Новое в законодательстве Республики Саха (Якутия)

14 ноября 2025 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "Правовой Эксперт", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

В числе прочих изменений:

теперь гарантии общедоступности и бесплатности предусматриваются в отношении дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях). Закрепляется обязательность основного общего образования (ранее среднего общего образования), обеспечение получения которого детьми является обязанностью родителей или лиц, их заменяющих;

расширены полномочия Главы Республики Саха (Якутия), в частности, Глава принимает решения о реализации драгоценных металлов и драгоценных камней из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Саха (Якутия) на внутреннем и внешнем рынках. Кроме этого, конституционный перечень полномочий Главы более не определен как исчерпывающий: введено положение, согласно которому Глава осуществляет иные полномочия в соответствии с федеральными законами, Конституцией и законами Республики Саха (Якутия);

установлено, что местное самоуправление осуществляется гражданами непосредственно через формы прямого волеизъявления, а также через органы местного самоуправления; конституционное положение о компетенции органов местного самоуправления заменено нормой, отсылающей к полномочиям, предусмотренным законодательством.

Проведение Ассамблеи народов Республики Саха (Якутия) исключено из перечня основных форм взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления Республики Саха (Якутия) с общественными объединениями. Помимо этого уточнено, что такая форма взаимодействия, как проведение органами государственной власти и органами местного самоуправления республики отбора получателей грантов из числа общественных объединений в форме субсидий, осуществляется в рамках реализации государственных программ Республики Саха (Якутия) и муниципальных программ.

Статья о целевых программах Республики Саха (Якутия) и целевых программах муниципальных образований изложена в новой редакции и содержит требования к программам в части участия в них общественных объединений. Обновлены положения статьей, касающихся социальных заказов, государственных и муниципальных грантов.

Понятийный аппарат Закона дополнен определением "студенческая семья", а также нормативно закреплено, что молодой семье, включая студенческую семью, меры государственной поддержки, предусмотренные законодательством РФ, оказываются вне зависимости от оказания мер государственной поддержки молодым гражданам - членам указанной молодой семьи, в том числе студенческой семьи.

Изменения внесены в описания границ следующих муниципальных районов:

"Таттинский улус", включая границы МО "Баягинский наслег", "Жулейский наслег", "Игидейский наслег", "Тыарасинский наслег";

"Чурапчинский улус (район)", включая границы МО "Арылахский наслег", "Болтогинский наслег", "Кытанахский наслег".

Увеличилось количество труднодоступных и отдаленных местностей в Усть-Майском районе:

Кюпский национальный наслег - с. Кюпцы и с. Тумул;

Эжанский национальный наслег - с. Эжанцы;

пгт. Эльдикан - п. Эльдикан;

Солнечный - п. Солнечный;

пгт. Югоренок - п. Югоренок;

пгт. Звездочка - п. Звездочка.

Всего по республике к труднодоступным и отдаленным местностям отнесено 192 населенных пункта и 163 производственных участка.

Изменены отдельные административные единицы: не поселки, а поселки городского типа Аллах-Юнь и Усть-Мая; не поселок, а наслег Белькачинский.

Установлено, что изображение Государственного герба Республики Саха (Якутия) помещается на бланках документов Счетной палаты РС(Я) и председателя Счетной палаты РС(Я), а также Государственный герб помещается в зале заседаний Счетной палаты РС(Я). Государственный флаг Республики Саха (Якутия) постоянно устанавливается в рабочем кабинете председателя Счетной палаты РС(Я).

Органы исполнительной власти заменены исполнительными органами.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

С 1 января 2026 года Окружная администрация г. Якутска наделяется следующими государственными полномочиями:

по осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора) в части организации и проведения контрольных (надзорных) и профилактических мероприятий на предмет соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательством о газоснабжении;

по осуществлению регионального государственного лицензионного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами;

по составлению протоколов об административных правонарушениях.

В рамках осуществления указанных государственных полномочий организует и проводит документарные и выездные проверки, инспекционные и профилактические визиты, наблюдение за соблюдением обязательных требований, выездные обследования, информирование, обобщение правоприменительной практики, объявление предостережения, консультирование.

Для исполнения указанных полномочий предусматриваются субвенции (утверждена методика расчета их размера) и необходимые материальные средства.

Установлены права и обязанности исполнительного органа Республики Саха (Якутия) и органа местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, ответственность и отчетность, условия и порядок прекращения осуществления отдельных государственных полномочий; предусмотрены контроль и ответственность.

