Новое в законодательстве Самарской области
14 ноября 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО НКФ "Дельта-информ", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ
Иные межбюджетные трансферты предоставляются министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области на финансовое обеспечение расходов муниципальных образований Самарской области (в том числе на возмещение понесенных в текущем финансовом году затрат) по восстановлению (ремонту) объектов жилищно-коммунального комплекса, крыш многоквартирных домов и крыш объектов муниципальной собственности в муниципальных образованиях Самарской области, связанных с введением режима повышенной готовности (далее - расходные обязательства муниципальных образований Самарской области; работы по ремонту).
Иные межбюджетные трансферты предоставляются в размере не более 99% от общего объема средств, необходимых для финансирования расходных обязательств муниципальных образований Самарской области.
Критериями отбора муниципальных образований Самарской области для предоставления иных межбюджетных трансфертов являются: наличие организационно-распорядительных документов о введении режима повышенной готовности (признания угрозы возникновения чрезвычайной ситуации) на территории муниципального образования Самарской области; наличие письменного обращения муниципального образования Самарской области о потребности в проведении работ по ремонту и гарантии получателя иных межбюджетных трансфертов обеспечить софинансирование расходного обязательства муниципального образования Самарской области за счет средств бюджета муниципального образования Самарской области в размере не менее 1%.
В частности, размер межбюджетного трансферта, выделенного городскому округу Отрадный на 2025 год, составил 4043749,02 рубля.
Внесены изменения в Закон Самарской области "Об областном бюджете на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов" в части распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования расходных обязательств муниципальных образований по проектированию, строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения, систем водоотведения и канализации муниципальной собственности на 2025 год. В частности средства, выделенные муниципальному району Богатовский Самарской области, уменьшены с 7191 тыс. рублей до 6625 тыс. рублей. Общий объем средств на 2025 год уменьшен с 418970 тыс. рублей до 412441 тыс. рублей.
На 2026 год установлены следующие квоты в государственных и муниципальных организациях отдыха детей и их оздоровления: в лагерях, организованных образовательными организациями, осуществляющими организацию отдыха и оздоровления обучающихся в каникулярное время (с дневным пребыванием), - в размере 100 процентов от количества детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в данной образовательной организации, чьи родители (законные представители) подали заявление на зачисление в лагерь (с дневным пребыванием) на соответствующий каникулярный период; в организациях отдыха детей и их оздоровления (за исключением лагерей, указанных выше), - в размере не менее 5 процентов от фактической численности детей, находящихся в организации в соответствующую смену.
Вступает в силу с 01.01.2026.
Целью предоставления субсидии является финансовое обеспечение в октябре - декабре 2025 года образовавшихся с 01.10.2025 затрат работодателей на частичную оплату труда при организации временного трудоустройства работников.
Субсидия предоставляется по результатам осуществления отбора получателей субсидии, осуществляемого в виде запроса предложений, на основании соглашения о предоставлении субсидии, заключенного в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет".
Срок использования субсидии - 31.12.2025.
Приведена формула расчета субсидии.
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Актуализирован ряд Законов Самарской области: от 31.12.2019 N 142-ГД "О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований Самарской области", от 11.02.2004 N 12-ГД "О местном референдуме Самарской области", от 10.12.2003 N 112-ГД "О выборах главы муниципального образования, другого выборного должностного лица местного самоуправления".
В частности изменена правовая основа проведения выборов и референдума, а именно: Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" заменен на Федеральный закон от 20.03.2025 N 33-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти".
Установлен новый праздничный день в Самарской области - День самарской прессы. Отмечаться праздник будет в последнюю субботу мая.
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Департамент градостроительства Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия в сфере градостроительной деятельности и сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, за исключением случаев распоряжения земельными участками, на которых расположены здания, строения, сооружения. Департамент возглавляет руководитель Департамента, который назначается на должность и освобождается от должности Главой городского округа Самара.
Основными задачами Департамента являются: реализация градостроительной деятельности на территории городского округа Самара (за исключением благоустройства территорий); осуществление деятельности в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, на территории городского округа Самара, за исключением случаев распоряжения земельными участками, на которых расположены здания, строения, сооружения (далее - земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена).
