Глава I. Уголовно-правовая квалификация контрабанды стратегически важных товаров и ресурсов

Статьей 226.1 УК России предусмотрена уголовная ответственность за незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС либо Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере. Такие деяния квалифицируются как контрабанда.

Статья 226.1 УК России вышеуказанные незаконные деяния определяет как преступления независимо от того, имело ли место перемещение данных товаров и ресурсов при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза или вывозе с нее.

Диспозиция нормы позволяет квалифицировать незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере как контрабанду, независимо от того, в зоне ответственности какого государства - члена Таможенного союза имело место такое перемещение через общую таможенную границу Таможенного союза.

Согласно примечанию к данной статье в качестве специальных объектов (предметов) контрабанды указаны стратегически важные товары и ресурсы в крупном размере, то если их стоимость превышает один миллион рублей.

Понятие "незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза" раскрыто в части 1 пункта 19 статьи 4 ТК ТС, согласно которому под незаконным перемещением понимается перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

Отсутствие указанных признаков означает отсутствие состава преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК России.

При этом данное определение касается лишь незаконного перемещения товаров через таможенную границу Таможенного союза, но не через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза, то есть с Республикой Беларусь и Республикой Казахстан.

С 01.07.2011 таможенные органы не осуществляют деятельность на бывшей таможенной границе с этими государствами. Вопросы обеспечения порядка перемещения товаров через Государственную границу Российской Федерации с этими государствами относятся к ведению органов пограничного контроля (статья 1 Федерального закона от 01.04.1993 N 4730-1 "О государственной границе Российской Федерации").

Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.06.2012 N 546 утверждено Положение о содержании пограничного контроля при пропуске лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных через Государственную границу Российской Федерации. Согласно данному положению под пограничным контролем понимается, в частности, и государственный контроль по выявлению и задержанию в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза грузов, товаров и животных, запрещенных законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или вывозу из Российской Федерации.

Таким образом, непосредственным объектом преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК России, является порядок пересечения товарами Таможенной границы Таможенного союза или Государственной границы Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза.

В связи с этим под незаконным перемещением стратегически важных товаров и ресурсов через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза следует понимать перемещение таких предметов через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза вне установленных мест или в неустановленное время работы пограничных органов в этих местах, либо с сокрытием от пограничного контроля, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о перемещаемых предметах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим предметам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение.

В поддержку предлагаемого подхода следует сослаться на то, что в статье 226.1 УК России в качестве одного из квалифицирующих признаков преступления указано незаконное перемещение предметов через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза "с применением насилия к лицу, осуществляющему пограничный контроль". Следовательно, понятие контрабанды обуславливается наличием пограничного контроля на Государственной границе Российской Федерации с упомянутыми государствами и совершением незаконных действий путем его преодоления.

Отсутствие перечисленных признаков при перемещении стратегически важных товаров и ресурсов через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза означает отсутствие состава преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК России.

Из числа признаков незаконного перемещения через Государственную границу Российской Федерации с государствами - членами Таможенного союза подлежат исключению такие признаки, как недекларирование или недостоверное декларирование. Основанием для этого является образование единой таможенной территории Таможенного союза, отмена таможенного оформления, в том числе и декларирования при перемещении товаров из Российской Федерации в упомянутые государства и из этих государств на территорию Российской Федерации.

Отмена таможенного или пограничного контроля, упразднение или прекращение деятельности пунктов пропуска через таможенную или Государственную границу, отмена декларирования товаров при перемещении через таможенную границу однозначно указывает и на отсутствие в деяниях лиц, перемещающих стратегически важные товары и ресурсы через таможенную или Государственную границу, признаков контрабанды.

Вместе с тем таможенное законодательство Таможенного союза и законодательство Российской Федерации допускает исключение из общих правил отмены таможенного декларирования товаров, перемещаемых из государств - членов Таможенного союза в Российскую Федерацию.

Так, частью 6 ст. 217 "Дополнительные случаи декларирования товаров" Федерального закона Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" предусмотрено, что Правительство Российской Федерации вправе устанавливать, что отдельные категории товаров, ввозимые в Российскую Федерацию с территории государства - члена Таможенного союза, подлежат декларированию таможенным органам в следующих случаях:

1) если при выпуске для внутреннего потребления этих товаров на территории государства - члена Таможенного союза ввозные таможенные пошлины были уплачены по ставкам, размеры которых ниже, чем те, которые применяются в Российской Федерации;

2) если на территории государства - члена Таможенного союза при ввозе товаров из государств, не являющихся членами Таможенного союза, были предоставлены льготы по уплате ввозных таможенных пошлин, а также если при ввозе товаров, изготовленных из этих товаров, за исключением случаев, когда таможенным законодательством Таможенного союза прямо установлено, что такие товары могут перемещаться по таможенной территории Таможенного союза без уплаты ввозных таможенных пошлин;

3) если ввозятся товары, происходящие из государств, не являющихся членами Таможенного союза, к которым применяются ограничения, введенные Российской Федерацией в одностороннем порядке, включая специальные защитные, антидемпинговые и компенсационные меры, даже если эти товары приобрели статус товаров Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Согласно части 7 этой же статьи форму и порядок декларирования товаров в случаях, предусмотренных частью 6 ст. 217, а также порядок уплаты (доплаты) сумм ввозных таможенных пошлин или соблюдения установленных ограничений определяет Правительство Российской Федерации.