Уточнены категории граждан, которым многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг и государственными юридическими бюро и адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, предоставляются меры правовой поддержки по вопросам защиты нарушенных прав на предоставление мер социальной поддержки, установления факта проживания, установления факта иждивения, установления факта принятия наследства, отмены судебных приказов и конкретизированы случаи, когда многофункциональные центры определенные категории граждан представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях, если эти граждане являются истцами и ответчиками при рассмотрении судами определенных категорий дел; когда государственными юридическими бюро и адвокатами осуществляется правовое консультирование в устной и письменной форме, составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера для установленных категорий граждан, случаи, когда они представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы определенных категорий граждан, если они являются истцами и ответчиками, в частности, при рассмотрении судами дел о признании гражданина безвестно отсутствующим или умершим (в отношении лиц, принимавших участие в СВО).

Право на получение бесплатной юридической помощи распространено на лиц из числа детей-инвалидов, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, при достижении ими совершеннолетия в случаях, если они фактически не были обеспечены жилыми помещениями и обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением их жилыми помещениями.

Изменен перечень лиц, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи:

расширен круг членов семей военнослужащих, лиц и граждан, участвовавших в СВО, в него включены полнородные братья и сестры, а также бабушки и дедушки, по вопросам предоставления мер социальной поддержки, льгот и гарантий, установленных нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Саха (Якутия);

наделены этим правом дополнительно следующие категории граждан: ветераны боевых действий; беременные женщины и женщины, имеющие ребенка (детей) в возрасте до трех лет, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с необоснованным отказом в приеме на работу или необоснованным увольнением, восстановлением на работе, взысканием заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсацией морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя, назначением, перерасчетом и взысканием пособия по беременности и родам, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установлением и оспариванием отцовства, взысканием алиментов; а также лица, признанные фактически воспитывавшими и содержавшими граждан и лиц, указанных в пунктах 17 - 20.1 статьи 8 (участников СВО), по достижении ими совершеннолетия и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия (далее - фактический воспитатель). Признание лица фактическим воспитателем производится судом в порядке особого производства по делам об установлении фактов, имеющих юридическое значение.

Должностные лица органов местного самоуправления, замещающие высшие, главные, ведущие, старшие и младшие должности муниципальной службы, вправе составлять протоколы об административных правонарушениях не только при осуществлении муниципального контроля в пределах их компетенции (об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 1 ст. 19.4, ст. 19.4.1, ч. 1, 31, 32 ст. 19.5, ст. 19.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях), как было установлено ранее, но и при осуществлении контроля в сфере закупок в пределах их компетенции (об административных правонарушениях, предусмотренных ч. 4 - 9, 11 ст. 7.30.1, ч. 1 - 4, 8 и 9 статьи 7.30.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Предусмотренная ранее обязанность унитарных предприятий, акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью, включенных в прогнозный план приватизации, представлять в уполномоченный орган исполнительной власти Республики Саха (Якутия) годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в установленный законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете срок для представления ее обязательного экземпляра, наступает в случае, если указанные предприятия и общества освобождены от обязанности представлять такую отчетность в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, предусмотренного статьей 18 Федерального закона "О бухгалтерском учете". Кроме того, они, как и было установлено ранее, представляют промежуточную бухгалтерскую (финансовую) отчетность за квартал, полугодие, девять месяцев - в срок не позднее чем в течение тридцати дней со дня окончания отчетного периода и размещают информацию, содержащуюся в указанной отчетности, на сайтах в сети "Интернет", определенных Правительством Республики Саха (Якутия) для размещения информации о приватизации. В случае, если указанные предприятия и общества представляют годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность в целях формирования государственного информационного ресурса бухгалтерской (финансовой) отчетности, уполномоченный орган исполнительной власти получает такую отчетность из этого государственного информационного ресурса с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия.

Подлежат размещению в открытом доступе на официальном сайте Российской Федерации в сети "Интернет", а также дополнительно на сайте Республики Саха (Якутия): прогнозный план приватизации, отчет о результатах приватизации государственного имущества за прошедший год, а также решения об условиях приватизации государственного имущества в течение десяти дней со дня принятия этих решений (за исключением решений о преобразовании унитарного предприятия в акционерное общество или в ООО, продажи находящихся в государственной собственности акций акционерных обществ за пределами территории России, внесении государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы акционерных обществ, продажи акций акционерных обществ по результатам доверительного управления).

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Правительством определены новые правила предоставления целевого капитала Республики Саха (Якутия) "Дети столетия".

