Глава III. Проблемные вопросы уголовно-правовой квалификации незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС. Необходимость унификации уголовного законодательства республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации в части, предусматривающей уголовную ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов

Диспозиция нормы статьи 226.1 УК России предусматривает уголовную ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов независимо от того, через какую границу, Таможенную границу Таможенного союза или Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза, они незаконно перемещены.

При незаконном перемещении упомянутых товаров и ресурсов через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза для квалификации таких деяний как контрабанда требуется, чтобы перемещение осуществлялось вне установленных мест или в неустановленное время работы пограничных органов в этих местах, либо с сокрытием от пограничного контроля, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о перемещаемых предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Отсутствие перечисленных признаков при перемещении стратегически важных товаров и ресурсов через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза означает отсутствие состава контрабанды, предусмотренной статьей 226.1 УК России.

Отмена пограничного контроля, упразднение или прекращение деятельности пунктов пропуска через Государственную границу однозначно указывает и на отсутствие в деяниях лиц, перемещающих стратегически важные товары и ресурсы через Государственную границу, признаков контрабанды.

В связи со строительством союзного государства Беларуси и России пограничный контроль на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Беларусь не осуществляется.

По этой причине отсутствуют правовые основания для квалификации как контрабанда перемещение стратегически важных товаров и ресурсов через такую границу, даже если такое перемещение было осуществлено с какими-либо нарушениями законодательства.

Вместе с тем пограничный контроль на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Казахстан продолжает осуществляться.

При таком условии по статье 226.1 УК России могут квалифицироваться лишь те деяния, когда помимо или с сокрытием от пограничного контроля или с обманным представлением документов такому контролю стратегически важные товары и ресурсы перемещаются через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан.

С 01.07.2011 таможенные органы не осуществляют деятельность на бывшей Таможенной границе Российской Федерации с республиками Беларусь и Казахстан. Вопросы обеспечения порядка перемещения товаров через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан относятся к ведению органов пограничного контроля (статья 1 Федерального закона от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2012 N 546 утверждено Положение о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации. Согласно данному положению под пограничным контролем понимается, в частности, и государственный контроль по выявлению и задержанию в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.

Однако Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденный решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования", не касается случаев перемещения товаров и ресурсов в рамках Таможенного союза.

Следовательно, упомянутые запреты и ограничения, касающиеся перемещения стратегически важных товаров и ресурсов из Российской Федерации в Республику Казахстан, должны быть либо непосредственно установлены законодательством Российской Федерации, либо логически вытекать из его норм.

В этой связи необходимо отметить, что в статье 3 Договора от 06.10.2007 "О создании единой таможенной территории и формировании Таможенного союза", подписанного в г. Душанбе, указано, что ничто не препятствует сторонам применять во взаимной торговле специальные защитные меры, необходимые для защиты общественной морали, жизни или здоровья человека, животных и растений, охраны окружающей природной среды и защиты культурных ценностей.

По мнению авторов, к таким объектам, подлежащим пограничному контролю, следует отнести стратегически важные ресурсы флоры и фауны, указанные в третьем разделе Перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России, и (или) особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы, принадлежащие к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, наименование которых указано в Перечне для целей статей 226.1 и 258.1 УК России (после того, как такой Перечень будет утвержден постановлением Правительства Российской Федерации).

Ряд ресурсов, указанных в пунктах 5, 6 и 7 второго раздела Перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России, на основании Соглашения Таможенного союза по санитарным мерам и Соглашения Таможенного союза по ветеринарно-санитарным мерам от 11.12.2009 также подлежат пограничному контролю на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Казахстан, если соответствующие государственные органы Российской Федерации, осуществляющие санитарно-ветеринарный контроль, временно введут запрет на ввоз упомянутых ресурсов на территорию Российской Федерации из Республики Казахстан.

Кроме того, в первой главе настоящих методических рекомендаций подробно анализировались весьма редкие, однако встречающиеся в правоприменительной практике ситуации незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан, подлежащих декларированию в таможенных органах Российской Федерации на основании частей 6 и 7 статьи 217 Федерального закона Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации".

Правоохранительные функции таможенных органов являются производными от контрольно-фискальных.

Упразднение Таможенной границы Российской Федерации с Республикой Казахстан и отмена таможенного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан предполагает, что выявление и пресечение контрабанды на Государственной границе Российской Федерации с Республикой Казахстан является обязанностью иных контрольных и правоохранительных органов.

Тем не менее, вопросы квалификации незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан не потеряли своей актуальности и для таможенных органов Российской Федерации, поскольку в правоприменительной практике возможны ситуации, когда при доследственной проверке, проводимой таможенными органами по факту контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов через Таможенную границу Таможенного союза, совершенной в зоне ответственности Российской Федерации, могут быть получены данные о том, что эти товары и ресурсы перед тем были незаконно ввезены в Российскую Федерацию через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан.