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами наделяется следующими полномочиями: выдает разрешения на строительство объектов капитального строительства при осуществлении строительства, реконструкции объектов капитального строительства, в отношении проектной документации которых экспертиза не проводится; выдает градостроительные планы земельных участков; принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровом плане территории; организует выполнение комплексных кадастровых работ и утверждение карты-плана территории; в пределах своей компетенции разрабатывает проекты нормативных правовых актов городского округа Самара.
Департамент управления имуществом Администрации городского округа Самара (далее - Департамент) является отраслевым (функциональным) органом Администрации городского округа Самара, через который Администрация городского округа Самара осуществляет свои полномочия по решению вопросов местного значения городского округа Самара в сферах управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара, в том числе земельными участками, распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, жилищных правоотношений, а также осуществляет отдельные государственные полномочия, переданные органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами Самарской области.
Основными задачами Департамента обозначены: обеспечение реализации на территории городского округа Самара единой политики в сферах управления и распоряжения муниципальной собственностью городского округа Самара, использования земельных участков, жилищных правоотношений; распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности городского округа Самара, земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара; защита интересов городского округа Самара в сфере имущественных и земельных отношений в пределах своей компетенции.
Департамент в соответствии с возложенными на него задачами наделен следующими полномочиями: представление городского округа Самара в процессе государственной регистрации и перехода прав городского округа Самара на недвижимое имущество; осуществление учета муниципального имущества и ведение его реестра; организация продажи муниципального имущества на торгах; передача муниципальное имущество в хозяйственное ведение муниципальным предприятиям городского округа Самара, в оперативное управление муниципальным учреждениям городского округа Самара; обеспечение содержания муниципального жилищного фонда.
ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
Введены новые меры ответственности за административные правонарушения в области обращения с животными.
Несоблюдение установленных требований к организации деятельности пунктов временного содержания животных без владельцев, а также норм содержания в них животных без владельцев, требований к передаче отловленных животных их владельцам или новым владельцам, требований к умерщвлению животных без владельцев влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц - от 15 до 30 тысяч рублей.
Воспрепятствование законной деятельности специализированной организации по отлову животных без владельцев влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 5 до 15 тысяч рублей; на юридических лиц - от 15 до 30 тысяч рублей.
Несоблюдение требований, предусмотренных частями 2, 3 статьи 8 Закона Самарской области "Об отдельных вопросах в области обращения с животными на территории Самарской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Самарской области", а именно отсутствие регистрации домашнего животного в соответствии с перечнем домашних животных, подлежащих обязательной регистрации, утвержденным постановлением Правительства Самарской области, и превышение нормы содержания допустимого количества домашних животных влечет наложение административного штрафа на физических лиц в размере от 3 до 5 тысяч рублей; на должностных лиц - от 5 до 7 тысяч рублей; на юридических лиц - от 7 до 15 тысяч рублей.
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
Уменьшен общий объем финансирования государственной программы Самарской области "Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2030 годы (далее - государственная программа) с 311475,346 тыс. рублей до 299045,246 тыс. рублей, в частности финансирование на 2025 год снижено с 22978,200 тыс. рублей до 18790,700 тыс. рублей, финансирование на 2026 год снижено с 27571,000 тыс. рублей до 23449,700 тыс. рублей.
Уменьшение объема финансовых ресурсов на 2025 год коснулось части основных мероприятий государственной программы. В частности финансирование мероприятия по оказанию единовременной финансовой помощи на обустройство участникам государственной программы и членам их семей снижено с 19407,200 тыс. рублей до 17700,000 тыс. рублей.
Скорректированы тарифы на перемещение и хранение задержанных наземных транспортных средств на территории Самарской области.
Тариф на перемещение задержанных наземных транспортных средств составит 2500 рублей. Сейчас указанный тариф составляет 2395 рублей.
Выросли размеры тарифов на хранение задержанных наземных транспортных средств. Например, тариф на хранение задержанных наземных транспортных средств категории B и D массой до 3,5 тонны за первые 5 полных часов хранения возрастет с 12 до 13 рублей, начиная с 6-го полного часа хранения тариф возрастет с 38 до 40 рублей.
Вступает в силу с 01.01.2026.
ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Административный регламент разработан в целях повышения качества и доступности предоставления государственной услуги, определяет стандарт, сроки и последовательность действий (административных процедур) при осуществлении министерством полномочий по заключению соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности Самарской области.
Заявителями на получение государственной услуги являются граждане или юридические лица - собственники земельных участков. Государственная услуга предоставляется заявителю в соответствии с вариантом предоставления государственной услуги: вариант 1 - заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для строительства в случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и частных земельных участков в соответствии с утвержденным проектом межевания территории; вариант 2 - заключение соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для строительства в случаях перераспределения земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, и частных земельных участков при отсутствии утвержденного проекта межевания территории в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка; вариант 3 - исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в соглашении о перераспределении земельных участков.
Государственная услуга предоставляется министерством строительства Самарской области без взимания платы. МФЦ не принимают участия в предоставлении государственной услуги.
Признан утратившим силу приказ министерства строительства Самарской области от 24.05.2021 N 60-п "Об утверждении Административного регламента предоставления министерством строительства Самарской области государственной услуги "Заключение соглашений о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в собственности Самарской области, для строительства" вместе с изменяющим его документом.
ЖИЛИЩЕ
Из перечня полномочий Правительства Самарской области в сфере организации и проведения капитального ремонта общего имущества исключено определение порядка организации работы органов государственной власти Самарской области совместно с органами местного самоуправления и региональным оператором по формированию сведений о многоквартирных домах, подлежащих исключению из региональной программы капитального ремонта в связи с фактом установления физического износа основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) таких домов, превышающего семьдесят процентов, о многоквартирных домах, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную постановлением Правительства Самарской области.
Из перечня полномочий министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области исключено утверждение порядка проведения мониторинга технического состояния.
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
На первый квартал 2026 года установлен норматив стоимости одного квадратного метра общей площади жилого помещения по городскому округу Тольятти для расчета размеров социальных выплат на приобретение жилого помещения или создание объекта индивидуального жилищного строительства, предоставляемых молодым семьям, в размере 50000 рублей.
Вступает в силу после дня официального опубликования, но не ранее 01.01.2026.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Скорректированы нормы порядка предоставления социальных выплат многодетным семьям с шестью и более детьми на приобретение (строительство) жилых помещений (далее - многодетная семья).
Ужесточены требования, предъявляемые к многодетным семьям, для получения ими права на социальную выплату, а именно родителям (одинокому родителю в неполной семье) более недостаточно проживать (с соблюдением правил регистрации по месту жительства) на территории Самарской области непрерывно в течение не менее последних 5 лет, необходимо также являться гражданами РФ не менее 10 лет.
Социальная выплата не может быть использована на оплату земельного участка при приобретении индивидуального жилого дома с земельным участком, занятым указанным жилым домом и необходимым для его использования.
Информация о предоставлении членам многодетной семьи социальной выплаты размещается в государственной информационной системе "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере".
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
В рамках Закона Самарской области от 28.12.2005 N 235-ГД "О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Самарской области" (далее - Закон N 235-ГД) установлена возможность бюджетного кредитования одних муниципальных образований Самарской области другими муниципальными образованиями Самарской области на срок до 3 лет. Бюджетный кредит может предоставляться: бюджетам муниципальных районов из бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений; бюджетам городских округов из бюджетов муниципальных районов, городских округов, городских и сельских поселений; бюджетам городских и сельских поселений из бюджетов городских округов, городских и сельских поселений. Приведен порядок обращения заемщика за кредитом и основания для отказа в предоставлении бюджетного кредита.
Установлено, что порядок назначения и проведения публичных слушаний по проекту о местном бюджете и отчету о его исполнении определяется нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования, за исключением решения о местном бюджете.
С 01.01.2026 утрачивают силу положения Закона N 235-ГД о резервном фонде Губернатора Самарской области, а также положения, устанавливающие дополнительные ограничения по государственному долгу Самарской области.
В связи с упразднением деления городского округа Самара на внутригородские районы из положений Закона Самарской области от 30.09.2022 N 89-ГД "О порядке участия министерства финансов Самарской области в проведении проверки соответствия кандидатов на замещение должности руководителя финансового органа муниципального района, городского округа с внутригородским делением и городского округа квалификационным требованиям, предъявляемым к руководителю финансового органа муниципального образования" и с 01.01.2026 из положений Закона N 235-ГД исключаются нормы, касавшиеся внутригородских районов городского округа Самара.
