Новое в законодательстве Челябинской области

5 марта 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюсРегион", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Внесены изменения в Порядок обращения родителей (законных представителей) за компенсацией части платы, взимаемой с родителей (законных представителей) за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования, расположенных на территории Челябинской области, и ее выплаты.

Сумма компенсации может быть направлена образовательной организацией на оплату родительской платы за следующий месяц по заявлению получателя компенсации, если одной из сторон договора об осуществлении присмотра и ухода за детьми является гражданин, призванный на военную службу по мобилизации в Вооруженные Силы Российской Федерации и иной участник специальной военной операции, либо один из членов семьи мобилизованного военнослужащего и иного участника специальной военной операции.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Удостоверение депутата является документом, подтверждающим его правовой статус, а нагрудный знак - отличительным знаком депутата городской Думы.

Депутат пользуется удостоверением и нагрудным знаком в течение срока своих полномочий и обязан обеспечить их сохранность.

В случае утраты (порчи) удостоверения и (или) нагрудного знака депутат обращается с письменным заявлением на имя Председателя Челябинской городской Думы о выдаче другого удостоверения и (или) другого нагрудного знака с указанием причины утраты (порчи).

Удостоверение считается недействительным по истечении срока полномочий городской Думы или в случае досрочного прекращения полномочий депутата городской Думы, в том числе его смерти.

По истечении срока полномочий городской Думы очередного созыва удостоверение и нагрудный знак остаются у лица, исполнявшего полномочия депутата.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата удостоверение сдается в Управление документационного обеспечения, а нагрудный знак остается у лица, исполнявшего полномочия депутата городской Думы.

В случае смерти депутата удостоверение и нагрудный знак остаются для хранения у члена его семьи или другого родственника.

Утверждены образцы удостоверения и нагрудного знака депутата Челябинской городской Думы и их описание.

Признано утратившим силу решение Челябинской городской Думы от 23.08.2005 N 5/26 "Об утверждении описаний и образцов удостоверения и нагрудного знака депутата Челябинской городской Думы".

Увеличен до пяти лет срок полномочий Общественной палаты города.

Если ко дню истечения срока полномочий членов действующего состава Общественной палаты города до истечения срока полномочий Челябинской городской Думы осталось менее одного года, новый состав Общественной палаты не формируется и правомочным является ранее сформированный состав. Формирование Общественной палаты города в указанном случае инициируется Председателем Челябинской городской Думы нового созыва в течение трех месяцев со дня избрания городской Думы в правомочном составе.

К функциям Комитета дорожного хозяйства города дополнительно отнесены: участие в пределах своей компетенции в организации и осуществлении мероприятий по гражданской и территориальной обороне, защите населения и территории города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; создание спасательной дорожной службы для выполнения мероприятий по гражданской обороне, всестороннего обеспечения действий аварийно-спасательных формирований (служб) и совместному проведению конкретного вида аварийно-спасательных работ и других неотложных работ, при военных конфликтах, а также при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Администрация города может принять решение об использовании бюджетных средств в объеме экономии для осуществления мероприятий, направленных на улучшение качественных и (или) количественных характеристик инициативного проекта, по согласованию с инициатором проекта в случае образования экономии бюджетных средств при его реализации в результате применения конкурентных способов при выполнении закупок товаров, работ, услуг.

Порядок согласования использования указанных средств с инициаторами проектов устанавливается Администрацией города.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесено изменение в Положение о Министерстве образования и науки Челябинской области.

Установлено, что Министерство осуществляет отбор по региональной квоте и направление детей, проживающих на территории области и осваивающих образовательные программы основного общего и среднего общего образования, для обучения по дополнительным общеразвивающим программам в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении "Всероссийский детский центр "Алые паруса".

Внесены изменения в Положение о региональном государственном контроле (надзоре) за достоверностью, актуальностью и полнотой сведений об организациях отдыха детей и их оздоровления.

Должностными лицами Министерства, уполномоченными на принятие решений о проведении контрольных (надзорных) мероприятий, являются Министр и его заместитель.