В целях реализации частей 6 и 7 статьи 217 Федерального закона Российской Федерации от 17 ноября 2010 года N 311-ФЗ "О таможенном регулировании в Российской Федерации" постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2012 года N 32 утверждены Правила декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

Однако эти правила, предусматривающие необходимость декларирования товаров, не касаются случаев вывоза стратегически важных товаров и ресурсов из Российской Федерации в Республики Казахстан или Беларусь.

Что касается ввоза в Российскую Федерацию из Республик Казахстан и Беларусь товаров в случаях, предусмотренных частью 6 ст. 217 Федерального закона N 311-ФЗ, то такими товарами, как правило, являются узлы и агрегаты моторных транспортных средств, технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему и т.д., а не стратегически важные товары и ресурсы.

Обязанность декларирования сырья и материалов при их ввозе на территорию Российской Федерации из Республик Казахстан и Беларусь может возникнуть только в силу требований пункта 2 части 6 ст. 217 Федерального закона N 311-ФЗ и лишь для сырья и материалов, ввезенных на территорию Республик Казахстан и Беларусь из государств, не являющихся членами Таможенного союза, для исключительного использования на территории государства - участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства - участника Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства - участника Таможенного союза, при условии, если были представлены на эти товары льготы по уплате ввозных таможенных пошлин.

Указанные льготы предоставляются в отношении сырья и (или) материалов, если такое сырье и/или материалы не производятся в государствах - участниках Таможенного союза или если производимые в государствах - участниках Таможенного союза сырье и (или) материалы не соответствуют техническим характеристикам реализуемого инвестиционного проекта.

Комиссия Таможенного союза (в настоящее время ее полномочия переданы Евразийской экономической комиссии) составляет и обновляет на основании предложений государства - участника Таможенного союза перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов.

Государства - участники Таможенного союза обеспечивают контроль за целевым использованием сырья и материалов, по которым предоставляются освобождения от таможенных пошлин (Решение N 130 Комиссии Таможенного союза "О едином таможенно-тарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации").

Если Евразийской экономической комиссией или Правительством Российской Федерации в перечень сырья и материалов, на которые распространяются положения части 6 ст. 217 Федерального закона N 311-ФЗ, будут включены стратегически важные товары и ресурсы, о которых идет речь в диспозиции ст. 226.1 УК России, то такие товары и ресурсы подлежат декларированию в таможенных органах Российской Федерации в соответствии с Правилами декларирования таможенным органам отдельных категорий товаров, ввозимых в Российскую Федерацию с территорий государств - членов Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

В таких весьма редких случаях возможна квалификация незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов в крупном размере через Государственную границу Российской Федерации по статье 226.1 УК России по признакам недекларирования или недостоверного декларирования.

Для целей применения статьи 226.1 УК России требовалось издание соответствующего постановления Правительства Российской Федерации об утверждении перечня стратегически важных товаров и ресурсов.

Следует отметить, что Указом Президента Российской Федерации от 14.06.1992 N 628 "О порядке экспорта стратегически важных сырьевых товаров" было установлено, что в целях защиты экономических интересов России, недопущения незаконного размещения валютной выручки за рубежом и неоправданной конкуренции российских предприятий на внешнем рынке с 1 июля 1992 г. экспорт стратегически важных сырьевых товаров осуществляется предприятиями и организациями, зарегистрированными для этих целей Министерством внешних экономических связей Российской Федерации. Перечень таких товаров был определен постановлением Правительства Российской Федерации от 26.06.1992 N 434. В последующем в перечни стратегически важных сырьевых товаров неоднократно вносились изменения.

Однако Указом Президента Российской Федерации от 06.03.1995 N 245 "Об основных Принципах осуществления внешнеторговой деятельности в Российской Федерации" нормативное определение стратегически важных товаров фактически было исключено и с 25.03.1995 их экспорт осуществлялся без регистрации предприятий и организаций-экспортеров в Министерстве внешних экономических связей Российской Федерации. Кроме того, был признан утратившим силу Указ Президента Российской Федерации от 14.06.1992 N 628. Постановлениями Правительства Российской Федерации от 05.11.1995 N 1110 и от 21.03.1996 N 300 признано утратившим силу решение об утверждении перечня стратегически важных сырьевых товаров и осуществлении экспорта таких товаров на основе регистрации контрактов.

В сложившейся правовой ситуации положения части 2 статьи 188 УК России, предусматривающие уголовную ответственность за контрабанду стратегически важных сырьевых товаров, фактически перестали применяться.

Контрабанда товаров, обладающих признаками стратегически важных сырьевых, до 08.12.2011 квалифицировалась по части 1 статьи 188 УК России как контрабанда обычных товаров. Однако в связи с декриминализацией товарной контрабанды, а также по причине отсутствия утвержденного Правительством Российской Федерации перечня стратегически важных товаров и ресурсов их незаконный вывоз из России не влек за собой уголовной ответственности, хотя эти деяния были предусмотрены в ст. 226.1 УК России как контрабанда в соответствии с Федеральным законом от 08.12.2011 N 420-ФЗ.

ФТС России являлась одним из инициаторов разработки вышеназванного перечня и издания постановления Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 N 923, которым утвержден перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России.

Данный Перечень состоит из трех разделов.

В первом разделе перечислены наименования стратегически важных товаров с указанием их кодов товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Таможенного союза (далее - ТН ВЭД ТС), а именно:

1. Спирт этиловый неденатурированный с концентрацией спирта 80 об.% или более; этиловый спирт и прочие спиртовые настойки, денатурированные;

2. Драгоценные металлы;

3. Черные и цветные металлы, а также отходы и лом черных и цветных металлов, металлокерамики, части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамвая или подвижного состава;

4. Озоноразрушающие вещества и продукция, их содержащая, в соответствии со списками "A" и "B" раздела 1.1 и списками "C", "E" и "D" раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27.11.2009 N 19.

Во втором разделе перечислены наименования стратегически важных ресурсов с указанием их кодов ТН ВЭД ТС, а именно:

5. Мясо крупного рогатого скота, домашней птицы, свинина;

6. Рыба, ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные;

7. Мясо и продукты из мяса осетровых рыб, икра осетровых рыб;

8. Янтарь;

9. Уголь каменный, включая антрацит, кокс и полукокс;

10. Нефть сырая и нефтепродукты, содержащие 70 мас.% или более нефти или нефтепродуктов, причем эти нефтепродукты являются основными составляющими продуктов; отработанные нефтепродукты;

11. Газ природный, газы нефтяные и углеводородные, в сжиженном и газообразном состоянии;

12. Пушнина;

13. Лесоматериалы;

14. Драгоценные и полудрагоценные камни.

Третий раздел Перечня касается стратегически важных объектов флоры и фауны, подпадающих под действие Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, от 03.03.1973 или занесенных в Красную книгу Российской Федерации.

Следует отметить, что применение положений пункта 4 первого раздела Перечня, в котором указаны озоноразрушающие вещества, поставлено в зависимость от того, входит ли озоноразрушающее вещество и продукция, его содержащая, в списки "A" и "B" раздела 1.1 и списки "C", "E" и "D" раздела 2.1 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС от 27 ноября 2009 г. N 19.

При этом, как указано в Перечне, коды ТН ВЭД ТС приведены в пункте 4 первого раздела только для удобства пользования.

В результате применение пункта 4 первого раздела Перечня возможно лишь в период действия вышеуказанного нормативно-правового акта. В случае его отмены положения пункта 4 первого раздела Перечня для целей ст. 226.1 УК России в силу сугубо формальных причин применены быть не могут.

К сожалению, из-за неудачной редакции пункта 4 в настоящее время сложилась ситуация невозможности привлечения лиц к уголовной ответственности по ст. 226.1 УК России за контрабанду озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, поскольку согласно пункту 5 решения Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС в торговле с третьими странами, и Положение о применения ограничений, утвержденные Решением Межгоссовета ЕврАзЭС (Высшего органа Таможенного союза) от 27.11.2009 N 19 "О едином нетарифном регулировании Таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации", не применяются. (По этому поводу ФТС России в таможенные органы направлено соответствующее разъяснение от 25.09.2012 N 18-12/48032).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии в 2012 году были приняты нормативные правовые акты, касающиеся озоноразрушающих веществ и продукции, их содержащей, аналогичные отмененным, однако в силу вышеуказанной редакции пункта 4 их применение для целей статьи 226.1 УК России не представляется возможным до внесения соответствующих изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 N 923.

Вместе с тем произошедшие изменения в таможенном законодательстве Таможенного Союза не затронули остальных пунктов Перечня.

