Приложение N 6. Рекомендации по проведению обследований сети дорог поселения, городского округа с оценкой качества содержания дорог

Приложение N 6

к Программе

РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ПРОВЕДЕНИЮ ОБСЛЕДОВАНИЙ СЕТИ ДОРОГ ПОСЕЛЕНИЯ, ГОРОДСКОГО

ОКРУГА С ОЦЕНКОЙ КАЧЕСТВА СОДЕРЖАНИЯ ДОРОГ

1. Цель проведения обследования: получение данных, характеризующих сеть дорог поселения, городского округа, оценки качества содержания дорог.

2. Объект обследования: улицы и дороги <1>, автомобильные дороги <2>, расположенные на территории поселения, городского округа (далее - дорожная сеть, дороги).

--------------------------------

<1> СП 42.13330.2011 "Градостроительство, планировка и застройка городских и сельских поселений" (актуализированная редакция СНиП 2.07.01-89*), утвержден приказом Минрегиона России от 28 декабря 2010 г. N 820.

<2> Классификация автомобильных дорог принимается в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2009 г. N 767 "О классификации автомобильных дорог в Российской Федерации".

3. Методы обследования: отчетно-статистический, натурный.

4. Исходные данные: паспорта автомобильных дорог, документы инвентаризации объектов благоустройства и т.д.

5. Процесс обследования характеристик сети дорог, поселения, городского округа.

5.1. В процессе обследования дорожной сети необходимо оценить ее качественную характеристику на соответствие планировочной структуре поселений, городских округов, способность обеспечения удобных и безопасных транспортных связей со всеми функциональными зонами, с другими поселениями, городскими округами системы расселения, с объектами внешнего транспорта и автомобильными дорогами федерального, регионального или межмуниципального значения.

5.2. На основе изучения схематического плана дорожной сети поселения и натурного обследования интенсивностей и направлений движения транспортных и пешеходных потоков городского округа выявляются наиболее значимые ее участки и пересечения, на которых концентрируются транспортные и пешеходные потоки, намечаются места сбора информации.

5.3. Обследовать рекомендуется:

автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального значения, находящиеся на территории поселений, городских округов;

дороги и улицы общегородского и районного значения для городских поселений;

поселковые и главные улицы для сельских поселений;

участки дорог, по которым проходят маршруты регулярных перевозок;

отдельные участки дорог, роль которых, по мнению экспертов, влияет на общую дорожно-транспортную ситуацию;

перекрестки и примыкания дорог, роль которых, по мнению экспертов, влияет на общую дорожно-транспортную ситуацию (далее - ключевые перекрестки и примыкания).

5.4. Автомобильные дороги оцениваются по транспортно-эксплуатационным характеристикам и потребительским свойствам в зависимости от: общего числа полос движения; ширины полосы движения; ширины обочины; наличия и ширины разделительной полосы; типа пересечения с автомобильной дорогой и доступа к автомобильной дороге; радиусов кривых в плане; продольных уклонов; дорожных условий (фактических на дату проведения обследований).

5.5. Улично-дорожная сеть оценивается по следующим параметрам: функциональное назначение дорог и улиц, расчетная скорость движения, ширина полос движения, число полос движения, ширина пешеходной части тротуара, радиусы кривых в плане и продольные уклоны (для дорог и улиц в городских поселениях), дорожные условия (фактические на дату проведения обследований), протяженность велосипедных полос и дорожек, велопешеходных дорожек.

5.6. Параметры оценки автомобильных дорог рекомендуется сводить по форме 6.1, улично-дорожной сети - по форме 6.2.

5.7. При заполнении форм 6.1, 6.2 следует руководствоваться следующим:

в графах "Общая протяженность дороги", "Протяженность обследуемой части", "Общее число полос движения", "Ширина проезжей части", "Ширина обочины", "Ширина разделительной полосы", "Количество пересечений с автомобильными дорогами в одном уровне/в разных уровнях", "Количество примыканий", "Радиус кривой в плане", "Продольный уклон" указываются численные значения данных параметров;

в графу "Класс автомобильной дороги" заносится соответствующий класс автомобильной дороги: "Автомагистраль", "Скоростная автомобильная дорога", "Обычная автомобильная дорога (не скоростная автомобильная дорога)";

в графу "Категория автомобильной дороги" заносится соответствующая категория автомобильной дороги: "IА", "IБ", "IВ", "II", "III", "IV", "V";

в графу "Категория дорог и улиц" заносится:

для городских поселений: "Магистральная дорога скоростного движения", "Магистральная дорога регулируемого движения", "Магистральная улица общегородского значения непрерывного движения", "Магистральная улица регулируемого движения", "Улица районного значения транспортно-пешеходная", "Улица районного значения пешеходно-транспортная";