В таких случаях при возбуждении уголовного дела таможенные органы должны дать правовую оценку каждому из этих фактов незаконного перемещения товаров и ресурсов через Таможенную границу Таможенного союза и Государственную границу Российской Федерации.

Для квалификации деяния как контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан требуется наличие следующих условий.

1. Перемещаемые через такую границу товары и ресурсы должны быть включены в Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 N 923.

2. Стоимость таких товаров и ресурсов должна превышать один миллион рублей.

3. В отношения данных товаров и ресурсов законодательством Российской Федерации или законодательством Таможенного союза должны быть установлены запреты или ограничения для их перемещения через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан (запреты или ограничения по их ввозу (вывозу) на территорию Российской Федерации или с территории Российской Федерации).

4. На органы, осуществляющие пограничный контроль в Российской Федерации, в официальном порядке возлагается обязанность обнаружения и задержания таких товаров и ресурсов, если они перемещаются через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан без соответствующих разрешительных документов.

5. Лица, перемещающие стратегически важные товары и ресурсы через Государственную границу Российской Федерации с Республикой Казахстан, действуя с целью преодоления имеющихся запретов и ограничений для такого перемещения или для сокрытия незаконных (преступных) источников приобретения таких товаров и ресурсов, осуществляют ввоз (вывоз) указанных товаров и ресурсов помимо пограничного контроля, либо с сокрытием от пограничного контроля, либо с представлением пограничному контролю подложных или недействительных документов на перемещаемые товары и ресурсы.

Как известно, с 1 июля 2010 года на территории Российской Федерации введен в действие Таможенный кодекс Таможенного союза.

Федеральный закон N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации", вступивший в силу 29 декабря 2010 года, не содержит таких понятий, как "таможенная граница Российской Федерации" и "таможенная территория Российской Федерации".

Этими и иным актами таможенного законодательства Таможенного союза предусмотрена защита (в том числе, и уголовно-правовыми мерами) единой таможенной территории Таможенного союза, а также установленного порядка перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза.

Указом Президента Российской Федерации от 01.07.2011 N 880 "Об отмене согласованных видов контроля на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан" Правительству Российской Федерации поручено обеспечить до 1 июля 2011 г. выполнение мероприятий по переносу таможенного, транспортного, санитарно-карантинного, ветеринарного, карантинного фитосанитарного контроля с российско-белорусской и российско-казахстанской государственной границы на внешнюю границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС, а также отменить с 1 июля 2011 г. таможенный, транспортный, санитарно-карантинный, ветеринарный, карантинный фитосанитарный контроль на государственной границе Российской Федерации с Республикой Белоруссия и Республикой Казахстан.

Согласно статье 151 ТК ТС "местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств - членов Таможенного союза".

В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 18.03.2013 N Пр-1133 федеральными органами исполнительной власти до 1 сентября 2013 года должен быть внесен в Правительство Российской Федерации законопроект, предусматривающий передачу таможенным органам полномочий по осуществлению в указанных пунктах пропуска санитарно-карантинного, ветеринарного и карантинного фитосанитарного контроля.

Таким образом, стратегически важные товары и ресурсы, за незначительным исключением, могут свободно перемещаться по единой территории Таможенного союза.

По указанным выше причинам Уголовные кодексы Республик Беларусь, Казахстан и Российской Федерации должны предусматривать нормы уголовной ответственности за незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов через таможенную границу Таможенного союза в зонах своей ответственности.

Без унификации уголовного законодательств государств - членов Таможенного союза не может быть обеспечено эффективное противодействие контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов, поскольку у правонарушителей всегда будет возможность безнаказанного ввоза или вывоза таких товаров и ресурсов с территории одного государства - члена Таможенного союза на территорию другого государства, входящего в этот союз, в котором отсутствует адекватная уголовная ответственность за контрабанду.

Уголовные кодексы Республик Беларусь и Казахстан не содержат специальных норм, предусматривающих уголовную ответственность за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов.

Вместе с тем в Уголовном кодексе Республики Беларусь содержится статья 228 "Контрабанда".

Диспозиция части первой этой статьи изложена в следующей редакции: "Перемещение в крупном размере через таможенную границу Республики Беларусь товаров и ценностей, запрещенных или ограниченных к такому перемещению, за исключением указанных в части второй настоящей статьи, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием".

Диспозиция части второй дана в следующей редакции: "Перемещение через таможенную границу Республики Беларусь наркотических средств, психотропных, сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, радиоактивных или взрывчатых веществ, вооружения, взрывных устройств, огнестрельного оружия, его составных частей или компонентов, боеприпасов, ядерного, химического, биологического или других видов оружия массового поражения или его основных частей, материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств идентификации, либо сопряженное с недекларированием или заведомо недостоверным декларированием".

Таким образом, часть вторая статьи 228 УК Республики Беларусь не охватывает случаи контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов.