Как показала правоприменительная практика, одной из целей, которую преследуют правонарушители при контрабанде стратегически важны товаров и ресурсов, является преодоление установленных таможенным законодательством запретов и ограничений при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза. В связи с этим от сотрудников правоохранительных подразделений таможенных органов требуются определенные познания, касающиеся содержания нормативно-правовых актов таможенного законодательства, устанавливающих такие запреты и ограничения.

Кроме того, в правоприменительной практике возникает вопрос соотношения положений Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" (далее - Закон N 164-ФЗ) и таможенного законодательства Таможенного союза с содержанием Перечня, а также возникает вопрос обоснованности привлечения лиц к уголовной ответственности за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, если на них не распространяются установленные законодательством Таможенного союза и Российской Федерации запреты и ограничения на ввоз на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации.

Так, согласно части 1 статьи 32 Закона N 164-ФЗ, в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами, исходя из национальных интересов, могут вводиться меры, не носящие экономического характера и затрагивающие внешнюю торговлю товарами, если эти меры, в частности, необходимы для соблюдения окружающей среды, жизни или здоровья животных или растений; относятся к импорту или экспорту золота или серебра; необходимы для предотвращения исчерпания невосполнимых природных ресурсов и проводятся одновременно с ограничением внутреннего производства или потребления, связанных с использованием невосполнимых природных ресурсов; необходимы для приобретения или распределения товаров при общем или местном их дефиците; необходимы для выполнения международных обязательств Российской Федерации, а также обеспечения обороны страны и безопасности государства; необходимы для обеспечения соблюдения не противоречащих международным договорам Российской Федерации нормативных правовых актов Российской Федерации, касающихся в том числе:

а) применения таможенного законодательства Таможенного союза и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле;

б) представления таможенным органам Российской Федерации одновременно с таможенной декларацией документов о соответствии товаров обязательным требованиям;

в) охраны окружающей среды;

г) обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации вывезти или уничтожить товары, не соответствующие техническим, фармакологическим, санитарным, ветеринарным, фитосанитарным и экологическим требованиям;

д) предотвращения и расследования преступлений, а также судопроизводства и исполнения судебных решений в отношении этих преступлений.

Таким образом, постановление Правительства Российской Федерации от 13.09.2013 N 923 направлено, в том числе, и на реализацию положений вышеназванного федерального закона, а положения пункта 2 первого раздела, где говорится о драгоценных металлах, и третьего раздела, где говорится о стратегически важных ресурсах флоры и фауны, Перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России корреспондируются с положениями части 1 статьи 32 Закона N 164-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС перемещение товаров через таможенную границу Таможенного союза осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено ТК ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

Товары, запрещенные либо ограниченные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, в случае непредставления необходимых разрешительных документов, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Товары, запрещенные либо ограниченные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, в случае отсутствия необходимых разрешительных документов, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Под запретами и ограничениями, согласно подпункту 8 пункта 1 статьи 4 ТК ТС, понимается комплекс мер, применяемых в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу, включающий меры нетарифного регулирования, меры, затрагивающие внешнюю торговлю товарами и вводимые, исходя из национальных интересов, особые виды запретов и ограничений внешней торговли товарами, меры экспортного контроля, в том числе в отношении продукции военного назначения, технического регулирования, а также санитарно-эпидемиологические, ветеринарные, карантинные, фитосанитарные и радиационные требования, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Согласно пункту 1 статьи 179 ТК ТС при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с ТК ТС, товары подлежат таможенному декларированию. Подача таможенной декларации должна сопровождаться представлением таможенному органу документов, на основании которых она заполнена. К таким документам относятся и документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в том числе в связи с применением специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер (подпункты 5, 6 пункта 1 статьи 183 ТК ТС).

Перевозчик при уведомлении таможенного органа о прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза независимо от вида транспорта, на котором осуществляется перевозка, представляет документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС (пункт 2 статьи 159 ТК ТС).

Для убытия товаров с таможенной территории Таможенного союза таможенному органу представляются документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, в соответствии с пунктом 1 статьи 152 ТК ТС (пункт 1 статья 163 ТК ТС).

Непредставление в таможенный орган при осуществлении какой-либо из перечисленных таможенных операций документа, подтверждающего соблюдение запретов и (или) ограничений, при наличии таковой обязанности будет свидетельствовать о несоблюдении запретов и (или) ограничений, (например, сертификата соответствия, документа, подтверждающего безопасность продукции, ветеринарного, фитосанитарного сертификата, лицензии на вывоз) как на этапе прибытия (убытия) товара, помещении товара на СВХ, так и на этапе его декларирования при помещении под таможенную процедуру при наличии данной обязанности.

Подпункт 17 пункта 1 статьи 4 ТК ТС определяет меры нетарифного регулирования как комплекс мер регулирования внешней торговли товарами, осуществляемых путем введения количественных и иных запретов и ограничений экономического характера, которые установлены международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза.