для сельских поселений: "Поселковая дорога", "Главная улица", "Улица в жилой застройке основная";

в графе "Вид покрытия проезжей части" указывается соответствующее значение вида покрытия: 1 - Асфальтобетонное; 2 - Асфальтобетонное, с поверхностной обработкой; 3 - Цементобетонное; 4 - Щебеночное (гравийное); 5 - Щебеночное (гравийное), обработанное вяжущими материалами; 6 - Грунтовое; 7 - Иной вид покрытия;

в графе "Состояние проезжей части" указывается следующее: 1 - Сухое; 2 - Мокрое; 3 - Загрязненное; 4 - Свежеуложенная поверхностная обработка; 5 - Заснеженное; 6 - Гололедица; 7 - Обработанное противогололедными материалами; 8 - Со снежным накатом; 9 - Залитое (покрытое) водой; 10 - Пыльное;

в графе "Освещение" указывается наличие или отсутствие искусственного освещения;

в графе "Недостатки транспортно-эксплуатационного состояния дороги" указываются соответствующие цифровые значения кода (согласно кодификатору недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дорог в соответствии с Инструкцией по заполнению формы Карточки учета ДТП, используемой при работе АС УДТП "ГОСУЧЕТ". Допускается одновременное указание от одного до четырех видов недостатков. В случае, если число недостатков более четырех, в обязательном порядке указываются те из них, которые находятся в наибольшей степени могут способствовать возникновению ДТП;

в графе "Факторы, оказывающие влияние на режим движения" указываются соответствующие цифровые значения кода согласно кодификатору факторов в соответствии с ОДМ 218.6.015-2015 "Рекомендации по учету и анализу дорожно-транспортных происшествий на автомобильных дорогах Российской Федерации", утвержденным распоряжением Росавтодора от 12 мая 2015 г. N 853-р. Допускается заполнять до четырех значений данного параметра.

При заполнении граф "Недостатки транспортно-эксплуатационного состояния дороги" и "Факторы, оказывающие влияние на режим движения", в целях унификации, допускается использовать коды, предназначенные для автомобильных дорог, в отношении улиц и дорог на территории поселения, городского округа.

5.8. На соответствие требованиям законодательства о техническом регулировании рекомендуется оценивать следующие параметры участков дорог:

расстояние от края основной проезжей части магистральных дорог до линии регулирования жилой застройки, в том числе с учетом наличия шумозащитных устройств на предмет шумового загрязнения;

расстояние от края основной проезжей части улиц, местных или боковых проездов до линии застройки в целях возможности подъезда пожарных машин;

наличие в конце проезжих частей тупиковых улиц и дорог площадок для разворота автомобилей и разворота маршрутных транспортных средств при организации конечного остановочного пункта для таких транспортных средств;

наличие и правильность применения технических средств организации дорожного движения (дорожных знаков, разметки, светофоров, искусственных неровностей, дорожных ограждений и направляющих устройств);

наличие, геометрические параметры и параметры размещения велосипедных и велопешеходных дорожек и полос;

расстояние между пешеходными переходами в одном уровне, между пешеходными переходами в разных уровнях (оборудованные лестницами и пандусами) для дорог скоростного движения, линий скоростного трамвая, железных дорог, а также для магистральных улиц непрерывного движения;

приспособленность пешеходных дорожек и тротуаров для движения инвалидов, проезда инвалидных колясок;

геометрические параметры пешеходных путей (тротуары, площадки, лестницы) в районе административных и торговых центров, гостиниц, театров, выставок и рынков, а также в районе заводских площадей, спортивно-зрелищных учреждений, кинотеатров, вокзалов в зависимости от плотности пешеходных потоков в час "пик".

5.9. Дорожные условия на автомобильных дорогах, дорогах и улицах рекомендуется оценивать по: виду покрытия проезжей части; состоянию проезжей части; наличию и виду освещения; недостаткам транспортно-эксплуатационного состояния дороги; факторам, оказывающим влияние на режим движения.

5.10. Ключевые перекрестки и примыкания дорог рекомендуется оценивать по следующим параметрам:

вид перекрестка, примыкания дорог (регулируемый, нерегулируемый);

число полос движения в каждом направлении подъезда транспортных средств, включая полосы движения, образованные местными уширениями;

ширина проезжей части дороги;

ширины обочины (при наличии);

ширина разделительной полосы (при наличии);

радиусы закругления проезжей части дорог по кромке тротуаров и разделительных полос;

геометрические параметры "треугольника видимости" с последующим анализом в зависимости от условий ("транспорт-транспорт", "пешеход-транспорт") и разрешенной скорости движения транспортных средств на подъезде к таким перекресткам, примыканиям дорог;

вид совмещения транспортных и пешеходных потоков (пешеходный переход в одном уровне, в разных уровнях);

ширины пешеходных переходов;

структура цикла светофорного регулирования, пофазный разъезд транспортных средств и движение пешеходов, тип дорожного контролера, тип и вид используемых светофоров (для регулируемых перекрестков, примыкания дорог), тип детекторов транспорта (при наличии);

наличие дорожных знаков, их соответствие установленным требованиям;

наличие дорожной разметки, ее соответствие установленным требованиям.

