Новое в законодательстве Челябинской области
29 апреля 2025 года
Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюсРегион", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс
КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ
Скорректированы основания и порядок предотвращения и урегулирования конфликта интересов депутатом.
Указано, что участие депутата в принятии коллегиальных решений основанием для исполнения депутатом обязанности о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов не является.
В связи с преобразованием муниципальных районов Челябинской области в муниципальные округа исключены нормы, касающиеся организации местного самоуправления в муниципальных районах, городских и сельских поселениях.
В связи с преобразованием всех муниципальных районов Челябинской области в муниципальные округа внесены изменения в норму, содержащую перечень муниципальных образований, входящих в состав Челябинской области.
Разграничены полномочия органов государственной власти Челябинской области в сфере молодежной политики.
К полномочиям Губернатора области отнесено определение уполномоченного исполнительного органа Челябинской области по реализации молодежной политики на территории Челябинской области.
На уполномоченный исполнительный орган возложены полномочия по разработка и реализация региональных и межмуниципальных программ по основным направлениям молодежной политики; содействие развитию инфраструктуры молодежной политики; организация деятельности специалистов по работе с молодежью.
За Правительством Челябинской области закреплены полномочия по утверждению порядка межведомственного взаимодействия органов государственной власти Челябинской области при реализации молодежной политики; содействие развитию инфраструктуры молодежной политики в части создания областных государственных учреждений, осуществляющих деятельность по реализации молодежной политики.
Введена норма, согласно которой для участия молодежи в реализации молодежной политики при органах государственной власти могут формироваться органы молодежного самоуправления.
Из полномочий Правительства Челябинской области исключены полномочия по установлению (отмене) карантина и иных ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов особо опасных болезней животных, на территории Челябинской области.
Данные полномочия закреплены за Губернатором Челябинской области.
В связи с административно-территориальным преобразованием ряда муниципальных образований Челябинской области актуализирован перечень труднодоступных и отдаленных местностей Челябинской области.
В перечень вошли: Ашинский, Брединский, Катав-Ивановский, Кизильский, Кусинский, Нязепетровский, Саткинский муниципальные округа; а также Верхнеуфалейский и Усть-Катавский городские округа.
Внесены изменения в ряд законов о статусе и границах городских и муниципальных округов Челябинской области.
Так, например, в Законах Челябинской области от 29.04.2004 N 228-ЗО "О статусе и границах Локомотивного городского округа Челябинской области" и от 27.05.2004 N 229-ЗО "О статусе и границах Трехгорного городского округа Челябинской области" изложены в новой редакции описания границ городских округов, схемы границ и перечень координат характерных точек границ городских округов в МСК 74.
В Закон Челябинской области от 24.06.2004 N 236-ЗО "О статусе и границах Челябинского городского округа" внесено уточнение, что административным центром муниципального образования Челябинский городской округ является город Челябинск.
Данная норма вступает в силу с 6 мая 2025 года.
В Законе Челябинской области от 17.03.2025 N 26-ЗО "О статусе и границах Сосновского муниципального округа Челябинской области" расширен перечень координат характерных точек границы между Сосновским муниципальным округом и Аргаяшским муниципальным округом.
В связи с наделением Кыштымского муниципального округа статусом городского округа соответствующие изменения внесены в Закон Челябинской области от 28.03.2025 N 52-ЗО "О статусе и границах Каслинского муниципального округа Челябинской области", а именно в описание границ Каслинского муниципального округа по смежеству с Кыштымским городским округом.
Скорректировано описание границ Сосновского муниципального округа по смежествам.
Уточнен перечень координат характерных точек границ между Сосновским муниципальным округом и Челябинским городским округом.
Изложена в новой редакции схема границ Сосновского муниципального округа.
Скорректировано описание границ Челябинского городского округа по смежествам.
Актуализировано описание границ между Челябинским городским округом и Сосновским муниципальным округом.
Изложена в новой редакции схема границ Челябинского городского округа.
СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ
Гражданам, пострадавшим в связи с чрезвычайной ситуацией, зарегистрированным по месту жительства (пребывания) и фактически проживающим, а также не зарегистрированным по месту жительства (пребывания), но фактически проживающим на дату введения чрезвычайной ситуации в зоне чрезвычайной ситуации (ЧС), условия жизнедеятельности которых были нарушены, предоставляется единовременная материальная помощь.