Нетарифное регулирование предусматривает установление запретов и временных ограничений экспорта товаров, ограничение импорта сельскохозяйственных товаров или водных биологических ресурсов. Осуществление внешнеторговой деятельности при этом может ограничиваться путем предоставления исключительного права на экспорт и (или) импорт отдельных видов товаров на основании лицензии, либо при наличии разрешения в случаях применения наблюдения за экспортом и (или) импортом отдельных видов товаров (статьи 3, 4, 6 Соглашения между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран" (далее - Соглашение о единых мерах нетарифного регулирования).

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования" утверждены Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень) и Положение о применении ограничений.

Порядок выдачи лицензий и разрешений на экспорт и (или) импорт товаров, включенных в Единый перечень, за исключением товаров, подлежащих экспортному контролю, экспорта и импорта вооружений и военной техники, а также иной продукции военного назначения, установлен Соглашением между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 09.06.2009 "О правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами" (далее - Соглашение о правилах лицензирования).

Отсутствие у лица при таможенном декларировании товара, включенного в Единый перечень, оригинала лицензии, в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Соглашения о единых мерах нетарифного регулирования и пунктом 7 статьи 3 Соглашения о правилах лицензирования, является основанием к отказу в выпуске товаров.

В указанном Едином перечне, в числе прочих товаров, к которым применяются запреты или ограничения по ввозу или вывозу государствами - членами Таможенного союза в торговле с третьими странами указаны:

- дикие живые животные, отдельные дикорастущие растения и дикорастущее лекарственное сырье, ограниченные к перемещению через Таможенную границу Таможенного союза;

- виды дикой фауны и флоры, подпадающие под действие конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящихся под угрозой исчезновения, ограниченные к перемещению через Таможенную границу Таможенного союза;

- редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды диких животных и дикорастущих растений, их части и (или) дериваты, включенные в красные книги Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, ограниченные к перемещению через Таможенную границу Таможенного союза при вывозе.

Тем самым положения Единого перечня корреспондируются с международной конвенцией "О международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения", принятой в Вашингтоне 03.03.1973, с нормами Федерального закона "О животном мире" от 24.04.1995 N 52-ФЗ, с постановлением Правительства Российской Федерации "О красной книге Российской Федерации" от 19.02.1996 N 158 и др.

В целях защиты жизни и здоровья человека, имущества, охраны окружающей среды, жизни и здоровья животных и растений, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей, принимаются технические регламенты ЕврАзЭС. Продукция, на которую распространяется технический регламент (технические регламенты) ЕврАзЭС, выпускается в обращение на территории государства любой из Сторон при условии, что она прошла установленные техническим регламентом (техническими регламентами) ЕврАзЭС процедуры оценки (подтверждения) соответствия на территории государства любой из Сторон. Под термином "подтверждение соответствия" понимается документальное подтверждение удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки (транспортирования), реализации и утилизации продукции, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов, стандартов и других документов, содержащих характеристики продукции и связанных с ней процессов, которое может носить добровольный или обязательный характер (статьи 1, 5, 6 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 25.01.2008 "О проведении согласованной политики в области технического регулирования, санитарных и фитосанитарных мер").

В целях формирования нормативной правовой базы Таможенного союза в области технического регулирования Стороны формируют единый перечень продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (далее - единый перечень). Технические регламенты Таможенного союза разрабатываются только в отношении продукции, включенной в единый перечень, если в отношении такой продукции не приняты технические регламенты ЕврАзЭС (статьи 3, 4 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 18.11.2010 "О единых принципах и правилах технического регулирования в Республике Беларусь, Республике Казахстан и Российской Федерации").

Единые формы документов об оценке (подтверждении) соответствия (декларации о соответствии техническим регламентам Таможенного союза, сертификата соответствия техническим регламентам Таможенного союза) утверждены решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 N 896.

Статьями 3 и 4 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан и Российской Федерацией от 11.12.2009 "Об обращении продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенной территории Таможенного союза" установлено, что продукция допускается к обращению на территории государства Стороны в соответствии с законодательством государства этой Стороны и настоящим Соглашением. Продукция, в отношении которой сторонами установлены одинаковые обязательные требования, одинаковые формы и схемы подтверждения соответствия, а также применяются одинаковые или сопоставимые методы исследований (испытаний) и измерений продукции при проведении подтверждении соответствия, допускается к обращению на единой таможенной территории, если она прошла установленные процедуры подтверждения соответствия на территории любого из государств Сторон с соблюдением следующих условий:

- проведение сертификации органом по сертификации, включенным в Единый реестр органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров) (далее - Единый реестр);

- проведение испытаний в испытательных лабораториях (центрах), включенных в Единый реестр;

- сертификаты соответствия и декларации о соответствии оформлены по единой форме.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 319 утверждены Положение о порядке ввоза продукции (товаров), подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия, на таможенную территорию Таможенного союза и Единые формы сертификата соответствия и декларации о соответствии.

Решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620 утвержден Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов".

Соответственно, непредставление, например, при декларировании товара и помещении под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления сертификата соответствия при наличии таковой обязанности является основанием к отказу в выпуске товаров.

Если сопоставить Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.09.2012 N 923, с Единым перечнем продукции, подлежащей обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 07.04.2011 N 620, то вышеуказанные требования об обязательной оценке (подтверждению соответствия) распространяются на нефтепродукты, указанные в пункте 10 второго раздела Перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей ст. 226.1 УК России, имеющие код 2710 ТН ВЭД ТС.

Представление разрешительного документа при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза также установлено:

- решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 "О применении санитарных мер в Таможенном союзе";

- решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 "О применении ветеринарно-санитарных мер в Таможенном союзе";

- решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 "Об обеспечении карантина растений в Таможенном союзе".

При этом Решением Комиссии Таможенного союза от 28.05.2010 N 299 утверждены, в частности:

- Положение о порядке осуществления государственного санитарно-эпидемиологического надзора (контроля) за лицами и транспортными средствами, пересекающими Таможенную границу Таможенного союза, подконтрольными товарами, перемещаемыми через Таможенную границу Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза;

- Единый перечень товаров, подлежащих санитарно-эпидемиологическому надзору (контролю) на Таможенной границе и таможенной территории Таможенного союза.

В данном едином Перечне содержатся те же наименования ресурсов, которые указаны в пунктах 6 и 7 второго раздела Перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 317 утверждены, в частности:

- Положение о едином порядке осуществления ветеринарного контроля на таможенной границе Таможенного союза и на таможенной территории Таможенного союза;

- Единый перечень товаров, подлежащих ветеринарному контролю (надзору).

В данном едином Перечне содержатся те же наименования ресурсов, которые приведены в пунктах 5 - 7 второго раздела Перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России.

Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 N 318 утверждены, в частности:

- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной границе Таможенного союза;

- Положение о порядке осуществления карантинного фитосанитарного контроля (надзора) на таможенной территории Таможенного союза;

- Перечень подкарантинной продукции (подкарантинных грузов, подкарантинных материалов, подкарантинных товаров), подлежащих карантинному фитосанитарному контролю (надзору) на таможенной границе Таможенного союза и таможенной территории Таможенного союза.

В данном Перечне содержатся те же наименования ресурсов, которое приведены в пункте 13 второго раздела Перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России.

Непредставление лицом при пересечении Таможенной границы Таможенного союза на перемещаемые ресурсы разрешительных документов, предусмотренных вышеуказанными решениями Комиссии Таможенного союза, является основанием отказа в выпуске таких ресурсов.

Пунктом 3 статьи 9 Соглашения "О единых мерах нетарифного регулирования в отношении третьих стран" от 25.01.2008 предусмотрено право для любой из сторон в исключительных случаях вводить на срок до 6 месяцев в отношении одной из третьих стран меры нетарифного регулирования в одностороннем порядке.

Помимо указанных в данном Соглашении ограничений, согласно пункту 2 статьи 70 ТК ТС таможенное законодательство Таможенного союза предусматривает возможность установления в качестве мер нетарифного регулирования специальных, антидемпинговых и компенсационных пошлин в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза (Соглашение между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации от 25.01.2008 "О применении специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер по отношению к третьим странам") и (или) законодательством государств - членов Таможенного союза (Федеральный закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ "О специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мерах при импорте товаров").

Непредставление лицом при подаче таможенной декларации документов, свидетельствующих об уплате данных видов пошлин при применении в отношении декларируемых товаров специальных защитных, антидемпинговых либо компенсационных мер, является основанием к отказу в выпуске товара.

Сопоставление Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134 "О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования", с Перечнем стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России указывает на то, что в пункте 2 первого раздела Перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России содержатся наименования стратегически важных товаров, которые указаны в Едином перечне, утвержденном решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 N 134.

Что касается пункта 3 первого раздела Перечня, то в нем содержатся наименования стратегически важных товаров, имеющих коды 7204, 7401, 7402, 7404, 8001-35-2, 8002-00-000-0, а также коды, начиная с 8101-97-000-0 до 8113 00, которые указаны в Едином перечне товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз.

Вместе с тем большинство товаров, указанных в пункте 3 первого раздела Перечня стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1, отсутствуют в Едином перечне.

Во втором разделе Перечня в пунктах 5, 7, 8, 11, 12 указаны стратегически важные ресурсы, наименование которых содержатся и в Едином Перечне.

