Утверждена

распоряжением Минтранса России

от 28 декабря 2016 г. N НА-197-р

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА

РЕГУЛЯРНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ И ТРАНСПОРТНО-СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ

ОБСЛЕДОВАНИЙ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

ПОСЕЛЕНИЙ, ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

1. Примерная программа регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований функционирования транспортной инфраструктуры поселений, городских округов в Российской Федерации (далее - Программа) предназначена для проведения регулярных транспортных и транспортно-социологических обследований в принятом в мировой практике формате "Т&Т" ("транспорт и передвижения") на территории поселений, городских округов.

2. Настоящая Программа предусматривает предложения по сбору показателей, характеризующих текущее состояние транспортной инфраструктуры поселений, городских округов, позволяющие осуществлять регулярный мониторинг и прогноз объемов перевозок городским наземным пассажирским транспортом и подвижности населения.

3. Настоящая Программа может применяться также органами местного самоуправления в рамках разработки программ комплексного развития транспортной инфраструктуры поселений, городских округов (далее - ПКРТИ, транспортная инфраструктура соответственно) в соответствии с требованиями, установленными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 декабря 2015 г. N 1440 (пункт 8).

4. Целью разработки настоящей Программы является получение объективной информации о функционировании транспортных систем поселений, городских округов в Российской Федерации, принятие управленческих решений в области развития транспортной инфраструктуры таких муниципальных образований, а также проведение регулярного мониторинга и прогноза объемов перевозок пассажиров и подвижности населения, отражающего актуальную транспортную ситуацию в поселениях, городских округах.

5. Исходная информация, полученная в процессе реализации настоящей Программы, служит для:

а) анализа положения субъекта Российской Федерации в структуре пространственной организации Российской Федерации, анализа положения поселения, городского округа в структуре пространственной организации субъектов Российской Федерации, включая характеристики существующих условий и перспектив развития и размещения транспортной инфраструктуры поселения, городского округа, оценку нормативно-правовой базы, необходимой для функционирования и развития транспортной инфраструктуры поселения, городского округа и оценку объемов финансирования транспортной инфраструктуры. Рекомендации по проведению обследований социально-экономического развития поселений, городских округов приведены в приложении N 1 к настоящей Программе;

б) социально-экономической характеристики поселения, городского округа, характеристики градостроительной деятельности на территории поселения, городского округа, включая деятельность в сфере транспорта, оценку транспортного спроса. Для получения указанной информации необходимо проведение обследований в соответствии с рекомендациями по проведению обследований социально-экономического развития поселений, городских округов, приведенными в приложении N 1 к настоящей Программе, и рекомендациями по проведению обследований, характеризующих оценку транспортного спроса, приведенными в приложении N 2 к настоящей Программе;

в) характеристики функционирования и показателей работы транспортной инфраструктуры по видам транспорта. Рекомендации по проведению обследований характеристик функционирования транспортной инфраструктуры по видам транспорта приведены в приложении N 3 к настоящей Программе;

г) характеристики движения грузовых транспортных средств, оценку работы транспортных средств коммунальных и дорожных служб, состояния инфраструктуры для данных транспортных средств. Рекомендации по проведению обследований характеристик функционирования транспортной инфраструктуры по видам транспорта приведены в приложении N 3 к настоящей Программе;

д) регулярного мониторинга и прогноза объемов перевозок пассажиров и подвижности населения, отражающей актуальную транспортную ситуацию поселений, городских округов. Рекомендации по системе регулярного мониторинга и прогноза объемов перевозок пассажиров и подвижности населения, отражающей актуальную транспортную ситуацию поселений, городских округов, приведены в приложении N 4 к настоящей Программе;

е) анализа состава парка транспортных средств и уровня автомобилизации в поселении, городском округе, обеспеченности парковками (парковочными местами). Рекомендации по проведению обследований состава парка транспортных средств и уровня автомобилизации в поселении, городском округе, обеспеченности парковками (парковочными местами) приведены в приложении N 5 к настоящей Программе;

ж) характеристики сети дорог поселения, городского округа, оценки параметров дорожного движения (скорость, плотность, состав и интенсивность движения потоков транспортных средств, коэффициент загрузки дорог движением и иные показатели, характеризующие состояние дорожного движения, экологическую нагрузку на окружающую среду от автомобильного транспорта и экономические потери), оценку качества содержания дорог. Для получения указанной информации необходимо проведение обследований в соответствии с рекомендациями по проведению обследований сети дорог поселения, городского округа с оценкой качества содержания дорог, приведенными в приложении N 6 к настоящей Программе, и рекомендациями по проведению обследований параметров дорожного движения, приведенными в приложении N 7 к настоящей Программе;

з) характеристики условий пешеходного и велосипедного передвижения. Рекомендации по проведению обследований условий велосипедного передвижения приведены в приложении N 8 к настоящей Программе;

и) анализа уровня безопасности дорожного движения. Рекомендации по проведению оценки уровня безопасности дорожного движения приведены в приложении N 9 к настоящей Программе;

к) оценки уровня негативного воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения. Рекомендации по проведению определения уровней воздействия транспортной инфраструктуры на окружающую среду, безопасность и здоровье населения приведены в приложении N 10 к настоящей Программе.

6. В зависимости от типа и размеров поселений, городских округов объем сбора исходной информации может различаться. Особенности отдельных обследований, указанных в рамках реализации настоящей Программы, приведены в соответствующих рекомендациях, приведенных в приложениях N 1 - 10 к настоящей Программе.

7. В рамках настоящей Программы могут проводиться опросные, натурные и отчетно-статистические виды обследования.

7.1. Опросные обследования осуществляются выборочным опросом постоянного населения (жителей) и временно прибывающего населения поселения, городского округа (социологический опрос) посредством личного контакта между респондентом и лицом, осуществляющим опрос (далее - учетчик), опроса по телефону либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (анкетирование, удаленное анкетирование).

Преимущественным является личный контакт между респондентом и учетчиком при проведении опросных обследований.

Опросные обследования осуществляются по заранее подготовленной анкете (бланк опроса), которая должна быть разработана с учетом требований настоящей Программы, иной специальной литературы и документов, а также с учетом рекомендаций построения и проведения социологических опросов.

При проведении опроса учетчику необходимо предварительно ознакомить опрашиваемого (далее - респондент), дать краткое разъяснение о причинах и важности проведения обследования для решения транспортных проблем, обратиться с просьбой о точности и достоверности предоставления информации, а также проинформировать о конфиденциальности полученной информации.

Не рекомендуется продолжать опрос в случае выявления недостоверной или противоречивой информации, подозрении в фальсификации данных, предоставляемых респондентом.

В целях автоматизации проведения опросов могут быть использованы:

электронные площадки информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": социальные сети, специальные сайты взаимодействия между органами власти и населением, официальные сайты органов местного самоуправления (администраций поселений, городских округов), популярные сайты, блоги и форумы, посещаемые населением города;

специально разработанные в соответствии с настоящими рекомендациями приложения для мобильных устройств;

данные ГЛОНАСС/GPS треков (запись маршрутов посредством использования ГЛОНАСС/GPS приемников) либо мобильных приложений, использующих данные о перемещениях.

При проведении удаленного анкетирования посредством опроса по телефону либо с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" рекомендуется предусматривать перекрестные вопросы (дублирующие вопросы в ином изложении) в целях определения достоверности такого анкетирования.

7.2. Натурные обследования заключаются в непосредственных измерениях обследуемых процессов перевозки пассажиров и грузов, движения транспортных средств и пешеходов, функционирования отдельных объектов транспортной инфраструктуры.

Натурные обследования осуществляются по заранее подготовленному бланку обследования, который должен быть разработан с учетом требований настоящей Программы, иной специальной литературы и документов.

При проведении натурных обследований рекомендуется использовать технические средства, датчики, приборы, программное обеспечение, позволяющие осуществлять сбор данных в автоматизированном режиме, в том числе детекторы транспорта, камеры фото-, видеонаблюдения, ГЛОНАСС/GPS приемники, позволяющие фиксировать маршруты движения транспортных средств, а также мобильные приложения, фиксирующие сведения о перемещениях транспортных средств.

Данные натурных обследований, полученные с использованием технических средств, рекомендуется представлять в соответствии с требованиями настоящей Программы.

