Приложение N 4. Рекомендации по системе регулярного мониторинга и прогноза объемов перевозок пассажиров и подвижности населения, отражающей актуальную транспортную ситуацию поселений, городских округов

Приложение N 4

к Программе

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО СИСТЕМЕ РЕГУЛЯРНОГО МОНИТОРИНГА И ПРОГНОЗА ОБЪЕМОВ

ПЕРЕВОЗОК ПАССАЖИРОВ И ПОДВИЖНОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, ОТРАЖАЮЩЕЙ

АКТУАЛЬНУЮ ТРАНСПОРТНУЮ СИТУАЦИЮ ПОСЕЛЕНИЙ,

ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ

1. Цель проведения обследования: определение показателей, характеризующих работу транспортных средств общего пользования, включая анализ пассажиропотока на территории поселения, городского округа, а также позволяющих осуществлять регулярный мониторинг и прогноз объемов перевозок пассажиров и подвижности населения.

2. Объект обследования:

сеть маршрутов регулярных перевозок на территории поселения, городского округа;

пассажиропоток, осваиваемый транспортными средствами общего пользования и транспортными средствами нерегулярного сообщения (транспортное самообеспечение домохозяйств (легковые и грузовые автомобили), автобусы, осуществляющие перевозку пассажиров по заказу и для собственных нужд).

3. Методы обследования: статистический, натурный.

4. Исходные данные: сведения о маршрутах регулярных перевозок.

5. Процесс проведения обследования

5.1. Обследованию подлежат регулярные пассажирские перевозки, выполняемые на территории поселения, городского округа, а также перевозки нерегулярными транспортными средствами (сбор данных о наполнении транспортных средств нерегулярного сообщения - легковые и грузовые автомобили (транспортное самообеспечение домохозяйств), автобусы, осуществляющие перевозку по заказу, для собственных нужд).

Регулярные перевозки пассажиров на межрегиональных или пригородных маршрутах рекомендуется обследовать в рамках обследования функционирования автовокзалов и автостанций.

5.2. В целях проведения мониторинга и прогноза объемов перевозок пассажиров и подвижности населения транспортными средствами общего пользования составляется схема маршрутной сети поселения, городского округа.

Схему маршрутной сети поселения, городского округа рекомендуется представлять для каждого маршрута регулярных перевозок с указанием укрупненных показателей, характеризующих работу транспортных средств общего пользования, с упорядочиванием показателей для каждого вида транспорта (метрополитен, автобус, троллейбус, трамвай) в соответствии с примерной формой 4.1.

5.3. Инфраструктура маршрутов регулярных перевозок оценивается на соответствие СП 42.13330.2011 "СНиП 2.07.01-89*. Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений", утвержденных приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820, по показателям, перечень и фактические значения которых рекомендуется представлять в соответствии с формой 4.2 на основе обработки результатов отчетных материалов или натурных обследований.

5.4. Показатели, характеризующие пассажиропоток наземного пассажирского транспорта, определяются посредством проведения натурного и (или) статистического обследования. Рекомендуется проведение следующих обследований:

обследование пассажиропотоков и пассажирооборота в салоне маршрутного транспортного средства;

обследование пассажирооборота на остановочных пунктах;

обследование загруженности маршрутных транспортных средств.

Проведение обследований рекомендуется проводить в будний день недели.

5.5. Обследование пассажиропотоков и пассажирооборота в салоне маршрутного транспортного средства осуществляется регистрацией числа выходящих и входящих пассажиров на каждом остановочном пункте маршрутов пассажирского транспорта.

Регистрация осуществляется посредством использования датчиков учета "входа-выхода" пассажира либо наблюдателями (учетчиками), которые находятся в салоне маршрутного транспортного средства и осуществляют учет входящих (выходящих) пассажиров. При этом количество наблюдателей (учетчиков) определяется из расчета один наблюдатель (учетчик) на одну дверь салона.

Регистрацию входящих и выходящих пассажиров рекомендуется осуществлять по форме 4.3.

5.6. В целях оценки загруженности остановочных пунктов наземного пассажирского транспорта, регулярности и интервала движения маршрутных транспортных средств проводится обследование пассажирооборота на остановочных пунктах посредством регистрации наблюдателями (учетчиками) числа входящих и выходящих пассажиров на определенном остановочном пункте (посту обследования) в заданном направлении для каждого прибывающего маршрутного транспортного средства (в целом) с фиксированием их времени прибытия и вида такого маршрутного транспортного средства в соответствии с формой 4.4.

