Глава IV. Взаимодействие подразделений дознания с оперативно-розыскными подразделениями таможенных органов

Оперативная обстановка, складывающаяся в сфере внешнеэкономической деятельности, обусловлена наличием дестабилизирующих угроз, таких как международный терроризм, организованная преступность, незаконный оборот наркотиков, отмывание преступных доходов, незаконная миграция и другими проявлениями преступности на пространстве СНГ.

В настоящее время сформирована единая таможенная территория России, Белоруссии и Казахстана. Образовано Единое экономическое пространство. Россия вступила во Всемирную торговую организацию (далее - ВТО). Возникли совершенно новые условия для деятельности правоохранительных органов России, требующие более четкой и слаженной их работы. Таможенные органы любой страны, в том числе и России, призваны обеспечивать, прежде всего, ее экономическую безопасность. В современных условиях основными задачами таможенных органов наряду с противодействием преступности в сфере таможенного дела и обеспечением собственной безопасности должны стать обеспечение экономической безопасности России в таможенной сфере и таможенная защита российской экономики в условиях членства в ВТО.

Для эффективного противодействия вызовам и угрозам в сфере внешнеэкономической деятельности таможенным органам необходимо наличие надлежащей системы мер взаимодействия.

В словаре С.И. Ожегова взаимодействие определено как взаимная связь явлений.

Исходя из данного определения, можно сказать, что система мер взаимодействия правоохранительных подразделений таможенных органов заключается в их взаимных связях, отношениях и воздействии друг на друга.

Как известно, основные задачи правоохранительных подразделений таможенных органов заключаются в выявлении, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений в сфере внешнеэкономической деятельности. Указанная сфера обусловлена постоянным перемещением товаров и транспортных средств через границы государств и предполагает наличие противоправных проявлений со стороны организованной преступности, недобросовестных участников ВЭД, а также отдельных физических лиц. Как правило, недобросовестные участники ВЭД стремятся снизить свои издержки при перемещении товаров через таможенные границы государств, воплощая в реальность различные схемы уклонения от уплаты таможенных платежей, нанося, таким образом, огромный экономический ущерб.

Также в соответствии со ст. 2 Федерального закона "Об оперативно-розыскной деятельности" (далее - Закон об ОРД) задачами оперативно-розыскной деятельности всех правоохранительных органов России являются не только выявление, предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений, выявление и установление лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших, осуществление розыска лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от уголовного наказания, а также розыска без вести пропавших, но и добывание информации о событиях или действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности Российской Федерации, установление имущества, подлежащего конфискации.

Противодействие вызовам и угрозам в сфере национальной безопасности государства является основной целевой установкой совершенствования правоохранительной деятельности. Основная угроза экономической безопасности Российской Федерации при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу исходит от субъектов внешнеэкономической деятельности, осуществляющих недобросовестные действия, содержащие признаки преступлений и административных правонарушений, отнесенных к компетенции таможенных органов.

Таким образом, главными задачами правоохранительных подразделений таможенных органов и в первую очередь оперативно-розыскных являются пресечение преступлений, отнесенных к их компетенции, в том числе совершаемых недобросовестными участниками внешнеэкономической деятельности, а также добывание информации об угрозах экономической безопасности, и установление имущества, подлежащего конфискации.

Таможенные органы России, наряду с пограничными, находятся на передовых рубежах противодействия преступным проявлениям в сфере внешней торговли.

От того, насколько эффективно, качественно и слаженно работают правоохранительные подразделения таможенных органов, зависит успешность борьбы с преступностью. В свою очередь успешная борьба с преступностью в сфере внешней торговли положительно влияет на экономику страны, поскольку значительно снижает риски, возникающие при обязательствах уплаты таможенных пошлин.

Между тем взаимодействие указанных выше подразделений для эффективной борьбы с преступностью нуждается в совершенствовании.

Согласно словарю С.И. Ожегова слово совершенствование означает улучшение. Совершенствовать - значит делать лучше, совершеннее. Как бы ни была какая-либо система совершенна, она всегда нуждается в совершенствовании, улучшении.

Правоотношения, складывающиеся в сфере взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов, также должны совершенствоваться, поскольку развивается законодательство, возникают новые, ранее неизвестные криминальные угрозы в сфере внешнеэкономической деятельности, совершенствуется структура и функции правоохранительных подразделений таможенных органов.

Процессу совершенствования взаимодействия подразделений дознания и оперативно-розыскных подразделений, безусловно, способствует своевременное ведомственное нормативное регулирование в указанной сфере.

Так, издание приказа ФТС России от 5 июня 2012 года N 1088 "Об утверждении Инструкции об организации и порядке взаимодействия оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений" (далее - Приказ 1088) и было направлено на совершенствование взаимодействия.

Он заменил ранее действовавший приказ ФТС России от 19 июля 2006 г. N 669 дсп "Об утверждении Инструкции об организации и порядке взаимодействия Главного управления по борьбе с контрабандой и курируемых им оперативных подразделений с подразделениями дознания таможенных органов в раскрытии и расследовании преступлений" (Далее Приказ 669 дсп).

Необходимость изменений нормативного регулирования вопросов взаимодействия оперативных подразделений и подразделений дознания таможенных органов была обусловлена ликвидацией определенных барьеров, имеющихся в работе указанных подразделений, сокращением времени реализации дел оперативного учета, качественной доследственной проверкой сообщений о преступлении и своевременным возбуждением уголовных дел.

Упомянутый Приказ 669 дсп был неудобен в использовании, поскольку имел гриф "для служебного пользования" и поэтому не всегда мог быть использован, то есть иными словами находиться "под рукой". К тому же указанный документ устарел и не учитывал произошедших с 2006 года изменений законодательства, регулирующего сферу рассматриваемых правоотношений.

В приказе 1088 были учтены изменения законодательства, внесенные Федеральным законом от 08.12.2011 N 420-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации". Главная цель его издания заключалась в том, чтобы повысить эффективность правоохранительной деятельности, направленной на борьбу с преступлениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов Российской Федерации, упростить порядок служебного общения дознавателей с оперативными сотрудниками и максимально исключить случаи нарушения закона.

Согласно Приказу 1038 субъектами взаимодействия являются подразделения дознания и оперативные подразделения таможенных органов, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность в целях борьбы с преступлениями, отнесенными законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов (далее - оперативные подразделения), а также дознаватели и сотрудники оперативных подразделений (далее - оперативные сотрудники).

Правовую основу взаимодействия подразделений дознания и оперативных подразделений составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности", Таможенный кодекс Таможенного союза, Федеральный закон "О таможенном регулировании в Российской Федерации", Уголовный кодекс Российской Федерации, Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации, нормативные и иные правовые акты ФТС России.

Следует отметить, что преследуемые изданием Приказа 1088 цели совершенствования ведомственной правовой базы, касающейся взаимодействия подразделений дознаний и оперативных подразделений таможенных органов, были достигнуты.

Приказ 1088, в отличие от ранее действовавшего Приказа N 669 дсп, стал более удобным в использовании, поскольку не требует специальных, охранительных мер в его использовании. С него можно снимать копии. Дознаватель всегда может иметь его под рукой.

Данным Приказом 1088 определены формы взаимодействия подразделений дознания (дознавателей) и оперативных подразделений (оперативных сотрудников).

Таковыми являются:

- взаимное информирование о наличии материалов, подлежащих изучению, реализации, необходимости проведения определенных следственных действий и др.;

- разработка совместных планов проведения оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий;

- проведение совместных совещаний;

- оказание подразделениями дознания методической помощи оперативным подразделениям и предоставление рекомендаций уголовно-правового и уголовно-процессуального характера при подготовке к проведению оперативно-розыскных мероприятий, а также по полученным в результате их проведения данным;

- совместная работа при рассмотрении сообщений о преступлениях;

- совместная деятельность при выездах на места совершения преступлений;

- организация и проведение оперативно-розыскных мероприятий по уголовным делам (оперативное сопровождение) с момента их возбуждения (принятия к производству) до передачи в соответствии с частью 3 статьи 157 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (далее - УПК РФ) по подследственности.