Граждане имеют право обратиться в органы социальной защиты населения муниципальных образований Челябинской области с заявлением о назначении материальной помощи не позднее одного месяца со дня отмены режима ЧС.
Органы социальной защиты населения осуществляют проверку соответствия заявителя установленным требованиям; принимают решение о предоставлении заявителю материальной помощи либо об отказе в ее предоставлении; формируют список граждан на оказание материальной помощи.
Уведомление о принятом решении направляется заявителю в течение трех рабочих дней с момента принятия решения.
Список граждан, в отношении которых было принято решение об оказание материальной помощи, представляется в отдел организации выплаты социальных пособий и компенсаций Министерства социальных отношений Челябинской области.
Отдел осуществляет перечисление денежных средств на лицевые счета граждан на получение материальной помощи в течение пяти рабочих дней с даты поступления списка.
Определены: перечень документов, прилагаемых к заявлению о назначении единовременной материальной помощи; основания для отказа в предоставлении заявителю материальной помощи.
Приведены формы: заявлений о назначении единовременной материальной помощи; заключения о подтверждении факта проживания в жилом помещении; списка граждан.
Супружеским парам, отметившим 50-, 60- или 70-летний юбилей, награжденным знаком отличия Челябинской области "Семейное счастье", выплачивается единовременное денежное пособие.
Выплата пособия осуществляется Министерством социальных отношений Челябинской области в течение 30 рабочих дней с даты подписания постановления Губернатором области о награждении супружеской пары знаком отличия.
Перечисление выплаты производится обоим супругам в равных долях либо одному из супругов на счет, открытый в российской кредитной организации.
Выплата к последующей юбилейной дате осуществляется при условии, что брак между супругами не был признан судом недействительным либо расторгнут в период между первой и последующей юбилейной датой; на дату наступления последующей юбилейной даты оба супруга живы, не утратили гражданства Российской Федерации, зарегистрированы по месту жительства на территории Челябинской области или по месту пребывания на территории Челябинской области.
Органами социальной защиты населения осуществляется проверка соответствия супружеских пар данным условиям путем направления запросов и получения необходимых сведений в рамках межведомственного информационного взаимодействия.
Супружеские пары, которые на дату наступления последующей юбилейной даты не соответствуют установленным условиям, не включаются в список супружеских пар, которым полагается выплата.
Приведена форма обращения о принятии документов для подготовки ходатайства о награждении знаком отличия Челябинской области "Семейное счастье".
ФИНАНСЫ. НАЛОГИ
Скорректированы основные характеристики областного бюджета на 2025 год.
Увеличен объем безвозмездных поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации до 34809716350 тыс. рублей.
Общий объем доходов областного бюджета составил 307533576324 тыс. рублей, общий объем расходов - 364571551068,12 тыс. рублей.
Также увеличен общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из областного бюджета, на 2025 год до 159170849354,87 тыс. рублей, в том числе местным бюджетам - до 149486770854,87 тыс. рублей.
В 2025 году предусмотрено направление средств областного бюджета бюджету Курской области на софинансирование расходного обязательства по организации работы по увековечению памяти погибших при защите Отечества в размере 50 млн. рублей.
Кроме того, уточнены: доходы областного бюджета на 2025 год; распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Челябинской области и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам и подразделам классификации расходов бюджетов; ведомственная структура расходов областного бюджета; распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов.
Изложены в новой редакции: программа областных государственных внутренних заимствований; источники внутреннего финансирования дефицита областного бюджета; распределение субсидий местным бюджетам на создание новых мест в общеобразовательных организациях, расположенных на территории Челябинской области; на обеспечение мероприятий по модернизации систем коммунальной инфраструктуры.
Субсидии работодателям - юридическим лицам на возмещение затрат на организацию наставничества предоставляются Главным управлением по труду и занятости населения Челябинской области за счет средств областного бюджета.
Направлениями затрат, на возмещение которых предоставляются субсидии, являются выплата заработной платы наставнику и уплата страховых взносов в государственные внебюджетные фонды с заработной платы наставника.