В примечании к статье 228 УК Республики Беларусь указывается что, "контрабанда в части первой настоящей статьи признается совершенной в крупном размере, если стоимость перемещаемых одним лицом или группой лиц товаров и ценностей превышает в две тысячи раз размер базовой величины, установленный на день совершения преступления".

Согласно информации Представительства Таможенной службы Российской Федерации в Республике Беларусь, предусмотренные в Перечне стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России товары и ресурсы не отнесены в соответствии с нормативно-правовыми актами, изданными Президентом и Правительством Республики Беларусь, к товарам и ценностям, запрещенным или ограниченным к перемещению через таможенную границу Республики Беларусь, которой придан статус Таможенной границе Таможенного союза.

Исключением являются лишь виды дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 3 марта 1973 г. или занесенные в Красную книгу Республики Беларусь.

Иными словами, к уголовной ответственности по части первой статьи 228 УК РБ в Республике Беларусь привлекаются за контрабанду только тех ресурсов, которые указаны в третьем разделе Перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России.

В остальных случаях незаконного перемещения любых иных товаров через таможенную границу Республики Беларусь, которой придан статус таможенной границы Таможенного союза, такие деяния, если они влекли неуплату таможенных платежей, в 2000 раз превышающую размер базовой величины, установленной на день совершения преступления, что эквивалентно примерно 720 тысячам российских рублей, квалифицируются по статье 231 УК Республики Беларусь ("Уклонение от уплаты таможенных платежей").

Иная правовая ситуация с квалификацией контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов сложилась в Республике Казахстан.

В Уголовном кодексе Республики Казахстан имеется статья 209 "Экономическая контрабанда".

Диспозиция части первой этой статьи изложена в следующей редакции: "Перемещение в крупном размере через таможенную границу таможенного союза товаров или иных предметов, за исключением указанных в статье 250 настоящего Кодекса, совершенное помимо или с сокрытием от таможенного контроля, либо с обманным использованием документов или средств таможенной идентификации, либо сопряженное с недекларированием или недостоверным декларированием запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу товаров, вещей и ценностей, в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу".

Согласно примечанию к статье 209 УК РК деяния, предусмотренные этой статьей, признаются совершенными в крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает одну тысячу месячных расчетных показателей, что эквивалентно примерно 370 тысячам российских рублей, и в особо крупном размере, если стоимость перемещенных товаров превышает пять тысяч месячных расчетных показателей.

Согласно информации Представительства таможенной службы Российской Федерации в Республике Казахстан (письмо от 17.06.2013 N 01-11/1109), под действие статьи 209 УК Республики Казахстан подпадают случаи незаконного перемещения через Таможенную границу Таможенного союза всех товаров, указанных в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденном решением Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования".

Что касается статьи 250 УК РК, то она предусматривает уголовную ответственность за контрабанду изъятых из обращения предметов или предметов, обращение которых ограничено (наркотических средств, вооружения, военной техники и др.), которые к стратегически важным товарам и ресурсам не относятся.

Таким образом, статья 209 УК Республики Казахстан в отличие от статьи 226.1 УК России:

- охватывает своим действием значительно более широкий круг товаров, запрещенных или ограниченных к перемещению через таможенную границу Таможенного союза, либо в отношении которых установлены специальные правила перемещения через таможенную границу таможенного союза;

- не охватывает своим действием незаконное перемещение товаров через Государственную границу Республики Казахстан с Российской Федерацией.

5 июля 2010 года в г. Астана главами государств - членов Таможенного союза подписан Договор об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства таможенного союза и государств - членов Таможенного союза. Часть 2 статьи 3 Договора определяет, что каждая сторона обязуется принять меры по внесению изменения в свое законодательство, предусматривающего в том числе и уголовную ответственность за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства сторон и приведению к единообразному определению противоправности таких деяний.

В целях реализации положений Договора при Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза в ноябре 2011 года создана рабочая группа по вопросам применения уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях в области нарушений таможенного законодательства, к компетенции которой отнесены вопросы унификации уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях.

Объединенной коллегией таможенных служб государств - членов Таможенного союза 26 февраля 2013 года за N 7/2 принято решение, которым утвержден план мероприятий рабочих групп при Объединенной коллегии таможенных служб государств - членов Таможенного союза на 2013 год, в том числе касающихся вопросов применения уголовного законодательства.

Согласно постановлению Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по совершенствованию таможенного законодательства Таможенного союза и законодательства Российской Федерации от 30 апреля 2013 года Правительству Российской Федерации рекомендовано продолжить работу по унификации уголовного законодательства и законодательства об административных правонарушениях государств - членов Таможенного союза в части ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза.

Несмотря на то, что унификация уголовного законодательства государств - членов Таможенного союза по вопросам уголовной ответственности за контрабанду к настоящему времени не произошла, таможенные органы Российской Федерации обладают достаточными процессуальными полномочиями на основании действующего уголовного законодательства возбуждать уголовные дела и проводить неотложные следственные действия по фактам контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов.