Глава II. Проблемные вопросы, возникающие в правоприменительной практике при возбуждении уголовных дел о контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов

В правоприменительной практике возникают вопросы правомерности возбуждения таможенными или иными правоохранительными органами Российской Федерации уголовных дел по фактам контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов, если она совершена через таможенную границу Таможенного союза в зоне ответственности Республики Беларусь или Республики Казахстан, однако была выявлена правоохранительными органами Российской Федерации.

По мнению авторов, совершение контрабанды при вышеупомянутых обстоятельствах не лишает таможенные органы Российской Федерации процессуальных полномочий возбуждения уголовных дел по статье 226.1 УК России.

В том случае, если в материалах доследственной проверки по фактам обнаружения перемещения таких предметов по территории Российской Федерации или попытке их незаконного вывоза с территории Российской Федерации через таможенную границу Таможенного союза имеются достаточные данные, указывающие на то, что эти предметы, прежде чем их ввезли на территорию Российской Федерации, были незаконно ввезены на таможенную территорию Таможенного союза через таможенную границу Таможенного союза в зоне ответственности республик Беларуси или Казахстан из государств, не входящих в Таможенный союз, указанные действия подлежат квалификации по статье 226.1 УК России. Аналогичным образом, если в материалах доследственной проверки будут обнаружены факты вывоза с территории Российской Федерации стратегически важных товаров и ресурсов на территорию Республики Беларусь или Казахстан и их дальнейшего незаконного вывоза с территории этих государств через таможенную границу Таможенного союза в государства, не входящие в Таможенный союз, указанные действия также подлежат квалификации по статье 226.1 УК России. Вместе с тем для квалификации таких деяний необходимо, чтобы при пересечении товарами таможенной границы Таможенного союза в зоне ответственности Республик Беларусь или Казахстан совершались незаконные деяния, предусмотренные пунктом 19 части 1 статьи 4 ТК ТС.

Диспозиция статьи 226.1 УК России, а также положения статьи 12 УК России "Действия уголовного закона в отношении лиц, совершивших преступления вне пределов Российской Федерации" и статьи 5 Договора об особенностях уголовной и административной ответственности за нарушения таможенного законодательства Таможенного союза и государств - членов Таможенного союза, подписанного в г. Астана 05.07.2010, позволяют таможенным органам и иным органам предварительного расследования Российской Федерации возбуждать уголовные дела по фактам контрабанды предметов через таможенную границу Таможенного союза независимо от того, в зоне ответственности какого из государств - членов Таможенного союза были совершены эти преступные деяния.

Так, согласно статье 5 Договора от 05.07.2010, в случае совершения лицом преступления на территории нескольких Сторон местом его совершения считается территория Стороны, на которой совершено последнее преступное деяние. Каждая Сторона в соответствии со своим законодательством может возбуждать и расследовать уголовные дела по преступлениям, направленным против ее интересов, совершенным на территории других Сторон. На это же указывается и в статье 12 УК России.

Этой же статьей предусмотрено, что лица, совершившие вне пределов Российской Федерации преступления против интересов, охраняемых УК России, подлежат уголовной ответственности по статьям УК России, если в отношении этих лиц по данному преступлению не имеется решения суда иностранного государства.

Незаконное перемещение стратегически важных товаров через Таможенную границу Таможенного союза в зоне ответственности Республик Беларусь или Казахстан в третьи государства, если такие товары или ресурсы ранее были вывезены из Российской Федерации в Республики Беларусь или Казахстан, безусловно затрагивает интересы Российской Федерации.

В правоприменительной практике продолжают иметь место случаи неверной трактовки положений статьи 17 УК России, касающейся понятия совокупности преступлений, в том числе и при возбуждении уголовных дел о контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов.

Правоприменители должны рассматривать данный факт не только на предмет квалификации деяния по 226.1 УК России, но и по статье 194 УК России в случаях, если такая контрабанда влекла за собой неуплату в федеральный бюджет таможенных платежей в крупном или особо крупном размерах.

Согласно статье 17 УК России при совокупности преступлений лицо несет уголовную ответственность за каждое совершенное преступление по соответствующей статье или части статьи УК России. При этом совокупностью преступлений признается и одно действие (бездействие), содержащее признаки преступлений, предусмотренных двумя или более статьями УК России.

При незаконном перемещении товаров через Таможенную границу Таможенного союза одними преступными деяниями могут совершаться сразу два преступления, предусмотренные статьями 226.1 и 194 УК России.

В рассматриваемых случаях имеет место классическая ситуация так называемой "идеальной совокупности" преступлений, подлежащих квалификации по двум статьям УК России.

Правомерность дополнительной квалификации подобных деяний по статье 194 УК России обоснована тем, что преступления, предусмотренные статьями 226.1 и 194 УК России, имеют разные объекты посягательства: при контрабанде (226.1 УК России) это - общественные отношения в сфере таможенного дела, обеспечивающие установленный порядок перемещения стратегически важных товаров и ресурсов через Таможенную границу Таможенного союза, а при совершении преступления, предусмотренного статьей 194 УК России - это охраняемые законом и регулируемые государством отношения в сфере таможенного дела по поводу уплаты таможенных платежей в федеральный бюджет.

Таможенные органы обязаны в вышеуказанных случаях возбуждать уголовное дело по признакам сразу двух преступлений, предусмотренных статьями 226.1 и 194 УК России, указывая об этом в постановлении о возбуждении уголовного дела.

Вместе с тем процессуальные полномочия таможенных органов по расследованию этих преступлений различны.

По уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьей 226.1 УК России, таможенные органы правомочны производить лишь неотложные следственные действия, после чего передавать такие дела не позднее чем через 10 суток руководителю следственного органа (статьи 149, 157 УПК России).

Что касается преступлений, предусмотренных частями 1, 2 статьи 194 УК России, то после внесенных Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части противодействия незаконным финансовым операциям" в УПК России изменений и дополнений, таможенные органы уполномочены по уголовным делам данной категории осуществлять дознание в полном объеме по правилам, предусмотренным главой 32 УПК России, или в сокращенной форме по правилам, предусмотренным главой 32.1 УПК России.

Учитывая, что для совершения преступлений, предусмотренных статьями 226.1 и 194 УК России, осуществлялись одни и те же незаконные деяния, одними и теми же лицами, и совершение контрабанды являлось способом уклонения от уплаты таможенных платежей, собирание, проверка и оценка доказательств должны осуществляться в рамках одного уголовного дела. В рассматриваемых ситуациях обстоятельства, подлежащие доказыванию при расследовании деяний, квалифицируемых как контрабанда, и деяний, квалифицируемых как уклонение от уплаты таможенных платежей (статья 73 УПК России), фактически совпадают.

Выделение в отдельное производство уголовного дела о контрабанде или об уклонении от уплаты таможенных платежей неизбежно негативно отразится на всесторонности и объективности расследования каждого из этих уголовных дел, тем более что они будут касаться преступной деятельности одного и того же лица или одних и тех же лиц.

Кроме того, выделение в подобной ситуации уголовных дел, а фактически их разделение на два уголовных дела, будет противоречить положениям статей 153 и 154 УПК России.

Таможенные органы, возбудив уголовное дело по признакам преступлений, предусмотренных статьей 226.1 и частями 1 или 2 статьи 194 УК России, уполномочены лишь на производство неотложных следственных действий.

В случае, если установленный в ходе таможенного контроля, либо проведения оперативно-розыскных действий, либо доследственной проверки размер уклонений от уплаты таможенных платежей не будет соответствовать крупному, то экземпляр постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по признакам преступления, предусмотренного статьей 194 УК России, должен быть приобщен к уголовному делу о контрабанде стратегически важных товаров или ресурсов для того, чтобы в уголовном деле содержались сведения о принятом процессуальном решении в части уклонения от уплаты таможенных платежей.

Еще одной проблемой при возбуждении уголовных дел о контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов является определение стоимости незаконно перемещенных через Таможенную границу Таможенного союза стратегически важных ресурсов флоры и фауны.

Вышеуказанные объекты на территории Российской Федерации и во многих иных государствах, подписавших конвенцию "О международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения", фактически выведены из свободного оборота, что является препятствием для установления их рыночной стоимости.

Более того, реальная цена таких объектов в международном нелегальном обороте может значительно превышать цену на них в Российской Федерации, когда они в порядке исключения и с разрешения соответствующих государственных органов реализуются на внутреннем российском рынке или за рубеж.

Так, в статье 2 вышеупомянутой Конвенции указывается: "... торговля образцами этих видов должна находиться под особо строгим контролем с тем, чтобы не подвергать опасности их выживание, и она может быть разрешена только в исключительных обстоятельствах".

В статье 4 Федерального закона "О животном мире" указано, что "...животный мир в пределах территории Российской Федерации является государственной собственностью" и далее: "К объектам животного мира нормы гражданского права, касающиеся имущества, в том числе продажи, залога и других сделок, применяются постольку, поскольку это допускается настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами".

Согласно статье 24 данного закона "Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения объекты животного мира заносятся в Красную книгу Российской Федерации и (или) Красные книги субъектов Российской Федерации" и далее: "Оборотоспособность диких животных, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, допускается в исключительных случаях по разрешению (распорядительной лицензии), выдаваемому специально уполномоченным государственным органом по охране среды в порядке, предусмотренном Правительством Российской Федерации".

В статье 43 Федерального закона "О животном мире" указывается, что добыча объектов животного мира, не отнесенных к охотничьим ресурсам и водным биологическим ресурсам, допускается только по разрешению специально уполномоченных государственных органов по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды обитания.

Порядок определения для целей статьи 226.1 УК России крупного размера незаконно перемещенных стратегически важных ресурсов флоры и фауны, подпадающих под действие конвенции "О международной торговле видами дикой флоры и фауны, находящимися под угрозой исчезновения", или внесенных в Красную книгу Российской Федерации, исходя из их стоимости, является некорректным.

Очевидно, что отдельные объекты, относящиеся к видам дикой фауны и флоры, находящиеся под угрозой исчезновения, являясь незаменимой частью природной системы нашей планеты, уникальны и бесценны.

Их значимость не может определяться рыночными или иными ценами.

Указанный недостаток нормы статьи 226.1 УК России частично устранен с вступлением в силу Федерального закона от 02.07.2013 N 150-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", разработанного при участии ФТС России.

Законом предусмотрено внесение изменений в статью 226.1 УК России, в соответствии с которыми устанавливается уголовная ответственность за контрабанду особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации, а также их частей и производных независимо от стоимости указанных товаров животного происхождения, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Этим же законом предусматривается дополнение примечания к статье 226.1 УК России пунктом 3 следующего содержания: "Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей настоящей статьи и статьи 258.1 УК России утверждается Правительством Российской Федерации."

Закон также дополняет УК России статьей 258.1, которой предусматривается уголовная ответственность за незаконные добычу и оборот особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, занесенных в Красную книгу Российской Федерации и (или) охраняемых международными договорами Российской Федерации.

Согласно новой редакции статьи 104.1 УК России вышеуказанные особо ценные дикие животные и водные биологические ресурсы при их контрабандном перемещении подлежат конфискации, за исключением случаев, когда они подлежат возврату законному владельцу.

Применение упомянутых новелл возможно лишь с утверждением вышеназванного перечня.

Правоохранительные органы будут обязаны руководствоваться для целей статьи 226.1 УК России не только третьим разделом Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 N 923, но и новым перечнем.

При этом ряд наименований стратегически важных ресурсов флоры и фауны, указанных в третьем разделе Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 N 923, могут совпасть с наименованиями, включенными в Перечень особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, и (или) охраняемым международными договорами Российской Федерации, для целей статей 226.1 и 258.1 УК России.

В том случае, если наименования особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, а также их частей окажутся в последнем перечне, то для квалификации деяний по статье 226.1 УК России не будет требоваться, чтобы их стоимость превышала один миллион рублей. В том же случае, если наименования видов дикой флоры и фауны, подпадающие под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973, или занесенные в Красную книгу Российской Федерации, не окажутся в Перечне особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, то для квалификации деяний по статье 226.1 УК России будет требоваться наличие крупного размера, то есть их стоимость должна превышать один миллион рублей.