Предельное количество наставников, за наставническую деятельность которых возмещаются затраты, не может превышать 30 человек у одного работодателя.
Предоставление субсидий осуществляется по результатам отбора получателей, проводимого Главным управлением.
Для участия в отборе работодатели представляют в Главное управление заявку посредством системы "Электронный бюджет". С работодателями, прошедшими отбор, Главное управление заключает соглашение о предоставлении субсидии.
Перечисление средств на расчетный счет работодателя, открытый в учреждении Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации, производится Министерством финансов Челябинской области не позднее 10-го рабочего дня, следующего за днем принятия Главным управлением решения о выделении субсидии.
Результатом предоставления субсидии является достижение численности работников, выполняющих функции наставников над трудоустроенными участниками и ветеранами специальной военной операции, не менее 100 человек.
Отчет о достижении значений результата предоставления субсидии работодатель представляет в Главное управление ежеквартально, в срок не позднее 10 рабочих дней, следующих за отчетным кварталом.
Определены: требования, которым должен соответствовать работодатель на дату подачи заявки; перечень документов для подтверждения фактически произведенных затрат; требования к содержанию соглашения о предоставлении субсидии; основания для отказа в предоставлении субсидии; формула расчета размера субсидии; основания для отказа в принятии отчета о достижении значений результата предоставления субсидии, для возврата субсидии в областной бюджет в полном объеме.
Внесены изменения в приказ Министерства финансов Челябинской области "О перечне и кодах целевых статей расходов областного бюджета и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области и порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации в части, относящейся к областному бюджету и бюджету территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области".
Перечень и коды целевых статей расходов областного бюджета дополнен позициями: "Комплекс процессных мероприятий "Меры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, сложившихся на территории Челябинской области", "Субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, сложившихся на территории Челябинской области в результате подтопления в весенний период 2025 года, на финансовое обеспечение затрат на возобновление предпринимательской деятельности", "Субсидии бюджетным и автономным учреждениям на организацию и проведение межрегиональных учений и совещаний по совершенствованию системы ветеринарной безопасности", "Субсидии бюджетным и автономным учреждениям на мероприятия по организации государственных приютов для животных без владельцев".
Скорректированы основные характеристики бюджета города Челябинска на 2025 год.
Увеличены: общий объем доходов бюджета города до 64522892,9 тыс. рублей; в том числе объем межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов, - до 37170526,3 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета до 67546141,7 тыс. рублей.
Изложены в новой редакции: доходы бюджета города Челябинска на 2025 год; источники финансирования дефицита бюджета; ведомственная структура расходов бюджета; объем и распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям (муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов; распределение бюджетных ассигнований по муниципальным программам города Челябинска; объем и распределение субсидий, предоставляемых из бюджета города Челябинска юридическим лицам (за исключением субсидий муниципальным учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ и оказанием услуг на безвозмездной и безвозвратной основе, а также иным некоммерческим организациям (за исключением субсидий муниципальным учреждениям) на безвозмездной и безвозвратной основе.
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Из полномочий Правительства Челябинской области по организации регулярных перевозок исключено установление в границах Челябинской области остановочных пунктов (в том числе расположенных на территориях автовокзалов или автостанций), которые разрешается использовать в качестве начальных остановочных пунктов или конечных остановочных пунктов по межрегиональным маршрутам регулярных перевозок.
ИНФОРМАЦИЯ И ИНФОРМАТИЗАЦИЯ
Утратила силу норма, определявшая порядок предоставление сведений, содержащихся в регистре.
ОБРАЗОВАНИЕ. НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. КУЛЬТУРА
Органы государственной власти Челябинской области наделены новым полномочием по участию в финансировании мероприятий по реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению и капитальному ремонту расположенного на территории Челябинской области имущества, находящегося в федеральной собственности и закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными цирками.
Региональный методический актив (РМА) формируется исходя из потребности адресного методического сопровождения педагогических работников в контексте реализации ведущих задач государственной политики в сфере образования.
В его состав включаются педагогические работники, осуществляющие педагогическую деятельность в образовательной организации, реализующей основные образовательные программы. Количественный состав регионального методического актива определяется исходя из расчета не более 250 педагогических работников на одного регионального методиста.