Признан утратившим силу Закон Самарской области от 06.07.2015 N 74-ГД "О разграничении полномочий между органами местного самоуправления городского округа Самара и внутригородских районов городского округа Самара по решению вопросов местного значения внутригородских районов" вместе с изменяющими его документами.
В рамках правил предоставления и методики распределения иных межбюджетных трансфертов из областного бюджета местным бюджетам в целях реализации мероприятий по приобретению специализированной техники для повышения уровня содержания автомобильных дорог местного значения Самарской области скорректирован критерий отбора муниципальных образований для предоставления иных межбюджетных трансфертов (далее - иные межбюджетные трансферты). В настоящий момент для участия в отборе муниципальному образованию необходимо представить обращение о потребности в приобретении техники для содержания автомобильных дорог местного значения. Ранее необходимо было представить обращение о потребности в возмещении затрат на приобретение техники для содержания автомобильных дорог местного значения.
Перечисление иного межбюджетного трансферта может осуществляться при представлении уполномоченным органом местного самоуправления муниципального образования в министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области документов, подтверждающих возникновение соответствующих обязательств получателей средств местного бюджета, при условии обеспечения оплаты авансовых платежей по ним в размере, не превышающем 30 процентов от суммы соответствующего обязательства. Ранее условие о наличии авансовых платежей отсутствовало.
В рамках порядка предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам на проведение мероприятий по проектированию, строительству, реконструкции и модернизации систем водоснабжения, водоотведения и канализации в населенных пунктах Самарской области установлены основания для освобождения муниципальных образований от ответственности (далее - основания).
Основаниями является документально подтвержденное наступление следующих обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению обязательств, взятых на себя муниципальным образованиям по исполнению мероприятий: установление регионального (межмуниципального) и (или) местного уровня реагирования на чрезвычайную ситуацию, подтвержденное соответствующим правовым актом; установление карантина и (или) иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и иных болезней животных, подтвержденное соответствующим правовым актом; установление аномальных погодных условий, подтвержденных справкой территориального органа федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по оказанию государственных услуг в области гидрометеорологии и смежных с ней областях; наличие вступившего в законную силу в году предоставления субсидии решения арбитражного суда о признании несостоятельной (банкротом) организации, деятельность которой оказывала влияние на исполнение обязательств, предусмотренных соглашением, в части достижения установленных значений результатов использования субсидии.
Кроме того установлено, что объем субсидии бюджету муниципального образования в Самарской области определяется исходя из заявки, поступившей в министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области в порядке очередности с указанием объема финансирования из областного бюджета.
Актуализированы постановления Правительства Самарской области: от 10.12.2008 N 479 "Об утверждении Методики определения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городских округов с внутригородским делением Самарской области, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (без учета дотаций местным бюджетам, предоставленных в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей, в том числе показателей социально-экономического развития муниципальных образований, и (или) поощрения за лучшие практики деятельности органов местного самоуправления) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями"; от 21.10.2009 N 572 "Об утверждении Методики определения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления поселений Самарской области, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (без учета дотаций местным бюджетам, предоставленных в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей, в том числе показателей социально-экономического развития муниципальных образований, и (или) поощрения за лучшие практики деятельности органов местного самоуправления) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых на осуществление части полномочий по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными муниципальным районом и поселениями". В частности в постановлении Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 479 исключены нормы, касающиеся городских округов с внутригородским делением. Кроме того, введено положение, согласно которому в случае преобразования городского округа с внутригородским делением путем лишения статуса городского округа с внутригородским делением расчет нормативов муниципального образования производится по данным отчетности консолидированного бюджета городского округа за отчетный финансовый год (год, предшествующий текущему году, в котором осуществляется расчет нормативов расходов на очередной финансовый год). В постановлении Правительства Самарской области от 21.10.2009 N 572 введена норма, согласно которой в случае если значение отношения доходов муниципального образования к численности муниципального образования меньше 2700 рублей на 1 человека, то по соответствующему поселению норматив формирования расходов на содержание органов местного самоуправления определяется на уровне значения норматива текущего финансового года. Указанные нововведения применяются к правоотношениям, возникающим при составлении и исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, начиная с бюджетов на 2026 год (на 2026 год и на плановый период 2027 и 2028 годов).