Скорректированы индикаторы риска нарушения обязательных требований, применяемые Министерством в выборе вида внепланового контрольного (надзорного) мероприятия. К ним отнесены, в частности: фиксация двух и более несоответствий информации о количестве и сроках проведения смен, о проживании и питании детей, размещаемой на официальном сайте контролируемого лица, сведениям, содержащимся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления в текущем календарном году; фиксация отклонения сведений в части информации о наличии санитарно-эпидемиологического заключения, содержащихся в реестре организаций отдыха детей и их оздоровления, включая дату указанного заключения, от сведений, представленных Министерству в рамках межведомственного информационного взаимодействия Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Внесены изменения в государственную программу "Чистая вода" на территории Челябинской области.

Дана оценка текущего состояния сферы водоснабжения и водоотведения области.

Одной из приоритетных целей программы является улучшение состояния водных объектов для обеспечения благоприятной среды обитания и комфортных условий для жизнедеятельности и воспроизводства населения области, охраны природных ресурсов и их биологического разнообразия.

Программа разработана в целях повышения качества питьевой воды для населения. Ее достижение осуществляется посредством реализации региональных проектов "Чистая вода", "Осуществление строительства, модернизации, реконструкции и капитального ремонта объектов систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также очистных сооружений канализации", путем предоставления субсидий муниципальным образованиям.

Увеличен общий объем финансирования государственной программы до 10162457,14 тыс. рублей.

Условием предоставления субсидии местному бюджету муниципального образования области является заключение соглашения, предусматривающего обязательства муниципального образования по исполнению расходных обязательств, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, и ответственность за их неисполнение.

Скорректирован Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам на строительство, модернизацию, реконструкцию и капитальный ремонт объектов систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также очистных сооружений канализации, в том числе проектно-изыскательские работы.

Предоставление и распределение субсидий местным бюджетам осуществляется в том числе на проектно-изыскательские работы.

Уточнены: показатели программы, план достижения показателей в 2024 году, структура, финансовое обеспечение государственной программы.

Определены: требования к заявкам, подаваемым в Министерство для участия в государственной программе, условия предоставления субсидий, критерии отбора муниципальных образований, перечень документов при предоставлении и распределении дополнительных средств.

Приоритетное значение при отборе муниципальных образований имеют мероприятия по завершении строительства объектов и сооружений, ранее финансируемых за счет областного бюджета в рамках областной целевой программы "Чистая вода" на территории Челябинской области на 2010 - 2020 годы.

Результатом использования субсидий является завершение проектирования, строительства, модернизации, реконструкции и капитального ремонта объектов систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, а также очистных сооружений канализации.

Оценка эффективности использования субсидий осуществляется путем сопоставления значений указанного показателя результативности использования субсидий, полученных по итогам реализации мероприятий с привлечением средств субсидии, со значениями соответствующего показателя результативности использования субсидий, указанными в Соглашениях.

Внесены изменения в государственную программу "Развитие социальной защиты населения в Челябинской области".

Дана оценка текущего состояния сферы реализации государственной программы.

Три вида пособия включены в региональный проект, направленный на внедрение к 2024 году механизма финансовой поддержки семей при рождении детей, создание благоприятных условий для жизнедеятельности семьи, рождения детей, минимизации последствий изменения материального положения граждан в связи с рождением детей.

Одним из приоритетов проекта является формирование системы долговременного ухода за гражданами старшего поколения и инвалидами, нуждающимися в посторонней помощи.

Одной из задач регионального проекта "Старшее поколение" является введение в эксплуатацию объектов капитального строительства для размещения граждан в стационарных организациях социального обслуживания.

К приоритетным направлениям и целям социальной политики отнесены, в частности: повышение благосостояния граждан, модернизация и развитие сектора социальных услуг в сфере социального обслуживания, обеспечение устойчивого естественного роста численности населения Российской Федерации, повышение ожидаемой продолжительности жизни до 78 лет к 2030 году, совершенствование системы предоставления государственных и муниципальных услуг гражданам, создание инвалидам условий для беспрепятственного доступа к общему имуществу в многоквартирных домах, к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры; социальное сопровождение граждан, в том числе инвалидов, при предоставлении социальных услуг, предполагающее содействие в оказании медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи; формирование комплексных реабилитационных и абилитационных услуг инвалидам, в том числе детям-инвалидам.