Категории лиц, имеющих право на целевой капитал, цели использования средств целевого капитала, сроки рассмотрения заявлений, основания для отказа в предоставлении целевого капитала оставлены прежними. При этом, предусмотрено межведомственное взаимодействие с использованием государственной информационной системы "Единая централизованная цифровая платформа в социальной сфере". Определен общий срок подачи заявления о распоряжении средствами (частью средств) целевого капитала - до 1 декабря, за исключением заявлений на компенсацию некоторых затрат, например, понесенных на ремонт жилого помещения, стоимости приобретенного транспортного средства. Заявление о распоряжении средствами целевого капитала более не может быть подано лично в Управление (комплексный центр), а подается в электронном виде или посредством почтовой связи, либо через МФЦ. Нормативно закреплен перечень оснований для отказа в распоряжении средствами целевого капитала. Установлены отдельные особенности при использовании целевого капитала по установленным направлениям, так, в числе прочего, в части использования на получение образования ребенком предусматривается, что средства целевого капитала, направляемые на оплату содержания ребенка и (или) присмотра и ухода за ребенком в организациях, реализующих образовательные программы дошкольного образования, могут использоваться только в отношении организаций, расположенных на территории Республики Саха (Якутия).

Определены условия предоставления социальных услуг в полустационарной форме гражданам, больным наркоманией, порядок оформления индивидуальной программы предоставления социальных услуг таким гражданам, условия оплаты за предоставление социальных услуг в полустационарной форме, порядок направления гражданина, больного наркоманией, в организацию социального обслуживания, порядок заключения договора о предоставлении социального обслуживания, права и обязанности получателей социальных услуг, случаи прекращения предоставления социальных услуг в полустационарной форме.

В частности, социальное обслуживание в полустационарной форме предоставляется в организациях социального обслуживания в соответствии с перечнем, утверждаемым приказом Минтруда РС(Я). Социальные услуги предоставляются совершеннолетним дееспособным гражданам от 18 и более лет, несовершеннолетним гражданам от 12 до 18 лет, при наличии следующих обязательных условий в совокупности: диагноз "Наркомания"; наркологическая помощь в медицинской организации; выписной эпикриз медицинской организации. При принятии решения о признании гражданина нуждающимся в социальном обслуживании в полустационарной форме составляется индивидуальная программа предоставления социальных услуг, в которой указаны форма социального обслуживания, виды, объем, периодичность, условия, сроки предоставления социальных услуг, перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг, а также мероприятия по социальному сопровождению. Предоставляются следующие виды социальных услуг: социально-психологические, социально-педагогические, социально-трудовые, социально-правовые. Социальные услуги предоставляются бесплатно, за частичную плату и за плату.

Установлен Стандарт предоставления социального обслуживания в полустационарной форме гражданам, больным наркоманией, и приводится форма акта оценки индивидуальной потребности гражданина в предоставлении социального обслуживания.

Определен механизм предоставления субсидии за счет средств бюджета ГО "город Якутск" юридическому лицу, включенному в реестр поставщиков социальных услуг РС(Я), зарегистрированному в качестве негосударственного поставщика социальных услуг при предоставлении социальных услуг в полустационарной форме, на реализацию мероприятий, направленных на оказание социальных услуг для граждан старше 60 лет и отдельных категорий граждан (дети войны, родители военнослужащих участников СВО, вдовы военнослужащих, погибших в ходе выполнения военной операции и военных действий или погибших (умерших) в результате ранения, полученного при выполнении военной операции, матери детей-инвалидов и инвалидов с детства).

Субсидии предоставляются по результатам отбора на финансовое обеспечение затрат на реализацию следующих мероприятий для граждан старшего поколения и отдельных категорий граждан, которым оказаны социальные услуги на 20 койко-мест, а именно, на социально-бытовые услуги, социально-медицинские услуги.

Отбор получателей субсидии производится путем запроса предложений на основании заявок, направленных участниками отбора для участия в отборе, исходя из их соответствия категориям получателей субсидии, критериям отбора и очередности поступления заявок.

Адресная материальная помощь предоставляется семьям, имеющим трех и более детей, ветеранам боевых действий и членам их семей, совместно с ними проживающим, участникам СВО и членам их семей, совместно с ними проживающим, по заявлениям, поданным в Департамент жилищно-коммунального хозяйства и энергетики Окружной администрации города Якутска после 1 января 2025 года, в отношении одного земельного участка. Информация о начале отбора заявлений публикуется на официальном сайте Окружной администрации города Якутска yakutskcity.ru.

Адресная материальная помощь выделяется на электрификацию земельного участка, предоставленного Окружной администрацией города Якутска в порядке очередности и расположенного от 300 м от существующих сетей электроснабжения. Предельные технические характеристики подключения земельных участков составляют 15 кВт и 220 В.