Признано утратившим силу постановление Правительства Самарской области от 19.09.2019 N 651 "Об утверждении Методики определения нормативов формирования расходов на содержание органов местного самоуправления внутригородских районов Самарской области, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (без учета дотаций местным бюджетам, предоставленных в целях содействия достижению и (или) поощрения достижения наилучших значений показателей, в том числе показателей социально-экономического развития муниципальных образований, и (или) поощрения за лучшие практики деятельности органов местного самоуправления) и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 5 процентов доходов местного бюджета, за исключением субвенций" с изменяющими его документами.
Размер социальных выплат на обустройство участникам государственной программы Самарской области "Оказание содействия добровольному переселению в Самарскую область соотечественников, проживающих за рубежом" на 2014 - 2030 годы и членам их семей с 01.01.2026 составит не более 23000 рублей на одного человека, с 01.01.2028 - не более 28000 рублей на одного человека (далее - социальные выплаты, государственная программа). В настоящий момент размер социальных выплат составляет не более 20000 рублей на одного человека.
Из перечня причин, по которым социальные выплаты подлежат возврату в областной бюджет, исключено аннулирование свидетельства участника государственной программы.
Категории, к которым относятся участники отбора на предоставление субсидии, более не являются основанием для рассмотрения заявок на участие в отборе.
Сроком использования субсидии установлен период с 1 января до 31 декабря финансового года, в котором предоставлена субсидия. Ранее срок использования субсидии ограничивался 31.12.2025.
Изменены штрафные санкции для получателей субсидии в случае нарушения ими условий ее предоставления. Например, в случае использования субсидии не по целевому назначению к получателю субсидии применяются штрафные санкции в размере средств субсидии, использованных не по целевому назначению, посредством перечисления суммы штрафных санкций в доход бюджета Самарской области на основании: требования министерства социально-демографической и семейной политики Самарской области - не позднее 30-го рабочего дня со дня получения получателем субсидии указанного требования; требования министерства, выставленного в соответствии с представлением и (или) предписанием органа государственного финансового контроля.
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ
Положения утвержденных концепций в сфере туризма более не учитываются при подготовке ведомственных целевых программ в сфере туризма.
К полномочиям Правительства Самарской области в сфере государственной поддержки развития туризма в Самарской области отнесена координация реализации комплекса мер по организации экскурсий и путешествий с культурно-познавательными целями для лиц в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях в Самарской области.
К полномочиям министерства туризма Самарской области отнесены разработка и реализация государственных программ Самарской области в сфере развития культурно-познавательного туризма для детей и молодежи.
Одновременно из перечня полномочий министерства туризма Самарской области исключены разработка, утверждение и реализация ведомственных целевых программ в сфере развития туризма в Самарской области.
Определено, что финансовая поддержка за счет средств областного бюджета может оказываться на частичную или полную оплату экскурсий и путешествий граждан в возрасте до 23 лет, обучающихся в общеобразовательных организациях, в том числе имеющих интернат, и профессиональных образовательных организациях в Самарской области. Ранее возрастное ограничение установлено не было.
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Согласно внесенным изменениям, количество животных без владельцев на территории Самарской области, в отношении которых осуществлено умерщвление и утилизация, теперь не входит в мониторинг количества животных. Обозначено, что в приютах для животных может осуществляться деятельность по временному содержанию (размещению) домашних животных по соглашению с их владельцами, а также деятельность по оказанию ветеринарных и иных услуг.
Кроме того введена норма, согласно которой содержание животных без владельцев допускается на территориях и в помещениях учреждений и организаций любых форм собственности при организации мест содержания таких животных с соблюдением требований законодательства, в том числе требований по обеспечению общественной безопасности, прав и законных интересов человека и гражданина.
Закреплены требования к владельцам домашних животных. В частности обязанность провести регистрацию домашнего животного (норма вступает в силу с 01.03.2026), соблюдение нормы содержания допустимого количества домашних животных (норма вступает в силу с 01.01.2026).
Вступает в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования.