Все новости
Сегодня
Наркотические и психотропные вещества: квоты на ряд позиций увеличатся с 30 марта
Сегодня
Военная служба: Минтруд хочет дать гарантии работникам по ТК РФ независимо от срока контракта
Сегодня
Бухгалтерская отчетность: Минфин рассказал о нюансах нового стандарта
Сегодня
ФНС: применяйте ККТ, если участник ООО при выходе платит разницу в цене полученного имущества и доли
Сегодня
НДС и электронные услуги в ЕАЭС: протокол об изменениях в договоре опубликован
Сегодня
В госконтракте условия об ответственности привели в виде ссылки на НПА – суды не нашли нарушений
Сегодня
Появился проект правил маркировки ряда консервов
27 марта
СФР планирует уточнить формы документов для выплаты пособий
27 марта
ФНС дополнила сервис "Прозрачный бизнес" информацией о спецрежимах ИП
27 марта
Суд: госслужащий отказался переехать — он имеет право на компенсацию как при сокращении
27 марта
Ограничение прав пациентов психиатрических стационаров: правительство утвердило порядок
27 марта
Государственный и муниципальный финансовый контроль: Госдума приняла поправки в первом чтении
27 марта
Проект о запрете увольнения овдовевших супругов ветеранов боевых действий принят во втором чтении
27 марта
Контроль в области связи: Роскомнадзор станет выявлять новый индикатор риска с 5 апреля 2024 года
27 марта
Запрет заключать с неквалифицированными инвесторами – физлицами ряд сделок пролонгирован на год
27 марта
Удержание НДФЛ с выплат за время вынужденного прогула не противоречит Конституции, напомнил КС РФ
27 марта
ФНС: обновленную кадастровую стоимость участка для расчета налога применяют с I квартала 2024 года
27 марта
Сделка сорвалась по вине госзаказчика — суд взыскал с него комиссию за выдачу гарантии
27 марта
Горные работы на ОПО: Ростехнадзор уточнил порядок ликвидации и локализации аварий
27 марта
Основные изменения для специалиста организации здравоохранения с 1 апреля 2024 года
26 марта
К членам СРО в сфере строительства отдельных объектов будут предъявлять новые минимальные требования
26 марта
Проект о списании процентов по кредитам некоторых военнослужащих прошел первое чтение
26 марта
Для приема на работу иностранцев Минтруд предложил новый механизм — целевой организованный набор
26 марта
Суд: за счет ОМС нельзя перечислять зарплату фармацевту и провизору
26 марта
Налог на прибыль: суд согласился, что договоры подряда с бывшими работниками фиктивные
26 марта
Минздрав обновил квалификационные требования к медработникам
26 марта
Продлен эксперимент по маркировке в РФ импортного алкоголя федеральными спецмарками
26 марта
Получение водительских прав: изменения с 1 апреля
26 марта
Минприроды сообщило о сроках уплаты экологического сбора
26 марта
Преимущества организациям инвалидов и условия допуска: разъяснения Минфина о цене госконтракта
25 марта
Работодателям на заметку: полезные ответы онлайн-инспекции за февраль 2024 года
25 марта
Посуточная сдача жилья: закон об уточнении ЖК РФ вступит в силу 3 апреля 2024 года
25 марта
Бухгалтерскую отчетность за 2025 год надо составлять по стандарту
25 марта
Зарплата медработников из разных источников: суды разрешили исправить пропорцию премией
25 марта
Проект новшеств в сфере приватизации принят в третьем чтении
25 марта
Изменены нормы лечебного питания и инструкция по его организации
25 марта
Закон о вычетах по НДФЛ на долгосрочные сбережения граждан опубликован
25 марта
Утверждено положение о системе состояния окружающей среды
25 марта
Правительство разрешило гостиницам заселять клиентов по биометрии с 30 марта 2024 года
25 марта
Важные новости для юриста за неделю с 18 по 22 марта
25 марта
Важные новости для бухгалтера за неделю с 18 по 22 марта
25 марта
Налоговый мониторинг: ФНС обновила рекомендуемые формы для перехода
25 марта
Оценка заявок по показателю "опыт" в госзакупках: интересные примеры из практики за 2023 - 2024 годы
25 марта
Табачное регулирование: изменения в административной ответственности с 1 апреля
23 марта
Переход к работе по клиническим рекомендациям: правительство утвердило правила
23 марта
Опубликован стандарт бухгалтерской отчетности
23 марта
Дополнен порядок диспансерного наблюдения за взрослыми
28 февраля 2019

Спорные рекламные расходы: учет при расчете налога на прибыль

Производить качественный товар недостаточно — его нужно еще продать. Поэтому любая деятельность не обходится без рекламы. Затраты на рекламу можно учесть при расчете налога на прибыль. Однако существует много нюансов. Какие расходы можно признать рекламными, в каком размере их учесть, рассмотрим в обзоре.

Какие виды расходов можно признать рекламными

Расходы относятся к рекламным на основании Закона о рекламе. Согласно ему информацию об объекте можно считать рекламой, если она одновременно отвечает следующим условиям:

  • распространена любым способом, в любой форме и любыми средствами;
  • адресована неопределенному кругу лиц;
  • направлена на то, чтобы привлечь внимание к соответствующему объекту, сформировать и поддержать интерес к нему и продвинуть его на рынке.

По мнению антимонопольной службы, даже если информация имеет целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала), она может формировать интерес у неопределенного круга лиц. Тогда она выходит за пределы своей целевой аудитории и является рекламой.

При расчете налога на прибыль в качестве рекламных могут быть признаны, например, такие расходы:

  • на производство рекламных каталогов с информацией о товарах;
  • изготовление логотипа организации (дизайн);
  • производство образцов продукции, которые переданы неопределенному кругу лиц;
  • рассылку буклетов на конкретные адреса без указания Ф.И.О. конкретных получателей.

В одном из споров суд Восточно-Сибирского округа поддержал налогоплательщика. Он указал, что последний вправе учесть такие расходы, поскольку условие об оказании услуг по рекламе контрагента включено в договор поставки. В другом случае этот же суд признал в качестве рекламных расходы на изготовление книги, которая содержала рекламную информацию об организации.

Нельзя учесть в качестве рекламных расходов:

  • затраты на производство образцов продукции, если они передаются определенному кругу лиц — потенциальным покупателям с целью последующего заключения договора поставки;
  • рассылку рекламных буклетов на конкретные адреса с указанием Ф.И.О. конкретных получателей;
  • затраты, связанные с проведением корпоративного мероприятия;
  • затраты на тестирование рекламной концепции с участием потенциальных потребителей;
  • стоимость подарков, которые передаются не всем, а только VIP-клиентам.

Как обосновать затраты на рекламу

При расчете налога на прибыль можно учитывать только обоснованные, документально подтвержденные расходы, произведенные для осуществления деятельности, которая направлена на получение дохода (ст. 252 НК РФ). Причем такие расходы должны быть связаны с деятельностью самого налогоплательщика.

Например, АС Восточно-Сибирского округа, признавая расходы обоснованными, указал:

  • целью рекламных акций было не только привлечь внимание покупателей к конкретным товарам, но и указать торговые точки, где их можно приобрести;
  • реклама была направлена на поддержание интереса к товарам, которые продавались в торговых точках организации.

А вот АС Западно-Сибирского округа признал необоснованными рекламные расходы на участие в выставке. Организация выступала посредником, на выставке ее товары не размещались, представители сопровождали потенциальных покупателей. Деньги за организацию участия в выставке перечислены взаимозависимому лицу, у которого был стенд на выставке.

АС Северо-Западного округа отказал в учете по налогу на прибыль затрат, связанных с созданием подиума для скульптурной композиции. Он решил, что установка композиции не связана с производственной деятельностью общества, поскольку композиция не содержит фирменного наименования или информации о товарах (работах, услугах), не является товарным знаком. Общество не смогло подтвердить, что установка скульптуры привела к росту продаж продукции.

Учтите: по мнению судов, нарушение норм отраслевого законодательства, в частности Закона о рекламе, Закона о лотереях, не влияет на возможность учесть затраты на рекламные акции при расчете налога на прибыль. Признать расходы можно, даже если нарушение подтверждено предписанием уполномоченного органа.

Некорректное описание услуг в первичных документах и счетах-фактурах также не мешает признать расходы на рекламу.

Организации необходимо разработать маркетинговую политику. В ней нужно определить и обосновать виды рекламных мероприятий, проводимых организацией. Например, можно указать, что цель раздачи товаров — увеличение числа заключенных договоров, объема поставок и, соответственно, рост прибыли организации.

В каком размере учесть рекламные расходы

В расходах на рекламу в полном объеме можно учесть затраты:

  • на рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
  • световую и иную наружную рекламу;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, демонстрационных залов;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов;
  • уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Полностью можно учесть следующие рекламные расходы:

  • на распространение буклетов и листовок, поскольку они представляют собой разновидность брошюр;
  • изготовление флаеров, лифлетов;
  • приобретение полиграфической продукции (кратких справочников, фотоальбомов, компакт-дисков с логотипом (технических каталогов)), содержащей информацию о производимой продукции);
  • размещение в рекламном модуле коммерческого обозначения организации, ее товарного знака и информации о реализуемых товарах (работах и услугах);
  • создание и размещение рекламного видеоролика в СМИ;
  • трансляцию рекламных роликов по зарубежному телеканалу.

Следует отметить, что расходы на трансляцию рекламного ролика в торговых залах могут быть учтены полностью, только если организация, которая его размещает, зарегистрирована как СМИ.

Все остальные рекламные расходы учитывают в пределах норматива (1% выручки от реализации).

Нормировать нужно следующие расходы:

  • затраты на создание и размещение баннеров на транспортных средствах, на нанесение изображений на транспортные средства (не относятся к наружной рекламе);
  • стоимость призов (сертификатов), которые передаются покупателям в рамках рекламной акции;
  • стоимость услуг по размещению информации о производимом товаре в каталогах и брошюрах, которые выпускают третьи лица;
  • затраты по договору об оказании услуг мерчандайзинга;
  • расходы на проведение научных конференций, тематических семинаров, симпозиумов для работников определенной сферы деятельности;
  • расходы на рассылку СМС-сообщений рекламного характера;
  • стоимость сувенирной продукции (ручки, пакеты, обложки на паспорт) и других подарков (френч-прессы, зонты, пледы и др.) с символикой организации, которая раздается в рамках рекламной акции на улице, а также посетителям в офисах организации;
  • расходы, связанные с проведением стимулирующей лотереи, которая организована для привлечения внимания к объекту рекламы;
  • расходы на изготовление книги, содержащей рекламную информацию о самом обществе;
  • предоставление льготного тарифа на проживание в отеле владельцу подарочного сертификата;
  • расходы, связанные с проведением конкурсов.

Минфин относит к нормируемым расходам затраты поставщика на приоритетную, в том числе палетную, выкладку товаров покупателем — организацией розничной торговли. Однако суды с такой позицией не согласны. По их мнению, услуги по приоритетной выкладке товаров не являются рекламными. Они учитываются в полном размере в составе других расходов, связанных с производством и реализацией.

Суды считают, что нормировать следует расходы на рекламирование собственных товаров (работ, услуг), деятельности или товарного знака и знака обслуживания. Если организация рекламирует товары заказчиков-рекламодателей, то расходы можно признать в полном объеме в составе материальных расходов.

Нормы международных договоров должны быть в приоритете

Организациям, у которых есть иностранные участники, нужно учитывать положения международных договоров об избежании двойного налогообложения. В них могут быть нормы, которые позволяют признавать расходы на любую рекламу в полном объеме. Например, организации, у которых есть учредитель — резидент Германии, не должны нормировать расходы на любую рекламу. Причем доля его участия может быть незначительной: менее 4% или 0,6%.

Расходы на создание амортизируемого имущества вызывают споры

Минфин считает, что если имущество, объекты интеллектуальной собственности относятся к амортизируемому имуществу, то организация признает в расходах на рекламу амортизационные отчисления. Например, затраты на создание рекламного видеоролика, который является нематериальным активом, нужно учитывать в рекламных расходах в размере амортизации.

Однако суды считают, что налогоплательщик сам выбирает, в какую группу относить соответствующие расходы, формировать ли из них стоимость амортизируемого имущества или признать расходами текущего периода. Так решили, например, АС Северо-Кавказского округа, ФАС Уральского округа.

Как определить выручку для учета нормируемых расходов

Нормируемые расходы признают в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Она складывается из выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства или приобретенных, выручки от реализации имущественных прав.

В сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, включается в том числе выручка от реализации ценных бумаг.

А вот внереализационные доходы, например в виде процентов, выручку от реализации не формируют, и поэтому в нормировании расходов на рекламу не участвуют.

Если у организации только два вида доходов: доходы в виде процентов по предоставленным займам и доходы от реализации прав требования, то при расчете нормы следует использовать выручку от реализации прав требования.

Если выручка в течение года увеличивается, то увеличивается и размер норматива по рекламным расходам. Поэтому затраты на рекламу, не учтенные в расходах по нормативу в одном отчетном периоде, можно учесть в следующих отчетных периодах или по итогам года. Рекламные расходы, не учтенные по итогам года, на следующий год переносить нельзя.

Связанные новости