Следует отметить, что способы и формы взаимодействия могут определяться его субъектами, исходя из конкретной обстановки, либо по усмотрению начальника органа дознания, который является инициатором такого взаимодействия в ходе работы по оперативным материалам.

Начальник органа дознания координирует и контролирует деятельность субъектов взаимодействия, разрешает их разногласия, является инициатором этой деятельности в ходе работы по оперативным материалам, а также создает необходимые условия для эффективности взаимодействия, определяет объем представляемых дознавателю оперативных материалов. Он же определяет перечень и порядок проведения совместных мероприятий дознавателя и оперативного сотрудника при производстве неотложных следственных действий и разрешает разногласия между субъектами взаимодействия при оценке информации.

Работа в режиме взаимодействия начинается в случае подтверждения достоверности первичной оперативной информации о подготавливаемом, совершаемом или совершенном преступлении. Оперативное подразделение предоставляет в подразделение дознания имеющиеся материалы для правовой оценки и получения необходимых рекомендаций. Объем представляемых дознавателю оперативных материалов определяет начальник органа дознания.

В передаваемых для изучения материалах должны содержаться:

- сведения о противоправной деятельности объекта(ов) ОРД;

- имеющиеся фактические данные применительно к каждому эпизоду противоправной деятельности с указанием источников их получения, возможных путей и форм использования в процессе производства неотложных следственных действий;

- полные установочные и характеризующие данные на объект(ы) ОРД; сведения о возможной осведомленности объекта(ов) ОРД о проводимых в отношении него ОРМ и причинах утечки информации.

Конкретный перечень материалов, предоставляемых дознавателю, Приказом 1088 не определен. Между тем информация, содержащаяся в них, должна быть достоверной и достаточной для подтверждения подозрения противоправной деятельности объекта разработки. За достоверность и полноту представляемой информации оперативный сотрудник несет ответственность. В Приказе 1088 не указано, какую именно ответственность несет оперативный сотрудник за полноту и достоверность предоставляемой информации. Представляется, что если информация не полная, вместе с тем усматривается желание оперативного сотрудника как можно скорее отчитаться о результатах своей деятельности, то за такую провинность он должен нести дисциплинарную ответственность. Если же в материалах содержится недостоверная информация и фальсифицированные данные, то оперативный сотрудник должен в этом случае нести уголовную ответственность.

Кроме того, наряду с материалами дознавателю должны быть представлены предложения о направлениях и формах информации в процессе производства неотложных следственных действий в случае возбуждения уголовного дела.

Дознаватель, после получения материалов, в срок до 10 дней, а в случаях, не терпящих отлагательств, незамедлительно обязан их изучить, составить справку, в которой дать правовую оценку, изложить свои предложения и рекомендации и направить ее в оперативное подразделение дня приобщения к оперативным материалам.

Изучая материалы, дознаватель должен обратить внимание на следующие обстоятельства: достаточно ли данных, указывающих на признаки преступления; правильно ли преступление квалифицировано; достаточно ли задокументированы факты и эпизоды преступной деятельности проходящих по оперативным материалам лиц, не имеется ли в представленных материалах документов, полученных с нарушением действующего законодательства, не нарушены ли в результате оперативно-розыскных мероприятий конституционные права граждан, своевременно ли проведены ОРМ, какие меры приняты по сохранению следов преступления. Кроме того, дознаватель может предложить пути получения дополнительных данных и материалов, которые в последующем могут быть использованы в процессе производства неотложных следственных действий, а также в случае необходимости оказать методическую помощь в подготовке и осуществлении ОРМ, результаты которых могут быть использованы в качестве доказательств по уголовному делу.