Предельный размер оказываемой единовременной материальной помощи составляет 7 700 000 рублей, но не больше суммы бюджетных ассигнований на эти цели в бюджете городского округа в текущем финансовом году.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Объявление о проведении отбора получателей субсидий размещается Министерством не позднее чем за один календарный день до дня начала приема предложений на едином портале и на официальном сайте Министерства, в нем указывается срок проведения отбора: дата начала подачи предложений - день, следующий за днем размещения объявления, а дата окончания - не ранее 10-го календарного дня за днем размещения объявления. В объявлении указываются контактные номера должностных лиц Министерства, по которым осуществляется устная консультация. Предложение участника должно содержать следующие сведения: информацию об участнике отбора; документы, подтверждающие его соответствие установленным требованиям; предлагаемые им значения результатов и размер запрашиваемой субсидии. Решение комиссии о признании отбора несостоявшимся оформляется приказом Министерства, размещается при технической возможности на едином портале и при необходимости на официальном сайте Министерства. В соответствии с протоколом подведения итогов Министерство издает приказ об утверждении перечня получателей субсидий не позднее одного рабочего дня, следующего за днем подписания протокола.

Критерии отбора дополнены требованием наличия в собственности или аренде (субаренде) земельного участка под установку модульного здания хлебопекарни. Участник отбора подает предложение на предоставление субсидий исключительно по одному направлению затрат. Для участия в отборе по предоставлению субсидии на закуп модульного здания хлебопекарни нет необходимости представлять копию технического паспорта.

Введено основание для отказа в предоставлении субсидии: несоответствие представленных документов установленным требованиям или их непредставление (представление не в полном объеме).

При модернизации материально-технической базы хлебопекарен субсидия предоставляется на финансовое обеспечение части затрат.

В случае призыва получателя субсидии, являющегося индивидуальным предпринимателем или физическим лицом, применяющим специальный налоговый режим "Налог на профессиональный доход", на военную службу по мобилизации или прохождения им военной службы по контракту отказ от субсидии не может быть осуществлен без применения штрафных санкций.

Формы Сведений об объемах плановой (производимой) продукции за (предшествующий) месяц и Реестра затрат на финансовое обеспечение части расходов изложены в новой редакции.

Ранее установленный период заключения в пункте отбора на военную службу по контракту (3 разряда) Восточного военного округа (город Якутск) контракта о прохождении военной службы в Вооруженных Силах РФ, дающий право на получение единовременной денежной выплаты однократно в размере 500 тысяч рублей без учета обязательных платежей в бюджет, - с 15 мая 2025 года по 31 декабря 2025 года - изменен на период с 15 мая 2025 года по 31 октября 2025 года. Заключившим указанный контракт в период с 1 ноября 2025 года по 31 декабря 2025 года единовременная денежная выплата оказывается однократно в размере 400 тысяч рублей без учета обязательных платежей в бюджет.

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Закон дополнен новым субъектом деятельности в сельском хозяйстве - агроагрегаторами - сельскохозяйственными потребительскими кооперативами, созданными в соответствии с Федеральным законом "О сельскохозяйственной кооперации", или организациями, не менее 51% доли (акций) которых принадлежат сельскохозяйственным товаропроизводителям, отнесенным в соответствии с Федеральным законом "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" к субъектам малого предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих производство фермерской продукции.

Изменен перечень областей, к которым относятся объекты республиканского значения, подлежащие отображению на картах, содержащихся в схеме территориального планирования Республики Саха (Якутия): здравоохранение объединено с социальной защитой; среднее профессиональное и высшее профессиональное образование включены в общую область - образование; объекты электросетевого хозяйства и инженерной инфраструктуры заменены энергетикой и инженерной инфраструктурой.

В части 7 установлены конкретные планируемые для размещения объекты, которые отображаются на картах планируемого размещения объектов республиканского значения, по каждой из установленных областей.

Увеличен круг заявителей на оказание муниципальной услуги. Так, муниципальная услуга предоставляется гражданам и юридическим лицам для размещения: временных сооружений и (или) временных конструкций, предназначенных для организации и проведения культурных мероприятий, для которых не требуются разрешения на строительство; площадок, оборудованных для хранения снежных масс в зимний период. Также уточнено, что к нестационарным объектам для оказания услуг общественного питания относятся кафе предприятий общественного питания без ограничения по сезонности.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

Гагары, не занесенные в Красную книгу Российской Федерации и Красную книгу Республики Саха (Якутия), больше не являются охотничьими ресурсами.

Общедоступные охотничьи угодья в пределах границ муниципального района или городского округа устанавливаются исключительно схемой размещения, использования и охраны охотничьих угодий, утверждаемой Главой Республики Саха (Якутия); из компетенции представительных органов муниципальных районов и городских округов решение данного вопроса исключено.

ЗДРАВООХРАНЕНИЕ. ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ. ТУРИЗМ

Изменения внесены в основные характеристики бюджета Территориального фонда на 2025 год:

прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда с 71 824 091,9 тыс. рублей увеличен до 71 997 123,7 тыс. рублей;

общий объем расходов бюджета Фонда возрос с 71 874 091,9 тыс. рублей до 72 466 561,6 тыс. рублей;

дефицит бюджета Фонда теперь определен в размере 469 437,9 тыс. рублей (ранее 50 000,0 тыс. рублей).