Вместе с тем указанные в пунктах 6 и 9 второго раздела Перечня наименования стратегически важных ресурсов не включены в Единый перечень.

Указанные в пункте 13 второго раздела Перечня наименования лесоматериалов, имеющие коды ТН ВЭД ТС 4401 21 000 0 и 4401 22 000 0 не включены в Единый Перечень, а имеющие коды ТН ВЭД ТС 4403, 4404, 4407 включены в Единый Перечень.

Указанные в пункте 14 второго раздела Перечня наименования драгоценных и полудрагоценных камней, имеющие коды ТН ВЭД ТС 7101, 7102 и 7104, не включены в Единый перечень, тогда как стратегические важные ресурсы, имеющие код ТН ВЭД ТС 7103, в него включены.

Указанные в пункте 15 третьего раздела Перечня наименования стратегически важных ресурсов флоры и фауны включены в Единый перечень.

Таким образом, Перечень стратегически важных товаров и ресурсов для целей статьи 226.1 УК России включает в себя товары и ресурсы, как подпадающие под установленные таможенным законодательством Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации запреты и ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, так и не подпадающие под эти запреты и ограничения.

Диспозиция нормы статьи 226.1 УК России предусматривает уголовную ответственность за незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов независимо от того, распространяются ли на эти товары и ресурсы вышеупомянутые запреты и ограничения.

Контрабанда может совершаться для обхода вышеупомянутых запретов и ограничений, а если их не установлено, то с целью неуплаты таможенных платежей.

При этом во многих случаях лица, совершающие контрабанду, преследуют обе цели.

Возможны ситуации, когда контрабанда совершается не только для обхода запретов или ограничений, связанных с перемещением товаров через Таможенную или Государственную границы, но и для сокрытия преступного способа приобретения предметов контрабанды, например, когда такие предметы получены в результате незаконной добычи или незаконной охоты.

В правоприменительной практике не исключается, хотя и маловероятна ситуация, когда контрабанда стратегически важных товаров и ресурсов может быть не связана с необходимостью обхода запретов и ограничений, уклонением от уплаты таможенных платежей и с сокрытием преступных обстоятельств приобретения предметов контрабанды.

Хотя диспозиция нормы статьи 226.1 УК России не связывает наступление уголовной ответственности за незаконное перемещение стратегически важных товаров и ресурсов с наличием запретов и ограничений на их перемещение, а также с уклонением от уплаты таможенных платежей, решение данных вопросов (относятся ли товары и ресурсы к тем товарам, на которые распространяются запреты и ограничения при перемещении через границу либо такое незаконное перемещение обусловлено неуплатой таможенных платежей), подлежит обязательному рассмотрению при возбуждении уголовного дела.

Выяснение этих обстоятельств имеет значение для оценки субъективной стороны преступления, поскольку именно этим определяются мотивы и цели совершения преступного деяния и, как следствие, доказывается его умышленный характер (Контрабанда - преступление, совершенное только с прямым умыслом). Выяснение всех вышеназванных вопросов позволяет при составлении постановления о возбуждении уголовного дела и иных процессуальных документов объективно и предельно конкретно отражать в них фактические обстоятельства совершенного преступления.

Также это позволяет правильно определить круг обстоятельств, подлежащих доказыванию по уголовному делу. В конечном итоге все это усилит позицию обвинения в ходе дальнейшего расследования уголовного дела и рассмотрения его в суде.

Кроме того, при решении вопроса о возбуждении уголовного дела о контрабанде стратегически важных товаров и ресурсов через таможенную границу Таможенного союза правоприменители должны рассматривать факт незаконного перемещения на предмет квалификации не только по статье 226.1 УК России, но и по статье 194 УК России "Уклонение от уплаты таможенных платежей, взимаемых с организации или физического лица", в случае если такая контрабанда влекла за собой неуплату в федеральный бюджет таможенных платежей в крупном или особо крупном размерах (последнее вытекает из положений части 2 статьи 17 УК России "Совокупность преступлений").

Вопросы определения стоимости незаконно перемещенных стратегически важных товаров и ресурсов, размера уклонения от уплаты таможенных платежей, установления допущенных нарушений запретов и ограничений в ходе незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов, как правило, должны решаться в ходе таможенного контроля либо при проведении оперативно-розыскных мероприятий либо на стадии доследственной проверки.

В этой связи следует отметить, что Федеральным законом "О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации" от 04.03.2013 N 23-ФЗ, часть 1 статьи 144 УПК России изложена в новой редакции.

