Все новости
Сегодня
Отсутствие уведомления о начале деятельности: проект об увеличении штрафов поступил в Госдуму
Сегодня
Кассация напомнила: по Закону N 44-ФЗ с заказчика нельзя взыскать упущенную выгоду
22 июля
Обновленный порядок техосмотра самоходных машин вступит в силу 1 сентября 2024 года
22 июля
Полиция не будет проверять соблюдение лицензионных требований в клиниках и аптеках
22 июля
Идентификатор рекламы в интернете: Роскомнадзор планирует изменить ряд требований
22 июля
Взносы на травматизм: договор оказания услуг с бывшим работником суд признал трудовым
22 июля
Дорогостоящее лечение за счет долгосрочных сбережений: появилась форма справки о медуслугах
22 июля
КБК на 2024 год: поправки к перечням уже на регистрации в Минюсте
22 июля
Появился новый свод правил по тепловой защите зданий
22 июля
Важные новости для юриста за неделю с 15 по 19 июля
22 июля
Важные новости для бухгалтера за неделю с 15 по 19 июля
22 июля
Работодателям на заметку: полезные ответы онлайн-инспекции за июнь 2024 года
22 июля
Структурированная заявка и описание объекта госзакупки: частые ошибки из практики за 2024 год
22 июля
Обновлены клинические рекомендации по аллергическому риниту
20 июля
Персонифицированный учет, регистрация подразделений и другое: Минтруд подготовил поправки
20 июля
Удержание из зарплаты стоимости питания по заявлению: Минфин рассказал, как быть с налогами
20 июля
Врио директора учреждения выплатил себе премию как заместителю – суды признали расход нецелевым
20 июля
Обязательное страхование опасных объектов: с 30 июля 2024 года вводят новые тарифы
19 июля
Поправки о небанковских поставщиках платежных услуг внесены в Госдуму
19 июля
Суды снова поддержали отказ в трудоустройстве из-за приема более подходящего кандидата
19 июля
Инспекция направила требование по почте, а не по ТКС – суд отменил штраф за неподачу документов
19 июля
Выплата пособия при ошибке в СНИЛС: суд разрешил страхователю не возмещать расходы
19 июля
Пролапс тазовых органов у женщин: опубликованы новые клинические рекомендации
19 июля
Внутренний финансовый контроль: Минфин планирует скорректировать 5 стандартов
19 июля
Суды: заказчик обоснованно требовал документы об оплате договора для оценки опыта по Закону N 223-ФЗ
19 июля
Проект организации дорожного движения: 1 марта 2025 года изменятся условия разработки и согласования
18 июля
КС РФ: в ряде случаев можно уплатить штраф со скидкой 50%, даже если нарушение выявила прокуратура
18 июля
"Земский доктор": медики смогут однократно сменить место работы с сохранением выплаты
18 июля
Суд подтвердил, что акт налоговой проверки может подписать не тот, кто ее проводил
18 июля
Социально значимые товары: ФАС хочет запретить ретейлу взимать плату с поставщиков куриных яиц
18 июля
КБК: опубликован приказ с перечнями на 2025 год и плановый период
18 июля
Сопроводительная терапия в онкологии: Минздрав и ФФОМС изменили правила оплаты
18 июля
Топ-3 "поворотных" дел арбитражных судов округов для юриста: июнь 2024 года
18 июля
ФНС хочет скорректировать декларацию по НДПИ
18 июля
Мониторинг качества финансового менеджмента: Минфин разработал новую методичку по его проведению
18 июля
Минцифры: заявки на отсрочку от армии для ИТ-специалистов принимают с 24 июля 2024 года
18 июля
Доступные способы закупок по Закону N 223-ФЗ для заказчиков под санкциями: разъяснения Минфина и ФАС
18 июля
Определены индикаторы риска в рамках контроля за табачным рынком
28 февраля 2019

Спорные рекламные расходы: учет при расчете налога на прибыль

Производить качественный товар недостаточно — его нужно еще продать. Поэтому любая деятельность не обходится без рекламы. Затраты на рекламу можно учесть при расчете налога на прибыль. Однако существует много нюансов. Какие расходы можно признать рекламными, в каком размере их учесть, рассмотрим в обзоре.

Какие виды расходов можно признать рекламными

Расходы относятся к рекламным на основании Закона о рекламе. Согласно ему информацию об объекте можно считать рекламой, если она одновременно отвечает следующим условиям:

  • распространена любым способом, в любой форме и любыми средствами;
  • адресована неопределенному кругу лиц;
  • направлена на то, чтобы привлечь внимание к соответствующему объекту, сформировать и поддержать интерес к нему и продвинуть его на рынке.

По мнению антимонопольной службы, даже если информация имеет целевую аудиторию (например, клиенты компании, зрители телеканала), она может формировать интерес у неопределенного круга лиц. Тогда она выходит за пределы своей целевой аудитории и является рекламой.

При расчете налога на прибыль в качестве рекламных могут быть признаны, например, такие расходы:

  • на производство рекламных каталогов с информацией о товарах;
  • изготовление логотипа организации (дизайн);
  • производство образцов продукции, которые переданы неопределенному кругу лиц;
  • рассылку буклетов на конкретные адреса без указания Ф.И.О. конкретных получателей.

В одном из споров суд Восточно-Сибирского округа поддержал налогоплательщика. Он указал, что последний вправе учесть такие расходы, поскольку условие об оказании услуг по рекламе контрагента включено в договор поставки. В другом случае этот же суд признал в качестве рекламных расходы на изготовление книги, которая содержала рекламную информацию об организации.

Нельзя учесть в качестве рекламных расходов:

  • затраты на производство образцов продукции, если они передаются определенному кругу лиц — потенциальным покупателям с целью последующего заключения договора поставки;
  • рассылку рекламных буклетов на конкретные адреса с указанием Ф.И.О. конкретных получателей;
  • затраты, связанные с проведением корпоративного мероприятия;
  • затраты на тестирование рекламной концепции с участием потенциальных потребителей;
  • стоимость подарков, которые передаются не всем, а только VIP-клиентам.

Как обосновать затраты на рекламу

При расчете налога на прибыль можно учитывать только обоснованные, документально подтвержденные расходы, произведенные для осуществления деятельности, которая направлена на получение дохода (ст. 252 НК РФ). Причем такие расходы должны быть связаны с деятельностью самого налогоплательщика.

Например, АС Восточно-Сибирского округа, признавая расходы обоснованными, указал:

  • целью рекламных акций было не только привлечь внимание покупателей к конкретным товарам, но и указать торговые точки, где их можно приобрести;
  • реклама была направлена на поддержание интереса к товарам, которые продавались в торговых точках организации.

А вот АС Западно-Сибирского округа признал необоснованными рекламные расходы на участие в выставке. Организация выступала посредником, на выставке ее товары не размещались, представители сопровождали потенциальных покупателей. Деньги за организацию участия в выставке перечислены взаимозависимому лицу, у которого был стенд на выставке.

АС Северо-Западного округа отказал в учете по налогу на прибыль затрат, связанных с созданием подиума для скульптурной композиции. Он решил, что установка композиции не связана с производственной деятельностью общества, поскольку композиция не содержит фирменного наименования или информации о товарах (работах, услугах), не является товарным знаком. Общество не смогло подтвердить, что установка скульптуры привела к росту продаж продукции.

Учтите: по мнению судов, нарушение норм отраслевого законодательства, в частности Закона о рекламе, Закона о лотереях, не влияет на возможность учесть затраты на рекламные акции при расчете налога на прибыль. Признать расходы можно, даже если нарушение подтверждено предписанием уполномоченного органа.

Некорректное описание услуг в первичных документах и счетах-фактурах также не мешает признать расходы на рекламу.

Организации необходимо разработать маркетинговую политику. В ней нужно определить и обосновать виды рекламных мероприятий, проводимых организацией. Например, можно указать, что цель раздачи товаров — увеличение числа заключенных договоров, объема поставок и, соответственно, рост прибыли организации.

В каком размере учесть рекламные расходы

В расходах на рекламу в полном объеме можно учесть затраты:

  • на рекламу через СМИ, информационно-телекоммуникационные сети, при кино- и видеообслуживании;
  • световую и иную наружную рекламу;
  • участие в выставках, ярмарках, экспозициях;
  • оформление витрин, выставок-продаж, комнат образцов, демонстрационных залов;
  • изготовление рекламных брошюр и каталогов;
  • уценку товаров, полностью или частично потерявших свои первоначальные качества при экспонировании.

Полностью можно учесть следующие рекламные расходы:

  • на распространение буклетов и листовок, поскольку они представляют собой разновидность брошюр;
  • изготовление флаеров, лифлетов;
  • приобретение полиграфической продукции (кратких справочников, фотоальбомов, компакт-дисков с логотипом (технических каталогов)), содержащей информацию о производимой продукции);
  • размещение в рекламном модуле коммерческого обозначения организации, ее товарного знака и информации о реализуемых товарах (работах и услугах);
  • создание и размещение рекламного видеоролика в СМИ;
  • трансляцию рекламных роликов по зарубежному телеканалу.

Следует отметить, что расходы на трансляцию рекламного ролика в торговых залах могут быть учтены полностью, только если организация, которая его размещает, зарегистрирована как СМИ.

Все остальные рекламные расходы учитывают в пределах норматива (1% выручки от реализации).

Нормировать нужно следующие расходы:

  • затраты на создание и размещение баннеров на транспортных средствах, на нанесение изображений на транспортные средства (не относятся к наружной рекламе);
  • стоимость призов (сертификатов), которые передаются покупателям в рамках рекламной акции;
  • стоимость услуг по размещению информации о производимом товаре в каталогах и брошюрах, которые выпускают третьи лица;
  • затраты по договору об оказании услуг мерчандайзинга;
  • расходы на проведение научных конференций, тематических семинаров, симпозиумов для работников определенной сферы деятельности;
  • расходы на рассылку СМС-сообщений рекламного характера;
  • стоимость сувенирной продукции (ручки, пакеты, обложки на паспорт) и других подарков (френч-прессы, зонты, пледы и др.) с символикой организации, которая раздается в рамках рекламной акции на улице, а также посетителям в офисах организации;
  • расходы, связанные с проведением стимулирующей лотереи, которая организована для привлечения внимания к объекту рекламы;
  • расходы на изготовление книги, содержащей рекламную информацию о самом обществе;
  • предоставление льготного тарифа на проживание в отеле владельцу подарочного сертификата;
  • расходы, связанные с проведением конкурсов.

Минфин относит к нормируемым расходам затраты поставщика на приоритетную, в том числе палетную, выкладку товаров покупателем — организацией розничной торговли. Однако суды с такой позицией не согласны. По их мнению, услуги по приоритетной выкладке товаров не являются рекламными. Они учитываются в полном размере в составе других расходов, связанных с производством и реализацией.

Суды считают, что нормировать следует расходы на рекламирование собственных товаров (работ, услуг), деятельности или товарного знака и знака обслуживания. Если организация рекламирует товары заказчиков-рекламодателей, то расходы можно признать в полном объеме в составе материальных расходов.

Нормы международных договоров должны быть в приоритете

Организациям, у которых есть иностранные участники, нужно учитывать положения международных договоров об избежании двойного налогообложения. В них могут быть нормы, которые позволяют признавать расходы на любую рекламу в полном объеме. Например, организации, у которых есть учредитель — резидент Германии, не должны нормировать расходы на любую рекламу. Причем доля его участия может быть незначительной: менее 4% или 0,6%.

Расходы на создание амортизируемого имущества вызывают споры

Минфин считает, что если имущество, объекты интеллектуальной собственности относятся к амортизируемому имуществу, то организация признает в расходах на рекламу амортизационные отчисления. Например, затраты на создание рекламного видеоролика, который является нематериальным активом, нужно учитывать в рекламных расходах в размере амортизации.

Однако суды считают, что налогоплательщик сам выбирает, в какую группу относить соответствующие расходы, формировать ли из них стоимость амортизируемого имущества или признать расходами текущего периода. Так решили, например, АС Северо-Кавказского округа, ФАС Уральского округа.

Как определить выручку для учета нормируемых расходов

Нормируемые расходы признают в размере, не превышающем 1% выручки от реализации. Она складывается из выручки от реализации товаров (работ, услуг) собственного производства или приобретенных, выручки от реализации имущественных прав.

В сумму доходов от реализации, полученных в отчетном (налоговом) периоде, включается в том числе выручка от реализации ценных бумаг.

А вот внереализационные доходы, например в виде процентов, выручку от реализации не формируют, и поэтому в нормировании расходов на рекламу не участвуют.

Если у организации только два вида доходов: доходы в виде процентов по предоставленным займам и доходы от реализации прав требования, то при расчете нормы следует использовать выручку от реализации прав требования.

Если выручка в течение года увеличивается, то увеличивается и размер норматива по рекламным расходам. Поэтому затраты на рекламу, не учтенные в расходах по нормативу в одном отчетном периоде, можно учесть в следующих отчетных периодах или по итогам года. Рекламные расходы, не учтенные по итогам года, на следующий год переносить нельзя.

Связанные новости