Новое в законодательстве Челябинской области

12 марта 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюсРегион", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Внесены изменения в Закон Челябинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по социальной поддержке отдельных категорий граждан".

К категории лиц, в отношении которых органы местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных округов и муниципальных районов наделяются государственными полномочиями по социальной поддержке в части назначения единовременной социальной выплаты на оплату приобретения внутридомового газового оборудования и оборудования для устройства (переустройства) вентиляционных и дымовых каналов, отнесены: лица, осуществляющие уход за детьми-инвалидами, являющиеся собственниками жилых помещений; инвалиды II группы, среднедушевой доход семей которых не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения; семьи военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, а также лиц из их числа, уволенных с военной службы, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции; инвалиды I группы, являющиеся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника (собственников) жилых помещений, не оснащенных внутридомовым газовым оборудованием.

Соответствующие изменения внесены в Методику расчета размера субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных государственных полномочий по назначению гражданам единовременной социальной выплаты и формированию электронных реестров для зачисления денежных средств на счета указанных физических лиц в кредитных организациях.

Внесены изменения в Закон Челябинской области от 03.03.2021 N 318-ЗО "О дополнительных мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан в связи с установкой внутридомового газового оборудования".

Уточнены категории лиц, на которых распространяются дополнительные меры социальной поддержки. К ним отнесены, в частности: лица (родители, усыновители, опекуны, попечители), осуществляющие уход за детьми-инвалидами, являющиеся собственниками жилых помещений, либо члены семьи лица, осуществляющего уход за ребенком-инвалидом, его супруг (супруга) и дети, включая детей-инвалидов, находящихся у него под опекой (попечительством); инвалиды II группы, среднедушевой доход семей которых не превышает двукратную величину прожиточного минимума на душу населения; семьи военнослужащих, лиц, проходящих службу в войсках национальной гвардии Российской Федерации и имеющих специальное звание полиции, а также лиц из их числа, уволенных с военной службы, со службы в войсках национальной гвардии Российской Федерации, принимающих (принимавших) участие в специальной военной операции, в которых военнослужащие или члены их семей (супруга (супруг), родители и дети в возрасте до 18 лет) являются собственниками (собственником) жилых помещений; инвалиды I группы, являющиеся собственниками жилых помещений либо членами семьи собственника (супруга (супруг), родители и дети) жилых помещений.

Указанным гражданам дополнительные меры социальной поддержки в связи с установкой внутридомового газового оборудования предоставляются при условии их регистрации по месту жительства в жилом помещении либо регистрации по месту жительства в жилом помещении членов (одного из членов) их семей.

Внесены изменения в Законы Челябинской области от 24.11.2005 N 430-ЗО, от 05.10.2022 N 669-ЗО.

Расширены дополнительные меры социальной поддержки родителей, воспитывающих детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, за счет средств областного бюджета.

Органы местного самоуправления городских округов, городских округов с внутригородским делением, муниципальных округов и муниципальных районов наделены государственными полномочиями по предоставлению дополнительных мер социальной поддержки в части приема, регистрации заявлений и документов, необходимых для предоставления указанных мер.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

К наградам отнесено почетное звание "Заслуженный артист Челябинской области".

Данное почетное звание присваивается высокопрофессиональным артистам, режиссерам, балетмейстерам, дирижерам, композиторам, концертмейстерам, хормейстерам, музыкальным исполнителям, создавшим высокохудожественные образы, спектакли, кинофильмы, телеспектакли, телефильмы, концертные, цирковые программы, эстрадные, музыкальные, телевизионные и радиопроизведения, получившие общественное признание, за деятельность по развитию профессионального искусства в Челябинской области.

Кроме того, оно присваивается лицам, осуществляющим профессиональную деятельность в сфере культуры и искусства не менее 10 лет (артистам балета, исполняющим первые партии, - не менее пяти лет), при наличии у них наград (поощрений) федеральных органов государственной власти в указанной сфере и (или) поощрений Губернатора и (или) Законодательного Собрания области.

Почетное звание "Заслуженный артист Челябинской области" не может быть повторно присвоено одному и тому же лицу.

Нагрудный знак к почетному званию носится на правой стороне груди и располагается ниже государственных наград Российской Федерации, СССР и РСФСР.

Исключено требование к артистам балета для присуждения почетного звания "Заслуженный работник культуры и искусства Челябинской области" - исполнение первых партий не менее 10 лет.

Признан утратившим силу Закон Челябинской области от 29.06.2006 N 37-ЗО "О предельной численности лиц, проживающих или зарегистрированных на части территории населенного пункта, при разделении территории населенного пункта на части для проведения публичных слушаний по проектам генеральных планов поселения, городского округа".

Избрание депутатов на должности председателя Законодательного Собрания, его первого заместителя и заместителей проводится в порядке, установленном Регламентом.

Кандидаты на должности первого заместителя и заместителей председателя Законодательного Собрания выдвигаются в том числе депутатами, депутатскими объединениями.

Одной из уважительных причин неучастия депутата в заседаниях президиума является документально подтвержденный отпуск, но не более одного раза в год.

В случаях если проект закона предусматривает установление или изменение границ муниципальных образований, при внесении проекта в Законодательное Собрание в порядке законодательной инициативы субъект права законодательной инициативы должен представить письмо Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Челябинской области о результатах проверки землеустроительной документации по описанию местоположения границ территорий муниципальных образований.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесены изменения в постановление Правительства Челябинской области "О Положении о региональном государственном контроле (надзоре) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации".

Уточнен Перечень индикаторов риска нарушения обязательных требований при осуществлении регионального государственного контроля (надзора) за состоянием Музейного фонда Российской Федерации.

В Перечень дополнительно включено наличие за полугодие трех и более фактов неразмещения в реестре сделок с музейными предметами и музейными коллекциями, включенными в состав Музейного фонда Российской Федерации, копии акта возврата музейных предметов с временного хранения; пяти фактов ложного срабатывания охранной сигнализации в хранилищах контролируемого лица в течение календарного месяца.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Перечень имущества, передаваемого в собственность Сугоякского сельского поселения Красноармейским муниципальным районом, дополнен движимым имуществом: игровым комплексом, каруселью "Сыр-бор с сидениями", песочницей "Автомобиль", качалкой-балансиром со скамьей.

Право собственности Сугоякского сельского поселения на переданное имущество возникает с 15 марта 2024 года.

Перечень имущества, передаваемого в собственность Красноармейского муниципального района Березовским сельским поселением, дополнен тепловыми сетями и сетью теплоснабжения поселка Октябрьского.

Право собственности Красноармейского муниципального района на переданное имущество возникает с 15 марта 2024 года.

В Перечень имущества, передаваемого в собственность Красноармейского муниципального района Алабугским сельским поселением, включены водопровод, канализационная сеть, насосная станция, колодцы к теплотрассе, теплотрасса.

Право собственности Красноармейского муниципального района на переданное имущество возникает с 15 марта 2024 года.

Перечень имущества, передаваемого в собственность Алабугского сельского поселения Красноармейским муниципальным районом, дополнен заточным и токарным станками.

Право собственности Алабугского сельского поселения на переданное имущество возникает с 15 марта 2024 года.

Перечень имущества, передаваемого в собственность Степного сельского поселения Верхнеуральским муниципальным районом, дополнен автомобилем LADA 2017.

Право собственности Степного сельского поселения на переданное имущество возникает с 15 марта 2024 года.

Перечень имущества, передаваемого в собственность Борисовского сельского поселения Пластовским муниципальным районом, дополнен хоккейной коробкой, расположенной в селе Верхняя Санарка.

Право собственности Борисовского сельского поселения на переданное имущество возникает с 15 марта 2024 года.

Внесены изменения в Положение о конкурсе журналистских работ "Мир семьи", утвержденное постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 26.06.2008 N 1258.

Установлено, что конкурсными материалами являются журналистские работы, опубликованные в периодических печатных изданиях, размещенные на телеканалах, радиоканалах и в сетевых изданиях в период с 1 июня предыдущего года по 31 марта текущего года.

Срок представления конкурсных материалов для рассмотрения в управление информационной политики установлен не позднее 15 апреля текущего года.

Внесены изменения в Положение о конкурсе журналистских работ на лучшее освещение деятельности Законодательного Собрания Челябинской области, утвержденное постановлением Законодательного Собрания Челябинской области от 30.05.2013 N 1495.

Конкурс проводится по трем номинациям: периодические печатные издания, телеканалы и радиоканалы, сетевые издания.

Конкурсные материалы представляются редакциями средств массовой информации не позднее 10 ноября текущего года.

Увеличен до 35 лет предельный возраст участника конкурса.

К номинациям конкурса отнесены "Лучший молодежный пиар-проект "Челябинская область - это мы!", "Лучший информационный проект "Знакомьтесь: депутат Законодательного Собрания Челябинской области".

Одними из критериев оценки проектов в номинации "Лучший бизнес-проект" являются осуществление приоритетных видов деятельности в муниципальном образовании, на территории которого планируется реализация проекта, а также социальная и экономическая значимость проекта.

Победителями конкурса подаются в управление социальной политики аппарата Законодательного Собрания области копия уведомления о регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, заявление о перечислении премии на лицевой счет, открытый в кредитной организации, и его реквизиты.

Скорректирована форма заявки на участие в конкурсе молодежных проектов "Челябинская область - это мы!".

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Согласно внесенным изменениям дополнительные меры социальной поддержки предоставляются гражданам Российской Федерации, постоянно проживающим на территории Челябинской области и достигшим возраста 55 и 60 лет (соответственно женщины и мужчины), имеющим почетные звания "Народный художник СССР", "Народный художник РСФСР", "Народный художник Российской Федерации".

Увеличен до 10 тыс. рублей размер ежемесячного социального пособия, предоставляемого отдельным категориям граждан, имеющих заслуги в области культуры и спорта.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Уточнены бюджетные полномочия Губернатора области.

Из бюджетных полномочий Министерства финансов области исключено установление порядка представления муниципальным образованием области, отнесенным к группе заемщиков со средним или низким уровнем долговой устойчивости, в Министерство финансов области документов и материалов, необходимых для согласования программ муниципальных внутренних и внешних заимствований, муниципальных гарантий на очередной финансовый год и плановый период, а также изменений в указанные программы.

Главный распорядитель бюджетных средств наделяется бюджетными полномочиями по формированию в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами "Электронный бюджет" сведений об объектах капитального строительства и объектах недвижимого имущества, источником финансового обеспечения (софинансирования) капитальных вложений в которые являются средства федерального бюджета (кроме объектов капитального строительства и объектов недвижимого имущества, включенных в государственный оборонный заказ).

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Обязанность по уплате взносов на капитальный ремонт у собственников помещений, расположенных в части многоквартирного дома, которая введена в эксплуатацию после утверждения региональной программы капитального ремонта и сведения о которой отражены в этой программе при внесении в нее изменений, связанных с изменением параметров данного многоквартирного дома, возникает по истечении восьми календарных месяцев, начиная с месяца, следующего за месяцем, в котором сведения об этой части многоквартирного дома отражены в региональной программе капитального ремонта при внесении в нее изменений, связанных с изменением параметров данного многоквартирного дома.

С 1 сентября 2024 года Закон устанавливает порядок подготовки и утверждения региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, внесения изменений в нее, а также требования к такой программе.

К полномочиям Правительства области по организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах дополнительно отнесены: установление порядка проведения эксплуатационного контроля за техническим состоянием многоквартирных домов в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании и Жилищным кодексом Российской Федерации, организации проведения обследования технического состояния многоквартирных домов, включенных в региональную программу капитального ремонта; установление порядка принятия решения о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в целях восстановления технического состояния этого многоквартирного дома в объеме, необходимом для ликвидации последствий аварии, иной чрезвычайной ситуации природного или техногенного характера.

К полномочиям уполномоченного органа дополнительно отнесено установление порядка информирования собственников помещений и организаций, осуществляющих деятельность по управлению многоквартирными домами, о результатах обследования технического состояния многоквартирных домов, если обследование было проведено в соответствии Жилищным кодексом Российской Федерации.

В региональную программу капитального ремонта не вносятся изменения, если по результатам обследования технического состояния многоквартирного дома установлено, что оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, предусмотренных региональной программой, в установленный срок не требуется.

Изменения в региональную программу капитального ремонта вносятся не реже чем один раз в год.

Уполномоченным органом устанавливаются: порядок подготовки краткосрочных планов реализации региональной программы капитального ремонта, а также порядок предоставления органами местного самоуправления и собственниками помещений в многоквартирном доме, формирующими фонд капитального ремонта на специальном счете, сведений, необходимых для подготовки таких планов, внесения изменений в них.

Разработан Порядок внесения изменений в региональную программу капитального ремонта, вступающий в силу с 1 сентября 2024 года.

Предложения по внесению изменений в программу могут вносить: собственники помещений, обладающие не менее чем десятью процентами голосов от общего количества голосов собственников помещений в данном многоквартирном доме; лица, осуществляющие управление многоквартирным домом или оказывающие услуги и (или) выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме; орган местного самоуправления, на территории которого расположен соответствующий многоквартирный дом.

Определен перечень документов, прилагаемых к заявлению о внесении изменений в программу.

По результатам рассмотрения заявлений орган местного самоуправления формирует перечень многоквартирных домов, подлежащих включению в программу, перечень многоквартирных домов, подлежащих исключению из нее, перечень многоквартирных домов, в отношении которых подлежит изменению очередность проведения капитального ремонта общего имущества.

Уполномоченный орган рассматривает перечни с учетом оценки и предложений регионального оператора, разрабатывает проект постановления Правительства области, предусматривающий внесение изменений в региональную программу капитального ремонта.

Внесены изменения в Закон Челябинской области от 30.12.2015 N 293-ЗО "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа в Челябинской области".

Уточнены полномочия уполномоченного органа по организации регулярных перевозок. К ним, в частности, отнесены рассмотрение предложений об установлении или изменении международных маршрутов регулярных перевозок и подготовка заключения о наличии или об отсутствии оснований для отказа в установлении или изменении международного маршрута регулярных перевозок.

С 1 сентября 2024 года в полномочия указанного органа включается предоставление дубликатов свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок и карты межмуниципального маршрута регулярных перевозок, а также установление порядка их выдачи.

Скорректированы обязательные требования в области организации регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам. К ним отнесено информирование уполномоченного органа и владельцев автовокзалов или автостанций, в случае нахождения остановочного пункта на их территории, об изменении тарифов на регулярные перевозки по муниципальным маршрутам, полномочия по организации регулярных перевозок по которым перераспределены, не позднее чем за пятнадцать дней до начала применения измененных тарифов.

Уточнены: порядок проведения открытого конкурса, требования к конкурсной документации, основания для отклонения заявки на участие в открытом конкурсе, отстранения участника конкурса от участия в открытом конкурсе.

С 1 сентября 2024 года признается утратившей силу норма, устанавливавшая порядок прекращения действия свидетельства об осуществлении перевозок по межмуниципальному маршруту регулярных перевозок, по муниципальному маршруту регулярных перевозок.

С 1 сентября 2024 года внесены изменения в Закон Челябинской области от 27.05.2010 N 584-ЗО "Об административных правонарушениях в Челябинской области".

Установлена административная ответственность за нарушение обязательных требований в области организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам.

Наложение административного штрафа на должностных и юридических лиц предусмотрено за превышение максимального количества транспортных средств различных классов, которое разрешается одновременно использовать для перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в муниципальных образованиях, в которых полномочия по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом перераспределены между органами местного самоуправления и органами государственной власти области.

Административный штраф налагается за повторное совершение административного правонарушения.

Кроме того, наложение административного штрафа на юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по нерегулируемым тарифам по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам, полномочия по организации регулярных перевозок по которым перераспределены, предусмотрено за невыполнение обязанности по информированию в установленный срок исполнительного органа области, уполномоченного на осуществление функций по организации регулярных перевозок, и владельцев автовокзалов или автостанций, в случае нахождения остановочного пункта на их территории, об изменении тарифов на регулярные перевозки по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам, полномочия по организации регулярных перевозок по которым перераспределены.

Административный штраф налагается за повторное совершение административного правонарушения.

Протокол о совершении указанного административного правонарушения вправе составлять должностные лица исполнительного органа области, уполномоченного на осуществление функций по организации регулярных перевозок по межмуниципальным маршрутам регулярных перевозок и муниципальным маршрутам, полномочия по организации регулярных перевозок по которым перераспределены, наделенного полномочиями по заключению (расторжению) со специализированной организацией договора об осуществлении деятельности по перемещению задержанного транспортного средства на специализированную стоянку, его хранению и возврату.

Дело об административном правонарушении, предусмотренное данной статьей рассматривается мировым судьей.

С 1 сентября 2024 года внесены изменения в Закон Челябинской области от 30.12.2019 N 71-ЗО "О перераспределении полномочий по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа по муниципальным маршрутам регулярных перевозок между органами местного самоуправления Челябинского городского округа, Копейского городского округа, Сосновского муниципального района и органами государственной власти Челябинской области".

К полномочиям исполнительного органа области, уполномоченного Губернатором на осуществление полномочий по организации регулярных перевозок, относятся: предоставление дубликатов свидетельств об осуществлении перевозок по муниципальным маршрутам регулярных перевозок, дубликатов карт муниципальных маршрутов регулярных перевозок; установление порядка выдачи дубликатов свидетельства и карты муниципального маршрута регулярных перевозок.

Внесено уточнение в постановление Правительства Челябинской области "О сроке использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, для подготовки проектной документации и выдачи разрешений на строительство".

Срок использования информации, указанной в градостроительном плане земельного участка, увеличен до восьми лет.

В перечень тарифов на услуги по перевозке пассажиров на пригородных электропоездах "Ласточка" включена стоимость проезда на пригородных поездах класса Стандарт по маршрутам: Челябинск-Главный - Муслюмово в размере 250 рублей, Муслюмово - Нижняя - 250 рублей, Челябинск-Главный - Нижняя - 438 рублей.

ОКРУЖАЮЩАЯ ПРИРОДНАЯ СРЕДА И ПРИРОДНЫЕ РЕСУРСЫ

С 1 сентября 2024 года к полномочиям исполнительного органа Челябинской области, уполномоченного в сфере лесных отношений, отнесена выдача разрешений на осуществление изыскательской деятельности на землях лесного фонда.

С 1 сентября 2025 года к полномочиям исполнительного органа области, осуществляющего полномочия в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, отнесены выдача разрешений на содержание и разведение охотничьих ресурсов в полувольных условиях и искусственно созданной среде обитания на территории области, за исключением особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также ведение реестра таких разрешений.

Из полномочий указанного органа исключено внесение сведений об аннулировании охотничьих билетов в государственный охотхозяйственный реестр, уведомление физических лиц, охотничьи билеты которых аннулированы.

С 1 сентября 2024 года уполномоченный орган Челябинской области наделяется следующими полномочиями в сфере недропользования: создание комиссии для согласования строительства объектов капитального строительства за границами населенных пунктов в границах земельных участков, расположенных в границах месторождений общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, и (или) в границах участков недр местного значения, предоставленных в пользование в виде горного отвода; представление федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному Правительством Российской Федерации на утверждение специальных карт (схем), информации о месторождениях общераспространенных полезных ископаемых, запасы которых учтены государственным балансом запасов полезных ископаемых, а также о границах участков недр местного значения, предоставленных в пользование в виде горного отвода, в отношении земель, земельных участков, расположенных за границами населенных пунктов, необходимой для подготовки указанных специальных карт (схем).