Отбор кандидатов для включения в РМА осуществляется Министерством образования и науки Челябинской области, органами местного самоуправления, осуществляющими управление в сфере образования (учредителями образовательных организаций), Челябинским институтом развития образования (ГБУ ДПО "ЧИРО"), Челябинским институтом развития профессионального образования (ГБУ ДПО ЧИРПО).
Для участия в отборе кандидаты заполняют анкету и представляют необходимые документы.
Прием и регистрацию документов осуществляют ГБУ ДПО "ЧИРО" и ГБУ ДПО ЧИРПО в электронном виде.
Для организации и проведения отбора создается комиссия. Ее состав утверждается приказом Министерства образования и науки Челябинской области и включает специалистов структурных подразделений по направлениям в рамках компетенций.
Члены комиссии оценивают представленные документы и принимают решение о включении или невключении кандидата в РМА.
Перечень кандидатов, прошедших отбор, вносится в сводный протокол, который направляется ГБУ ДПО "ЧИРО" в Министерство образования и науки Челябинской области.
Состав РМА по направлениям деятельности ежегодно утверждается приказом Министерства образования и науки Челябинской области и размещается на официальных сайтах Министерства и сайтах организаций - координаторов деятельности РМА.
Определены: требования к педагогическим работникам для включение в РМА; основания для включения кандидатов в состав РМА; перечень документов, представляемых кандидатами на включение в состав РМА; основания и условия включения педагогических работников в адресную методическую поддержку.
Приведены формы: рекомендательного письма, анкеты кандидата, заключения комиссии, согласия на обработку персональных данных.
БЕЗОПАСНОСТЬ И ОХРАНА ПРАВОПОРЯДКА
Контроль за обеспечением антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий) на территории Челябинской области осуществляется Министерством промышленности, новых технологий и природных ресурсов Челябинской области.
При проведении контроля Министерство взаимодействует с Главным управлением Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации по Челябинской области, Управлением Федеральной службы безопасности Российской Федерации по Челябинской области, Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Челябинской области.
Целями контроля являются: определение состояния антитеррористической защищенности торговых объектов (территорий); выполнение юридическими и физическими лицами, владеющими земельными участками, комплексом зданий и систем, отдельным зданием или частью здания, используемыми для размещения торговых объектов (территорий), установленных требований; проверка устранения недостатков, выявленных в ходе ранее проведенных проверок.
Контроль осуществляется отделом контроля за безопасностью торговых объектов Управления торговли Министерства посредством проведения плановых и внеплановых проверок торговых объектов (территорий) в форме документарного контроля и (или) выездных обследований торговых объектов (территорий), срок проведения которых не может превышать 10-ти рабочих дней.
Плановые и внеплановые проверки в форме документарного контроля проводятся в Министерстве по имеющимся документам и материалам правообладателя торгового объекта (территории), в отношении которого осуществляется проверка. Сведения и документы запрашиваются у правообладателя торгового объекта (территории).
Плановая и внеплановая проверки в форме выездного обследования проводятся по месту расположения торгового объекта.
Проверке подлежат паспорт безопасности торгового объекта, состояние инженерно-технических систем и документы правообладателя торгового объекта.
По результатам проверки должностным лицом Министерства составляется акт о ее проведении.
В акте проверки могут содержаться предложения (рекомендации), для исполнения которых правообладатель составляет план мероприятий по обеспечению (совершенствованию) антитеррористической защищенности торгового объекта.
В случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, правообладатель торгового объекта вправе представить в Министерство письменные возражения.
Если правообладателем торгового объект не устранены нарушения, выявленные в ходе осуществления контроля, Министерство информирует органы, уполномоченные осуществлять надзор за исполнением законодательства в области противодействия терроризму, для принятия мер реагирования.
Определены: права и обязанности должностных лиц Министерства при осуществлении контроля; порядок подготовки плановых и внеплановых проверок; правила организации плановой и внеплановой проверки; требования к содержанию акта проверки.
Приведены: перечень вопросов и документов, подлежащих проверке при проведении контроля за обеспечением антитеррористической защищенности; формы уведомления о проведении плановой (внеплановой) проверка, акта проверки, плана проведения проверок.