За ноябрь и декабрь в системе КонсультантПлюс появилось около 1100 новых определений КСОЮ по трудовым спорам. Мы отобрали интересные дела, в которых кассация не согласилась с нижестоящими судами. Расскажем о срочном трудовом договоре, дистанционной работе на Крайнем Севере, увольнении по соглашению сторон.
Срочный трудовой договор
Продавца приняли на работу в гипермаркет временно – на период подготовки к сезонному росту продаж. Спустя почти 3 месяца договор расторгли по истечении срока. Специалист это оспорил.
Две инстанции нарушений не выявили, но кассация направила дело на пересмотр в апелляцию.
Мнение судов:
Позиция кассации:
- Заключить срочный договор из-за расширения производства можно, только если работы объективно временные и после их проведения нельзя продолжить трудовые отношения.
- Истца приняли не для временных (сезонных) работ, а на должность продавца. Эта трудовая функция соответствует основному постоянному виду деятельности работодателя.
- Сделаны преждевременные выводы о том, что нет оснований удовлетворить иск, в частности признать договор заключенным на неопределенный срок.
Документ: Определение 4-го КСОЮ от 09.12.2025 по делу N 88-29477/2025
Выплаты за дистанционную работу в районах Крайнего Севера
После увольнения дистанционщик обратился в суд, требуя в том числе выплатить районный коэффициент и надбавку за работу на Крайнем Севере.
Первая инстанция взыскала выплаты. Апелляция не поддержала подход, но кассация потребовала от нее пересмотреть решение.
Мнение апелляции:
- Само по себе выполнение трудовой функции в районах Крайнего Севера без согласования с работодателем не влечет изменения условия трудового договора о месте работы.
- В договоре не указали на допвыплаты и гарантии в связи с работой в районах Крайнего Севера. Место его заключения – Санкт-Петербург. Работник знал об этих условиях и был согласен с ними.
- Регистрация по месту жительства, обращения за медпомощью в Мурманске, выезд в отпуск из этого города и возвращение обратно не могут подтверждать, что весь период трудоустройства истец проработал в районах Крайнего Севера.
Позиция кассации:
- Выплата районного коэффициента и процентной надбавки зависит от места выполнения обязанностей, а не от места нахождения работодателя. На это ранее обращал внимание ВС РФ.
- В реквизитах сторон договора работник указал адрес регистрации в Мурманске, в документе нет сведений об ином месте выполнения обязанностей.
- Апелляцию не убедили доводы о работе в районах Крайнего Севера, но она не затребовала дополнительных доказательств. При этом не было подтверждений, что дистанционщик трудился в ином регионе.
Документ: Определение 3-го КСОЮ от 15.12.2025 N 88-21041/2025
Взыскание выплат после увольнения по соглашению сторон
Специалист через суд хотел получить оплату за сверхурочный труд после расторжения договора по соглашению сторон.
Две инстанции отказали, так как работник подтвердил в соглашении, что не имеет претензий, и получил допвыплату при увольнении. Кассация направила дело на новое рассмотрение.
Мнение судов:
- Истец принял условия работодателя, согласился с компенсацией и не заявлял об оплате за переработки при увольнении.
- Требуемая сумма ниже той компенсации, которую работодатель уже выплатил.
- Нет оснований для взыскания.
Позиция кассации:
- В соглашении сторон и приказе об увольнении не указали, что в компенсацию входит оплата за сверхурочный труд.
- Суды необоснованно зачли ее в размер допвыплаты при увольнении.
- Следовало определить количество часов переработки, рассчитать оплату за них, выяснить правовую природу выплаченной суммы, предложить ответчику доказать, что работник согласился на зачет, и пр.
Документ: Определение 4-го КСОЮ от 12.11.2025 N 88-27187/2025