Так, при проверке сообщения о преступлении орган дознания вправе, не возбуждая уголовное дело, истребовать документы и предметы, изымать их в порядке, установленном УПК России, назначать судебную экспертизу, принимать участие в ее производстве и получать заключение эксперта в разумный срок, требовать производства документальных проверок, ревизий, исследований документов, предметов, привлекать к участию в этих действиях специалистов.

В ряде случаев вопросы определения стоимости стратегически важных товаров и ресурсов, а также вопросы о допущенных нарушениях запретов и ограничений могут быть решены при производстве по делам об административных правонарушениях, связанных с незаконным перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, возбужденных по признакам правонарушений, предусмотренных статьями 16.1, 16.2 либо статьей 16.3 КоАП России "Несоблюдение запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации".

Стоимость незаконно перемещенных стратегически важных товаров и ресурсов при их вывозе с таможенной территории Таможенного союза, как правило, определяется согласно контрактной цены этих товаров. В том случае, если правоприменитель не располагает данными о контрактной цене либо имеются данные, что она явно занижена относительно рыночной цены аналогичных товаров на внутреннем рынке Таможенного союза, стоимость указанных товаров определяется экспертным путем (контрактная цена экспортируемых товаров, как правило, должна превышать рыночную цену этих товаров на внутреннем рынке, так как указанная цена товаров не включает дополнительные издержки в связи с вывозом товаров за пределы таможенной территории Таможенного союза).

Стоимость незаконно перемещенных стратегически важных товаров и ресурсов при их ввозе на таможенную территорию Таможенного союза определяется экспертным путем либо с использованием специальных познаний специалистов на основания рыночной цены на аналогичные товары на внутреннем рынке Таможенного союза. Могут производиться и иные следственные действия по определению или уточнению стоимости таких товаров на внутреннем рынке (выемка документов: счетов-фактур, накладных, платежных поручений, договоров, связанных с реализацией правонарушителями таких товаров на внутреннем рынке после незаконного ввоза их на таможенную территорию Таможенного союза с отражением в этих документах сведений о цене товара).

При этом под внутренним рынком, если рассматривать ситуацию с применением экономических категорий, при ввозе товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается местность, где располагается фактический получатель товаров, а при вывозе - местность, где располагается отправитель товаров.

Необходимо также иметь в виду, что таможенные органы, рассматривая вопрос о возбуждении уголовного дела по статье 226.1 УК России в случаях, когда предметом контрабанды являлись стратегически важные товары и ресурсы, в том числе подпадающие под запреты и ограничения на ввоз или вывоз, обязаны дать правовую оценку этим деяниям не только по нормам УК России, но и по статьям 16.1, 16.2 и 16.3 КоАП России в отношении юридических лиц, совершивших незаконное перемещение товаров через границу, либо в отношении юридических лиц, на которых возложена обязанность соблюдения установленных запретов и ограничений.

Иными словами, по одним и тем же фактам осуществляется расследование по нормам УПК России в отношении работников организаций либо иных физических лиц, действующих по поручению этих организаций, совершивших преступление, предусмотренное статьей 226.1 УК России, и параллельно осуществляет производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьями 16.1, 16.2 или 16.3 КоАП России в отношении самой организации (юридического лица).

Начальник таможенного органа или его заместитель должны обеспечить обмен информацией и соответствующими документами при производстве расследования по этим делам.

Субъектами уголовной ответственности за контрабанду стратегически важных товаров и ресурсов, незаконно перемещенных через таможенную границу Таможенного союза организациями и индивидуальными предпринимателями, являются руководители и иные работники организаций, выступившие в качестве отправителей, получателей товаров, декларантов, перевозчиков, а также любые иные физические лица, участвующие в незаконном перемещении товаров, независимо от места их официальной работы.

Иными словами, любое физическое лицо, совершившее умышленное деяние, направленное на то, чтобы организация или индивидуальный предприниматель незаконно переместили стратегически важные товары или ресурсы через таможенную границу Таможенного союза, может быть субъектом преступления, предусмотренного статьей 226.1 УК России.

Для этого вовсе не обязательно, чтобы такое лицо работало в данной организации.

В случаях незаконного перемещения стратегически важных товаров и ресурсов физическим лицом субъектом уголовной ответственности по 226.1 УК России, как правило, является лицо, непосредственно незаконно переместившее товары и ресурсы через таможенную границу Таможенного союза и (или) выступающее в качестве декларанта данных товаров.

Исполнителем контрабанды следует признавать не только лицо, непосредственно участвующее в ее совершении, но и лицо, совершившее это преступление посредством использования других лиц, не подлежащих уголовной ответственности в силу того, что противоправные деяния они совершали невиновно либо по неосторожности, будучи введенными в заблуждение субъектом уголовной ответственности (сами лица, которых субъект уголовной ответственности использовал в качестве орудия преступления, в силу положения закона не могут признаваться участниками преступления).