5.11. Обследование ключевых перекрестков, примыканий дорог проводится следующим образом:

схематически зарисовываются контуры перекрестка, включая контуры тротуаров, пешеходных дорожек, велосипедных дорожек, полос для велосипедистов, велопешеходных дорожек, разделительной полосы и обочины (при наличии), контуры объектов, влияющих на видимость в зоне перекрестка, примыкания дорог (далее - схема);

осуществляются замеры геометрических параметров перекрестка, примыкания дорог, которые могут указываться на схеме перекрестка, примыкания дорог;

на схеме обозначаются расположенные в зоне перекрестка, примыкания дорог технические средства организации дорожного движения (дорожная разметка, дорожные знаки, дорожные ограждения, искусственное освещение, пешеходные ограждения, сигнальные столбики, пешеходные переходы, искусственные неровности).

5.12. Для регулируемых перекрестков, примыканий дорог, пешеходных переходов:

схематически наносятся светофоры, имеющиеся в зоне перекрестка, примыкания дорог, осуществляется их нумерация, указывается их тип (пешеходный, транспортный) и вид;

схематически наносится дорожный контроллер, указывается его тип (при возможности идентификации);

указывается наличие детекторов транспорта, типа детектора транспорта (при возможности идентификации);

определяется структура цикла светофорного регулирования (режима регулирования светофорных объектов) путем замеров длительностей основных и промежуточных тактов в каждой фазе (для светофорных объектов с жестким циклом светофорного регулирования).

5.13. В целях детализированного проведения анализа состояния дорог поселения, городского округа рекомендуется провести анализ на соответствие установленным требованиям: дорожных знаков (в соответствии с формой 6.3), дорожной разметки (в соответствии с формой 6.4), размещения дорожного ограждения (в соответствии с формой 6.5), размещения пешеходных ограждений (в соответствии с формой 6.6), размещения сигнальных столбиков (в соответствии с формой 6.7), размещения искусственного освещения (в соответствии с формой 6.8), размещения остановочных пунктов (в соответствии с формой 6.9), размещения пешеходных переходов (в соответствии с формой 6.10), наличия светофорных объектов (в соответствии с формой 6.11), размещения пешеходных дорожек, тротуаров (в соответствии с формой 6.12), размещения мест для стоянок велосипедов (в соответствии с формой 6.13), размещения искусственных неровностей (в соответствии с формой 6.14).

6. Оценка качества содержания дорог

6.1. Оценка качества содержания дорог проводится с целью получения информации о фактическом уровне содержания дорог и управления качеством такого содержания.

6.2. За основу для оценки качества содержания дорог рекомендуется принять Порядок проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденный приказом Минтранса России от 8 июня 2012 г. N 163 (далее - Порядок) (зарегистрирован Минюстом России 20 июня 2012 г., регистрационный N 24639), распространив методический подход к оценке уровня содержания автомобильных дорог на автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения, местного значения.

6.3. Оценка содержания дорог проводится для установленных в зависимости от сезона года периодов содержания дорог: зимний и весенне-летне-осенний. Сроки начала и окончания указанных периодов определяются с учетом природно-климатических условий расположения поселения, городского округа.

6.4. В целях единого подхода к оценке уровня содержания автомобильной дороги в соответствии с Порядком следует руководствоваться определением видов дефектов содержания автомобильных дорог, показателей, характеризующих уровень содержания автомобильных дорог в весенне-летне-осенний и зимний периоды.

6.5. Уровень содержания участка автомобильной дороги определяется посредством визуального осмотра и инструментального контроля каждого конструктивного элемента и составляющих конструктивного элемента автомобильной дороги.

Используемые измерительное оборудование, приборы, передвижные лаборатории для проведения оценки уровня содержания автомобильных дорог должны иметь свидетельство о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо метрологически поверено.

6.6. По результатам оценки уровня содержания оформляется акт оценки уровня содержания автомобильной дороги, улично-дорожной сети, расчетом определяется средняя оценка такого уровня в соответствии с Порядком.

Содержание автомобильных дорог оценивается по следующим уровням: высокий, средний, допустимый, недопустимый.