Глава 2. Рекомендации по разработке планов восстановления финансовой устойчивости. Принципы эффективного планирования восстановления финансовой устойчивости инфраструктурной организации

2.1. Инфраструктурной организации рекомендуется включать разработку Плана восстановления в процессы управления и стратегического планирования инфраструктурной организации.

В Плане восстановления рекомендуется определить набор вариантов и мер, позволяющих действовать в разнообразных стрессовых ситуациях (возникающих как вследствие специфических событий самой инфраструктурной организации, так и событий финансового и товарного рынков, на которых инфраструктурная организация осуществляет ключевые функции, в целом) (далее - варианты Плана восстановления), а также условия, при наступлении которых должна начаться их реализация.

2.2. Цель Плана восстановления заключается в заблаговременной разработке мер по восстановлению финансовой устойчивости и поддержанию непрерывности осуществления ключевых функций инфраструктурной организацией в случае реализации риска существенных финансовых потерь, а также в разработке мер по предупреждению и предотвращению такого ухудшения доступными инфраструктурной организации инструментами и методами.

2.3. Планирование восстановления финансовой устойчивости позволяет оценивать способность инфраструктурной организации противостоять стрессовым ситуациям, поддерживать непрерывность осуществления ключевых функций инфраструктурной организацией за счет внутренних ресурсов и (или) возможностей, обусловленных наличием договорных отношений с третьими лицами. При этом инфраструктурной организации рекомендуется разрешать возникающие проблемы, связанные с угрозой ее финансовой устойчивости, без угрозы для стабильности финансовой системы Российской Федерации и организаций, осуществляющих деятельность на финансовом рынке Российской Федерации.

2.4. Инфраструктурной организации рекомендуется обеспечивать поддержание Плана восстановления в актуальном состоянии, посредством его регулярного пересмотра и внесения в него изменений (не реже одного раза в год, а также при существенных институциональных или финансово-экономических изменениях (в том числе в случае наступления значимых событий <1> в деятельности инфраструктурной организации, способных повлиять на возможность реализации Плана восстановления) и с учетом анализа текущей ситуации на рынке).

--------------------------------

<1> К значимым событиям, способным повлиять на возможность реализации Плана восстановления, в том числе относятся события, связанные с изменением финансовой ситуации, оказывающей значительное влияние на финансовую устойчивость инфраструктурной организации, внедрением новых направлений деятельности инфраструктурной организации, которые могут привести к увеличению обязательств инфраструктурной организации более чем на 20%, существенными изменениями в законодательстве Российской Федерации, влияющими на условия функционирования инфраструктурной организации, а также наступлением иных событий, не позволяющих реализовать значительную часть мероприятий по восстановлению финансовой устойчивости инфраструктурной организации.

Инфраструктурной организации рекомендуется определить перечень значимых событий в своей деятельности, способных повлиять на возможность реализации Плана восстановления и в случае реализации которых потребуется пересмотр Плана восстановления, в том числе внесение в него изменений.

2.5. Инфраструктурной организации рекомендуется установить во внутренних документах порядок разработки, утверждения и оценки на предмет актуальности и реализуемости Плана восстановления, а также назначить ответственных лиц за разработку Плана восстановления, контроль его содержания, поддержание его в актуальном состоянии, своевременность принятия решений по его реализации.

2.6. При подготовке Плана восстановления инфраструктурной организации рекомендуется придерживаться примерной структуры Плана восстановления, приведенной в Приложении к настоящим Методическим рекомендациям.

2.7. Инфраструктурной организации рекомендуется предусмотреть в Плане восстановления условия и процедуры для своевременной реализации мер по восстановлению финансовой устойчивости инфраструктурной организации, а также перечень стресс-сценариев, учитывающих макроэкономические и финансовые стрессы, которые могут оказать значительное воздействие на финансовую устойчивость инфраструктурной организации. Примерный перечень стресс-сценариев, которые могут быть использованы при разработке Плана восстановления, приведен в Главе 3 настоящих Методических рекомендаций.

2.8. Инфраструктурной организации рекомендуется интегрировать План восстановления в систему управления рисками инфраструктурной организации, в случае ее наличия.

