНАНСОВОГО РЫНКА В 2018 - 2021 ГОДАХ <1>

(%)

Табл. 1

Сегмент финансового рынка

Доля лидера в 100%

Доля топ-5 в 100%

Доля лидера в топ-5

CBR-Composite <2> 2020

CBR-Composite <2> 9 месяцев 2021

2018

2020

9M2021

2018

2020

9M2021

2018

2020

9M2021

Прием платежей по картам (эквайринг) <3>

66,6

70,9

-

82,2

85,5

-

81,1

82,9

-

00000001.png

-

Карточные платежи <4>

70,5

71,2

-

87,3

90,0

-

80,8

80,0

-

00000002.png

-

Карточные переводы <5>

94,0

92,2

-

95,7

95,9

-

98,1

96,2

-

00000003.png

-

Кредитование

37,2

47,3

50,2

67,5

75,7

74,3

55,2

62,5

67,4

00000004.png (ФЛ)

00000005.png (ЮЛ)

00000006.png (ФЛ)

00000007.png (ЮЛ)

Привлечение <6>

35,7

34,7

33,9

69,5

69,8

69,9

51,3

49,8

48,4

00000008.png (ФЛ)

00000009.png (ЮЛ)

00000010.png (ФЛ)

00000011.png (ЮЛ)

Брокеры (оборот)

18,1

21,3

19,8

48,9

48,4

50,2

37,1

44,0

39,5

00000012.png

00000013.png

Брокеры (клиенты) <6>

22,3

34,7

40,3

73,9

89,2

91,5

30,2

39,0

44,0

00000014.png

00000015.png

Доверительное управление (портфель) <6>

23,8

26,1

24,9

69,6

72,3

66,6

34,2

36,1

37,3

00000016.png

00000017.png

Доверительное управление (клиенты) <6>

41,5

53,4

50,1

91,1

92,7

90,4

45,6

57,6

55,4

00000018.png

00000019.png

НПФ (ОПС) <6>

22,2

22,4

26,0

78,5

77,9

95,8

28,3

28,7

27,0

00000020.png

00000021.png

НПФ (НПО) <6>

32,0

30,2

33,3

79,8

79,3

84,0

40,1

38,1

39,6

00000022.png

00000023.png

ОСАГО

15,7

17,4

16,8

57,7

64,2

64,8

27,3

27,2

26,0

00000024.png

00000025.png

Добровольное страхование

24,7

26,8

27, 7

63,0

62,6

64,5

39,3

42,9

43,0

00000026.png

00000027.png

--------------------------------

<1> При расчете показателей конкуренции используется консолидированный подход (для НПФ - с 2021 года), в рамках которого показатели компаний, входящих в одну группу, суммируются, а в качестве представителя группы указывается головная или крупнейшая организация.

<2> CBR-Composite - агрегированный индекс, рассчитываемый Банком России и отражающий в целом уровень конкуренции на том или ином рынке:

00000028.png - низкий уровень конкуренции;

00000029.png - умеренный уровень конкуренции;

00000030.png - высокий уровень конкуренции.

ФЛ - физические лица, ЮЛ - юридические лица.

<3> Прием платежей за товары и услуги в торгово-сервисных предприятиях (включая Интернет-магазины) на территории России с использованием карт, выданных российскими кредитными организациями и банками-нерезидентами.

<4> Внутрироссийские платежи за товары и услуги, совершенные с использованием карт, выданных российскими кредитными организациями.

<5> Безналичные операции, совершенные с использованием карт, выданных российскими кредитными организациями и не связанные с оплатой товаров и услуг (например, с карты на карту, с карты на банковский счет и т.п.).

<6> Показатели, рассчитанные на конец указанного периода.