Уточнены: структурные элементы государственной программы, задачи государственного управления, способы их эффективного решения, показатели программы и план их достижения в 2024 году, структура и финансовое обеспечение государственной программы.

Установлен Порядок определения объема и условия предоставления областным государственным бюджетным и автономным учреждениям субсидий на иные цели на приобретение реабилитационного оборудования для оснащения областных государственных учреждений социальной защиты населения, осуществляющих мероприятия по реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов.

Определены: перечень необходимых документов для получения средств, формула расчета размера целевой субсидии, основания для отказа в ее предоставлении, для внесения изменений в перечень получателей и объем целевых субсидий; отчетность, условия возврата средств.

Предоставление целевых субсидий осуществляется на основании соглашения между учреждением и Министерством социальных отношений области.

Результатом предоставления целевой субсидии является приобретение не менее одной единицы реабилитационного оборудования для осуществления мероприятий по реабилитации инвалидов, в том числе детей-инвалидов. Показателем - количество приобретенного за счет целевой субсидии реабилитационного оборудования.

Целевые субсидии не могут быть использованы на иные цели.

Не использованный в текущем финансовом году остаток целевой субсидии подлежит перечислению в областной бюджет. Указанный остаток средств может использоваться учреждением в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении его на те же цели.

Обязательная проверка соблюдения условий, целей и порядка предоставления целевых субсидий учреждениям осуществляется Министерством и Главным контрольным управлением области.

Разработана Методика распределения иных межбюджетных трансфертов местным бюджетам на приобретение технических средств реабилитации для пунктов проката в муниципальных учреждениях социальной защиты населения и правила их предоставления.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам муниципальных образований из областного бюджета при наличии на их территории пунктов проката технических средств, а также потребности в их приобретении для пунктов проката на базе комплексных центров социального обслуживания населения.

Определены: формула расчета размера иного межбюджетного трансферта, требования к содержанию соглашения о предоставлении средств, виды отчетности, условия возврата иного межбюджетного трансферта.

Иные межбюджетные трансферты носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Не использованный остаток иных межбюджетных трансфертов, предоставляемых местным бюджетам муниципальных образований, подлежит возврату в областной бюджет.

Министерство социальных отношений Челябинской области осуществляет контроль за целевым использованием иных межбюджетных трансфертов.

Утвержден Порядок предоставления и распределения субсидий местным бюджетам с целью повышения уровня доступности муниципальных учреждений физической культуры и спорта для инвалидов и других маломобильных групп населения.

Установлены направления расходования субсидии, в частности: оснащение приспособлениями входных групп, лестниц, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг; оборудование помещений и санитарно-гигиенических комнат поручнями, приобретение и установка пандусов, подъемников, оснащение тактильными плитками, рельефными указателями, звуковыми информаторами, обозначениями по системе Брайля; проведение иных работ, установка информационных табло для глухих и слабослышащих, видеотерминалов, индукционных систем, информационных дисплеев, видеогидов, видеотелефонов и иных приспособлений и технических средств.

Определены: критерии отбора муниципальных образований, перечень необходимых документов, формула расчета размера субсидии, срок и порядок заключения соглашения.

Результатом использования субсидий местным бюджетам является количество зданий, адаптированных для доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, в учреждении физической культуры и спорта муниципального образования, которому выделена указанная субсидия.

Не использованные средства субсидий местным бюджетам подлежат возврату в доход областного бюджета.

Контроль за целевым использованием субсидии местным бюджетам и соблюдением муниципальными образованиями условий их предоставления осуществляется Министерством по физической культуре и спорту области и Главным контрольным управлением области.

Признано утратившим силу постановление Правительства Челябинской области от 17.12.2020 N 688-П "О государственной программе Челябинской области "Доступная среда" с внесенными изменениями.

ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО

Конкурс проводится в целях развития профессионального мастерства и творческой деятельности педагогических работников системы дошкольного образования, поддержки новых технологий в организации образовательного процесса, создания условий для распространения инновационного опыта педагогических работников, возможностей для самореализации и раскрытия творческого потенциала.

Основными задачами конкурса являются: выявление и поддержка инновационных методов, средств и технологий дошкольного образования; повышение престижа труда и выявление талантливых педагогических работников системы дошкольного образования, их поддержка и поощрение; распространение лучших образцов профессионального опыта педагогических работников.

Организаторами конкурса выступают Министерство образования и науки области, Челябинская областная организация Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации.

Участниками конкурса являются победители муниципальных конкурсов педагогов в системе дошкольного образования - педагогические работники муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы дошкольного образования, со стажем педагогической работы не менее трех лет, являющиеся гражданами Российской Федерации.

Определены: основные функции организаторов, организационного комитета и жюри конкурса, условия и порядок его проведения, перечень документов и конкурсных материалов, этапы проведения конкурса.

Жюри конкурса определяет абсолютного победителя по наибольшему количеству набранных баллов. Остальные участники финального (очного) этапа (четыре человека) становятся победителями.

Все участники награждаются грамотами Министерства. Абсолютный победитель награждается дипломом и премией в размере 260 тыс. рублей, победители конкурса - дипломами и премией в размере 80 тыс. рублей, лауреаты - премией в размере 35 тыс. рублей.

Кандидатура абсолютного победителя с его согласия выдвигается Министерством для участия во Всероссийском профессиональном конкурсе "Воспитатель года России".

Результаты конкурса размещаются на официальном сайте Министерства в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и в средствах массовой информации.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Ежемесячная надбавка работникам может быть увеличена или уменьшена при переводе на другую работу, а также при изменении сложности или напряженности работы, объема должностных обязанностей.

Увеличены размеры окладов: работников, осуществляющих техническое обеспечение деятельности органов местного самоуправления; работников, занятых обслуживанием деятельности органов местного самоуправления города.

Конкретные размеры ежемесячной надбавки за особые условия муниципальной службы могут быть увеличены или уменьшены при переводе на другую должность муниципальной службы, а также при изменении степени сложности или напряженности работы, объема должностных обязанностей.

Увеличены размеры: должностных окладов муниципальных служащих органов местного самоуправления города, ежемесячной надбавки за классный чин муниципальных служащих органов местного самоуправления города.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Внесены изменения в Порядок предоставления единовременной выплаты медицинским работникам.

Единовременная выплата установлена в размере 500 тыс. рублей для медицинских работников, принятых на должности фельдшера, заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера, акушерки или медицинской сестры фельдшерско-акушерского пункта, заведующего фельдшерским пунктом - фельдшера, медицинской сестры фельдшерского пункта, фельдшера или медицинской сестры скорой медицинской помощи, медицинской сестры участковой врачебной амбулатории, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача) центра общей врачебной практики (семейной медицины) в структурные подразделения государственных медицинских организаций области, расположенные в сельских населенных пунктах, либо в поселках городского типа (рабочих поселках), либо городах с населением до 50 тысяч человек.

Единовременная выплата установлена в размере 1 млн рублей для медицинских работников, принятых на должности фельдшера фельдшерско-акушерского пункта, заведующего фельдшерско-акушерским пунктом - фельдшера, заведующего фельдшерским пунктом - фельдшера в структурные подразделения государственных медицинских организаций области, расположенные в сельских населенных пунктах, либо в поселках городского типа (рабочих поселках), либо городах с населением до 50 тысяч человек, находящихся на удаленных и труднодоступных территориях области, в которых более трех лет на день принятия такого медицинского работника отсутствует медицинский работник, замещающий указанную должность на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. Перечень удаленных и труднодоступных территорий утверждается Правительством области.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Уточнены основные характеристики бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования Челябинской области на 2024 год.

Увеличен: прогнозируемый общий объем доходов бюджета Фонда до 70411194,5 тыс. рублей, в том числе за счет межбюджетных трансфертов, получаемых из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, до 70408212,7 тыс. рублей; общий объем расходов бюджета Фонда - до 71902499,8 тыс. рублей; дефицит бюджета Фонда - до 1491305,3 тыс. рублей.