2.9. При разработке Плана восстановления инфраструктурной организации рекомендуется применять комплексный подход к оценке рисков, возникающих в ее деятельности, учитывать специфику рисков, присущих деятельности инфраструктурной организации, а также их существенность для деятельности конкретной инфраструктурной организации.

2.10. В Планах восстановления инфраструктурной организации, являющейся клиринговой организацией, рекомендуется предусматривать конкретные решения в ситуациях критического снижения величины ее собственных средств и (или) ликвидности в случае развития событий по нескольким неблагоприятным для нее сценариям, включая наиболее критические.

2.11. Инфраструктурной организации рекомендуется проводить самостоятельную оценку вариантов Плана восстановления на соответствие рекомендациям пунктов 2.1 - 2.4 настоящей Главы.

2.12. Рекомендуется руководствоваться следующими принципами эффективного планирования восстановления финансовой устойчивости инфраструктурной организации:

1) определение ключевых параметров Плана восстановления с учетом размера инфраструктурной организации, набора ключевых функций, взаимосвязи и взаимозависимости с другими инфраструктурными организациями (в том числе системно значимыми) и участниками финансового и товарного рынков, уровня финансовой устойчивости <1>, структуры, в том числе особенностей структуры ее активов/пассивов и системы управления рисками, а также включение в План восстановления мер по снижению уровня рисков и (или) изменению перечня рисков, присущих ее деятельности, и поддержанию величины собственных средств инфраструктурной организации и вариантов действий, в случае развития событий по нескольким неблагоприятным для инфраструктурной организации сценариям, включая наиболее критические;

--------------------------------

<1> Финансовая устойчивость инфраструктурной организации характеризуется состоянием финансовых ресурсов, обеспечивающих непрерывность осуществления ключевых функций инфраструктурной организацией.

2) определение в Плане восстановления набора количественных и качественных показателей (событий, условий), при которых начинается реализация различных вариантов Плана восстановления (далее - индикаторы реализации Плана восстановления), обеспечивающих настолько раннее начало реализации мер, предусмотренных вариантами Плана восстановления, насколько это необходимо для минимизации затрат и предотвращения возможного негативного влияния предпринимаемых мер на инфраструктурную организацию и финансовую систему Российской Федерации в целом. В дополнение к индикаторам реализации Плана восстановления инфраструктурной организации рекомендуется также разработать индикаторы, которые могут служить сигналами раннего предупреждения. При этом инфраструктурной организации рекомендуется обеспечить регулярный мониторинг указанных индикаторов. При разработке индикаторов реализации Плана восстановления и сигналов раннего предупреждения рекомендуется руководствоваться положениями Главы 4 настоящих Методических рекомендаций;

3) наличие комплексного и эффективного набора инструментов восстановления финансовой устойчивости (с точки зрения надежности, своевременности и наличия правовых оснований), рекомендации по которым приведены в Главе 5 настоящих Методических рекомендаций. При определении набора инструментов инфраструктурной организации рекомендуется учитывать специфику оказываемой ею деятельности;

4) наличие механизмов внутригруппового взаимодействия и соглашений об оказании инфраструктурной организацией внутригрупповой финансовой поддержки в случае реализации стрессовых сценариев. Рекомендации по соглашениям об оказании внутригрупповой финансовой поддержки приведены в Главе 6 настоящих Методических рекомендаций;

5) обеспечение инфраструктурной организацией своевременного осуществления мер по восстановлению своей финансовой устойчивости;

6) создание информационной системы, оперативно генерирующей информацию, сигналы раннего предупреждения и индикаторы реализации Плана восстановления, необходимые для процесса планирования и принятия решений о начале реализации Плана восстановления инфраструктурной организацией, в случае реализации риска существенных финансовых потерь;

7) проведение оценки системных последствий в результате возможного неисполнения обязательств инфраструктурной организацией или прекращения ее деятельности для участников финансового и товарного рынков Российской Федерации и финансовой системы Российской Федерации в целом;

8) наличие надежной, эффективной и устойчивой системы управления инфраструктурной организации и достаточность ее ресурсов для обеспечения процесса планирования восстановления финансовой устойчивости инфраструктурной организации.