7.3. Отчетно-статистический метод обследования основывается на сборе исходной информации, источниками которой служат:

документы стратегического планирования, социально-экономические показатели развития поселений, городских округов;

действующие генеральные планы или схемы территориального планирования поселений, городских округов;

действующие ПКРТИ;

действующие отраслевые схемы и программы развития отдельных видов транспорта;

сведения о динамике численности, структуры парка транспортных средств, зарегистрированных на территории поселений, городских округов;

сведения о наличии, размещении и объемах работы аэропортов, морских и речных портов, причалов, железнодорожных вокзалов и станций, автовокзалов и автостанций;

сведения о сети маршрутов регулярных перевозок, количестве подвижного состава по видам транспорта, объемах перевозок транспортных средств общего пользования, иная информация;

данные о размещении и вместимости гаражей, парковок и стоянок, о размещении и мощности объектов автосервиса, автозаправочных станций;

отчетные показатели деятельности юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов;

иные источники в соответствии с целями и задачами обследований.

8. К исходной информации, полученной посредством проведения обследований, предъявляются следующие основные требования:

состав и объем информации должны обеспечить получение сведений о современном состоянии и развитии поселений, городских округов в соответствии с настоящей Программой;

результаты обследований должны быть соизмеримы с данными обследований, полученными за предыдущий период;

получение исходной информации должно быть организовано с минимальными трудозатратами при условии обеспечения качества такой информации, в том числе за счет применения выборочного изучения характерных зон поселений, городских округов, выборочного обследования отдельных групп населения, обследования типовых объектов транспортной инфраструктуры;

форма представления информации должна обеспечивать возможность применения вычислительной техники, программных продуктов при последующей обработке, анализе и накоплении информации.

9. К проведению обследований следует привлекать лиц, предварительно прошедших инструктаж, в процессе которого осуществляется их обучение соответствующим методикам проведения обследований, изложенным в приложениях N 1 - 10 к настоящей Программе, их целям и задачам, порядку заполнения форм анкет и бланков обследований, методам обработки данных, организационным вопросам, разъясняются меры по охране труда и технике безопасности при проведении обследований (с последующей отметкой в журнале по охране труда и технике безопасности).

10. Ориентировочная трудоемкость проведения обследований.

10.1. Ориентировочная трудоемкость при проведении опросных обследований оценивается:

с применением самозаполняемых анкет, размещенных в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" - из расчета 6 - 8 минут на обработку одной анкеты одним учетчиком;

в случае непосредственного опроса респондентов учетчиком либо опроса по телефону - из расчета 10 - 15 минут трудозатрат времени на одного респондента (заполнение одной анкеты).

Указанная трудоемкость может быть скорректирована на основании пробного (пилотного) анкетирования в целях уточнения содержания анкеты, а также контактности респондентов по рассматриваемой тематике социологического опроса.

10.2. Трудоемкость сбора натурных данных при непосредственном участии учетчиков (наблюдателей) не нормируется и оценивается исходя из необходимого количества учетчиков (наблюдателей), привлеченных для сбора данных, и фактических затрат времени на проведение обследования одним таким учетчиком (наблюдателем). При этом количество учетчиков нормируется исходя из охвата объекта проведения обследований, а также сроками проведения обследований в целом.

10.3. Трудоемкость сбора отчетно-статистических данных не нормируется и оценивается исходя из фактических затрат времени на доступ к статистическим данным, сборникам, документам территориального планирования и планировки территорий, электронным базам данных.

11. Обработка данных, полученных в ходе проведения обследований, и получение показателей, на которые направлены исследования <1>, определяется при помощи методов статистического анализа с определением средней арифметической величины показателя (например, суточная подвижность, дальность поездки, среднее наполнение легкового автомобиля при поездках с различными целями, среднее время передвижения от дома до места работы), измеряемого в натуральных величинах, либо определением доли показателя или коэффициента (например, распределение передвижений с различными целями, распределение респондентов по полу, возрастным группам, количество пользующихся автомобилем в месяц, коэффициент пересадочности), измеряемого в процентах (либо величина безразмерная).

--------------------------------

<1> Руководство по проведению транспортных обследований в городах/БелНИИП, ЦНИиП Градостроительства. М.: Стройиздат, 1982 год.

КонсультантПлюс: примечание.

Здесь и далее нумерация пунктов дана в соответствии с официальным текстом документа.

1. Термины и определения применяются в соответствии с действующими нормативными правовыми актами и документами технического регулирования.