В справке дознавателя по результатам изучения оперативных материалов должен быть отражен один из следующих выводов:

материалы содержат достаточные данные о возможном наличии в деянии(ях) объекта(ов) ОРД признаков преступления, отнесенного законодательством Российской Федерации к компетенции таможенных органов, что позволяет зарегистрировать сообщение о преступлении в книге учета сообщений о преступлениях (далее - КУСП) таможенного органа;

материалы содержат достаточные данные о возможном наличии в деянии(ях) объекта(ов) ОРД признаков преступления, не отнесенного к компетенции таможенных органов, что позволяет зарегистрировать в КУСП таможенного органа сообщение о преступлении и в дальнейшем принять в установленном порядке решение о его передаче по подследственности;

материалы не содержат достаточных данных о возможном наличии в деянии(ях) объекта(ов) ОРД признаков преступления, не отнесенного к компетенции таможенных органов, что не позволяет зарегистрировать в КУСП таможенного органа сообщение о преступлении, однако имеющуюся информацию о противоправной деятельности целесообразно передать в соответствующий (указывается какой) правоохранительный орган;

материалы не содержат достаточных данных, необходимых для принятия решения о составлении рапорта об обнаружении признаков преступления, при этом перечисляются обстоятельства, требующие проведения дополнительных ОРМ, и могут быть изложены рекомендации о путях их выполнения.

Руководителю подразделения дознания либо его заместителю целесообразно перед направлением в оперативное подразделение справки, составленной дознавателем по результатам изучения представленных ему материалов, изучить как саму справку, так и представленные материалы с целью контроля действий дознавателя. Необходимо проверить правильность правовой оценки материалов, объективность предложений и рекомендаций. Представляется логичным, если саму справку подписывает дознаватель, а сопроводительное письмо с приложением указанной справки подписывает руководитель подразделения дознания либо его заместитель, что будет подтверждать производство контроля со стороны руководителей. Безусловно, у указанных лиц должна быть оформлена соответствующая форма допуска для работы с документами, имеющими гриф секретности.

Получив от дознавателя необходимые рекомендации, оперативный сотрудник вносит соответствующие коррективы в планы мероприятий по оперативным материалам и дальнейшая работа по ним ведется при постоянном сотрудничестве с подразделением дознания.

Инициатором взаимодействия в процессе производства неотложных следственных действий является дознаватель, работа которого в этом случае строится также на основании планирования совместной деятельности. Он дает оперативному подразделению или сотруднику письменные поручения о производстве оперативно-розыскных мероприятий. Оперативный сотрудник с разрешения дознавателя вправе знакомиться с имеющимися в его распоряжении материалами уголовного дела в объеме, необходимом для качественного осуществления оперативно-розыскных мероприятий или производства отдельных следственных действий по поручению дознавателя.

Осуществляя взаимодействие, дознаватель и оперативные сотрудники совместно анализируют поступающую по уголовному делу информацию, выдвигают следственные и оперативные версии, принимают согласованные меры по их проверке и реализации оперативных материалов, обмениваются информацией и документами, не допуская разглашения сведений, как по уголовному делу, так и по делу оперативного учета.

Также в целях предотвращения разглашения сведений, полученных в ходе производства неотложных следственных действий, исключения срыва производства отдельных следственных действий, фальсификации их результатов и других негативных последствий оперативный сотрудник оказывает содействие дознавателю в подборе компетентных переводчиков, экспертов и специалистов, а также понятых.

Однако следует учитывать, что Федеральным законом от 4 марта 2013 г. N 23-ФЗ в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации внесены изменения, которые допускают возможность производить такие следственные действия, как наложение ареста на имущество, осмотр, следственный эксперимент, выемка, наложение ареста на почтово-телеграфные отправления, контроль и запись переговоров, проверку показаний на месте без участия понятых. Понятые для участия в таких следственных действиях привлекаются по усмотрению лица, проводящего следственные действия при условии применения технических средств фиксации.