"Обзор правоприменительной практики контрольно-надзорной деятельности Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка" (утв. Росалкогольрегулированием 25.10.2017)

Раздел II

Анализ наиболее часто совершаемых соискателями лицензий
(лицензиатами), представивших заявления о выдаче (продлении
срока действия, переоформлении) лицензии, нарушений,
выявленных Росалкогольрегулированием при осуществлении
лицензионного контроля
 
Административным регламентом предоставления Федеральной службой по регулированию алкогольного рынка государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, утвержденным приказом Росалкогольрегулирования от 27.12.2013 N 335 (далее - Административный регламент) установлены сроки и последовательность административных процедур и административных действий Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, порядок взаимодействия между ее структурными подразделениями и должностными лицами, порядок взаимодействия с организациями, органами государственной власти при предоставлении государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной (за исключением розничной продажи) и спиртосодержащей продукции, в том числе формы заявлений, представляемые организациями при получении государственной услуги по лицензированию производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции.
В соответствии с пунктом 17 статьи 19 Федерального закона N 171-ФЗ срок действия лицензии продлевается по просьбе лицензиата в порядке, установленном для выдачи лицензии. Таким образом, организация должна соответствовать лицензионным требованиям, установленным положениями, в том числе статьям 11, 19 Федерального закона N 171-ФЗ, в связи с чем Росалкогольрегулированием направляются запросы по системе межведомственного электронного взаимодействия в Росреестр, МЧС России, ФНС России.
При подаче заявлений (выдача, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) в Росалкогольрегулирование наиболее часто встречаются следующие нарушения:
1) у организаций, осуществляющих производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции:
а) несоответствие заявителя лицензионным требованиям, установленным в соответствии с положениями статей 2, 8, 9, 10, 11, 14.1, 16, 19, 20, 25 и 26 Федерального закона N 171-ФЗ (89 нарушений в январе - августе 2017 года), в том числе:
- выявление в представленных документах недостоверной, искаженной, а также неполной информации в случае, если такая неполная информация не позволяет установить соответствие заявителя лицензионным требованиям;
- отсутствие документов, подтверждающих оплату уставного капитала (уставного фонда);
- отсутствие документа, подтверждающего техническую компетентность (аккредитацию) лаборатории химического и технологического контроля производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции или копии договора с такой лабораторией на проведение указанного контроля;
- отсутствие сертификатов соответствия на основное технологическое оборудование для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- непредставление документов, подтверждающих право собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления на основное технологическое оборудование;
- нарушение приказа Росалкогольрегулирования от 26.09.2014 N 289 "О перечне информации об основном технологическом оборудовании для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, автоматических средствах измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции и о коммуникациях, содержащейся в схеме оснащения основного технологического оборудования";
- нарушения технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной продукции:
Технических условий в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2012 N 59н;
Технических условий в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в части оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также оборудования для учета объема оборота и (или) использования для собственных нужд этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденных приказом Росалкогольрегулирования от 24.03.2015 N 74;
Порядка оснащения основного технологического оборудования для производства этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции автоматическими средствами измерения и учета концентрации и объема безводного этилового спирта в готовой продукции, объема готовой продукции, утвержденного приказом Росалкогольрегулирования от 26.11.2012 N 351.
б) наличие у заявителя на первое число месяца и не погашенной на дату поступления в лицензирующий орган заявления о выдаче (продлении срока действия, переоформлении) лицензии задолженности по уплате налогов, сборов, а также пеней и штрафов за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах (10 нарушений в январе - августе 2017 года);
В целях предотвращения допущения указанных правонарушений соискателям лицензий необходимо:
- изучить действующее законодательство, в том числе изменения, внесенные в нормативные правовые акты;
- своевременно уплачивать налоги, сборы, пени и штрафы за нарушение законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, а также штрафы, назначенные за правонарушения, предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях и совершенные в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- усилить контроль со стороны руководителей организаций за исполнением должностных обязанностей сотрудниками;
- регулярно проводить аудит организации производственных процессов на соответствие требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- обеспечить подготовку кадрового состава организаций - повышение квалификации персонала по работе в ЕГАИС;
- использовать в работе информацию, размещаемую Росалкогольрегулированием на официальных интернет-порталах: http://www.fsrar.ru/, https://wiki.egais.ru, https://egais.ru.
2) у организаций, осуществляющих оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции:
а) нарушения требований к складским помещениям, установленных Техническими условиями в области производства и оборота (за исключением розничной продажи) алкогольной и спиртосодержащей продукции в части хранения алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции, расфасованной в потребительскую тару, утвержденными приказом Росалкогольрегулирования от 26.10.2010 N 59н (135 нарушений в январе - августе 2017 года), в том числе:
- отсутствие поддонов в складском помещении при отсутствии стеллажей (при выдаче лицензии складское помещение должно уже соответствовать требованию в части наличия поддонов и их расположения в складских помещениях);
- нарушение температурного режима (при выдаче лицензии проверяется соответствие температурного режима для хранения всех видов алкогольной продукции);
- расположение строительных конструкций не соответствует техническому паспорту (организации представляют технические паспорта, в которых не отражены все конструктивные элементы складских помещений).
б) предоставление организациями недостоверной или неполной информации в заявлениях на получение государственной услуги по лицензированию оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции (44 нарушения в январе - августе 2017 года):
в заявлении (на выдачу, переоформление лицензии) не указан КПП обособленного подразделения (склада) или он указан неверно (в случае если место нахождения организации не совпадает с местом нахождения складских помещений организации, необходимо встать на учет в налоговом органе, получить уведомление о постановке на учет российской организации по месту нахождения обособленного подразделения и указать соответствующий КПП в заявлении, при этом при включении в лицензию нового склада указывается именно КПП нового склада, а не указанных ранее в лицензии);
в заявлении (на выдачу, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) указано два адреса электронной почты (Административным регламентом предусмотрено указание только одного адреса электронной почты, по которому Росалкогольрегулирование осуществляет переписку, направление решений, извещений, уведомлений с использованием электронной подписи);
в заявлении (на выдачу, переоформление, продление, досрочное прекращение лицензии) неверно указан вид деятельности, вид продукции или вид продукции не соответствует виду деятельности (алкогольная и спиртосодержащая продукции в соответствии с Федеральным законом N 171-ФЗ являются разными видами продукции и соответственно лицензии выдаются отдельно на каждый вид продукции);
в заявлении (на переоформление лицензии) не указано место нахождения склада (не указано место нахождения склада, которое организация планирует указать в лицензии (включаемого, уточняемого)).
в) ЕГАИС располагается организациями в помещении, не указанном в лицензии (не указанном в заявлении о выдаче (переоформлении лицензии), или отсутствует в складском помещении (20 нарушений в январе - августе 2017 года).
Согласно пункту 2 Требований к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота алкогольной продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 09.07.2016 N 650 "О требованиях к техническим средствам фиксации и передачи информации об объеме производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции в единую государственную автоматизированную информационную систему учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции" при наличии у организаций обособленных подразделений, программно-аппаратные средства организаций должны располагаться по месту нахождения каждого обособленного подразделения (по месту осуществления деятельности).
В целях предотвращения допущения указанных правонарушений соискателям лицензий необходимо:
- регулярно проводить аудит на соответствие организации производственных процессов требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции;
- осуществлять:
ежедневный мониторинг температурно-влажностного режима в складских помещениях;
контроль за работой вентиляций, отопления, охлаждающего оборудования;
- при подготовке документов руководствоваться требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, а также разъяснениями, размещенными на интернет-портале Росалкогольрегулирования.
 
Открыть полный текст документа

Закрыть