Кроме того, увеличен объем средств нормированного страхового запаса Фонда на 2024 год до 6710424,5 тыс. рублей, в том числе направляемых на оплату стоимости медицинской помощи, оказанной медицинскими организациями на территории Челябинской области лицам, застрахованным на территориях других субъектов Российской Федерации, до 867366,3 тыс. рублей, на финансовое обеспечение мероприятий по организации дополнительного профессионального образования медицинских работников по программам повышения квалификации, а также по приобретению и проведению ремонта медицинского оборудования - до 32354,4 тыс. рублей.

Установлено, что средства нормированного страхового запаса Фонда в размере 162868,0 тыс. рублей направляются на софинансирование расходов медицинских организаций государственной системы здравоохранения, оказывающих медицинскую помощь в соответствии с территориальной программой обязательного медицинского страхования, на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала.

Отдельные приложения документа изложены в новой редакции, в частности: распределение бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям, группам и подгруппам видов расходов классификации расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; межбюджетные трансферты, получаемые из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; межбюджетные трансферты, предоставляемые другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации; источники внутреннего финансирования дефицита бюджета Фонда.

Уменьшен верхний предел областного государственного внутреннего долга: на 1 января 2025 года до 106908490,8 тыс. рублей, на 1 января 2026 года до 158230384,3 тыс. рублей, на 1 января 2027 года до 158282796,7 тыс. рублей.

Увеличен общий объем межбюджетных трансфертов, предоставляемых другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации из областного бюджета на 2025 год до 122604377,7 тыс. рублей, в том числе местным бюджетам на 2025 год - до 111890389,6 тыс. рублей, из них общий объем субсидий на 2025 год - до 29316392,2 тыс. рублей.

Скорректированы: распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Челябинской области и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам и подразделам классификации расходов бюджетов; ведомственная структура расходов областного бюджета.

Изложены в новой редакции: источники внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2024 год; распределение субсидий местным бюджетам на разработку проектной документации на рекультивацию земельных участков, нарушенных размещением твердых коммунальных отходов, и ликвидацию объектов накопленного экологического вреда на 2024 и 2025 годы.

Иные межбюджетные трансферты предоставляются местным бюджетам из областного бюджета на выплаты денежного вознаграждения победителям областных конкурсов среди муниципальных учреждений культуры на присвоение званий "Лучшая библиотека года", "Лучший библиотекарь года", "Лучший библиотечный проект года".

По результатам проведения конкурсов органы местного самоуправления муниципальных образований области направляют в Министерство культуры области заявку на перечисление иных межбюджетных трансфертов, содержащую информацию о количестве муниципальных общедоступных библиотек области и их работников, являющихся победителями конкурсов.

Иные межбюджетные трансферты носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.

Органы местного самоуправления не позднее 15 января 2025 года представляют в Министерство отчет об использовании иных межбюджетных трансфертов.

Не использованный по состоянию на 1 января 2025 года остаток иных межбюджетных трансфертов подлежит возврату в областной бюджет.

Министерство осуществляет контроль за целевым использованием иных межбюджетных трансфертов.

Целевые субсидии предоставляются областным государственным бюджетным учреждениям, реализующим дополнительные образовательные программы, функции и полномочия учредителя в отношении которых осуществляются Министерством образования и науки области, на проведение мероприятий по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, их материально-техническое оснащение, приобретение наглядных средств обучения, товаров (работ и услуг), изготовление подарочной и сувенирной продукции.

Определены: требования к получателям субсидии, перечень необходимых документов, основания для отказа в предоставлении целевой субсидии, внесения изменений в перечень получателей и объем целевых субсидий, формула расчета ее размера, виды отчетности, условия возврата средств.

Целевые субсидии не могут быть использованы на иные цели.

Результатом предоставления целевой субсидии является проведение не менее 43 мероприятий, показателями - количество проведенных мероприятий, детей и педагогов, принявших участие в мероприятиях.

Министерство и Главное контрольное управление области проводят обязательную проверку соблюдения целей и условий предоставления целевых субсидий.

Не использованные учреждением в текущем финансовом году остатки целевой субсидии подлежат возврату в областной бюджет.