Указанное обследование позволяет также оценить фактическую интенсивность движения маршрутных транспортных средств в заданном сечении сети маршрутов регулярных перевозок.

5.7. В целях оценки загруженности сети маршрутов регулярных перевозок в определенных сечениях осуществляется визуальная регистрация наполнения салона маршрутных транспортных средств "на просвет" в соответствии с формой 4.5.

При этом для каждого маршрутного транспортного средства в соответствии с формой 4.5 фиксируется его вид, номер маршрута, время прохода маршрутного транспортного средства, условная категория и один из шести уровней загрузки: "меньше половины мест для сидения занято", "половина мест для сидения занято", "все места для сидения заняты", "все места для сидения заняты и 1/2 свободной площади пола тоже", "все места для сидения заняты и 3/4 свободной площади пола тоже", "все места для сидения заняты и свободная площадь пола тоже". При этом маршрутное транспортное средство без пассажиров в салоне не учитывается.

5.8. Преимущественное значение имеет получение необходимых данных посредством использования технических средств (датчиков, приборов устройств, камер фото-, видеофиксации).

5.9. Показатели, характеризующие пассажиропоток в метро, рекомендуется определять посредством использования автоматизированной системы контроля проезда в метро, регистрацией числа входящих и выходящих пассажиров на станциях метро, а также оценкой уровня загрузки вагонов метро.

5.10. При обработке показателей, характеризующих пассажиропоток, должны быть получены следующие показатели:

объемы пассажирских перевозок (за сутки и по часам суток) на маршрутах и по видам маршрутных транспортных средств, по муниципальному образованию в целом;

распределение пассажиропотока по часам суток по направлениям и суммарно на каждом маршруте по видам транспорта и по маршрутной сети в целом;

пассажиропотоки на участках маршрутов по направлению и суммарные по маршрутной сети в целом за сутки и за часы "пик";

пассажирооборот остановочных пунктов и маршрутной сети в целом, в том числе за часы "пик";

неравномерность пассажиропотоков по длине маршрута и по направлению движения;

средняя дальность поездки пассажира на маршрутах (за сутки и за часы "пик"), по маршрутам в среднем по каждому виду транспорта и по всей системе в целом;

сменяемость пассажиров на маршруте;

использование вместимости подвижного состава по маршрутам и по участкам маршрутной сети (среднюю за сутки, в часы "пик").

5.11. При обработке показателей, характеризующих пассажиропоток, могут быть получены показатели качества транспортного обслуживания населения наземным пассажирским транспортом:

среднее наполнение салонов в час "пик" (чел. на кв. м свободной площади пола) по видам транспорта: автобус, троллейбус, трамвай;

средний интервал в час "пик" (мин.): автобус, троллейбус, трамвай;

средние затраты времени на поездку из жилых районов до мест приложения труда по городу;

скорость движения подвижного состава в транспортном потоке и на выделенных полосах.

Указанные показатели рекомендуется представлять в соответствии с формой 4.6.

5.12. Обследование наполнения транспортных средств нерегулярного сообщения, в том числе транспортное самообеспечение домохозяйств, проводится с разделением указанного транспорта на легковые автомобили, автобусы нерегулярного сообщения (перевозка пассажиров по заказу, для собственных нужд) и грузовые автомобили и осуществляется по форме 4.7 в определенных сечениях транспортной сети (постах обследования) наблюдателями (учетчиками) путем регистрации визуального наполнения салонов указанных транспортных средств.

При этом для легкового и грузового автомобилей фиксируется его вид и количество пассажиров в салоне (помимо водителя транспортного средства).

Для автобуса нерегулярного сообщения фиксируется вид автобуса, условная категория и один из шести уровней загрузки: "меньше половины мест для сидения занято", "половина мест для сидения занято", "все места для сидения заняты", "все места для сидения заняты и половина стоячих тоже", "все места для сидения заняты и 3/4 стоячих тоже", "все места для сидения заняты и все стоячие тоже".

В случае отсутствия возможности определить фактическое количество пассажиров в салоне такое транспортное средство не фиксируется.

5.13. В целях автоматизации сбора данных рекомендуется использование:

технических средств (датчиков, приборов устройств, камер фотовидеофиксации), осуществляющих автоматический сбор данных о пассажиропотоке;

ГЛОНАСС/GPS приемников, фиксирующих маршрут, направление, скорость и временные параметры движения маршрутных транспортных средств;

данных "валидации" наземного пассажирского транспорта, метро.