Новое в законодательстве Челябинской области

30 января 2024 года

Обзор подготовлен специалистами ООО "КонсультантПлюсРегион", производителя регионального выпуска системы КонсультантПлюс

АНТИКРИЗИСНЫЕ МЕРЫ

Внесены изменения в налоговые льготы. От уплаты налога освобождаются организации, включенные в реестр социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, с 1 января 2025 года по 31 декабря 2026 года включительно от уплаты налога освобождаются сельскохозяйственные организации, которым предоставлены государственные гарантии Челябинской области до 2025 года, на срок действия указанных гарантий.

КОНСТИТУЦИОННЫЙ СТРОЙ

Из перечня населенных пунктов, входящих в состав Томинского сельского поселения (Томинский сельсовет), исключена деревня Томино.

Скорректированы схемы границ Сосновского муниципального района и Томинского сельского поселения.

Установлено, что Правительством области определяется порядок применения обязательных требований к осуществлению предпринимательской и иной экономической деятельности, оценка соблюдения которых проводится в рамках государственного контроля (надзора), привлечения к административной ответственности, предоставления лицензий и иных разрешений, аккредитации, оценки соответствия продукции, иных форм оценок и экспертиз, содержащихся в нормативных правовых актах области, в том числе оценки фактического воздействия указанных нормативных правовых актов области, с учетом принципов установления и оценки применения указанных обязательных требований, определенных Федеральным законом от 31.07.2020 N 247-ФЗ.

Из перечня населенных пунктов, входящих в состав Томинского сельского поселения (Томинский сельсовет), исключена деревня Томино.

Уточнен перечень вопросов местного значения. К ним отнесены, в частности: участие в реализации молодежной политики, разработка и реализация мер по обеспечению и защите прав и законных интересов молодежи, разработка и реализация муниципальных программ по основным направлениям реализации молодежной политики, организация и осуществление мониторинга реализации молодежной политики в городе; осуществление выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организация ликвидации такого вреда применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности городского округа.

Из перечня вопросов местного значения города исключено создание, развитие и обеспечение охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов местного значения на территории города.

Установлено, что депутат, глава города освобождаются от ответственности за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и за неисполнение установленных обязанностей в целях противодействия коррупции в случае, если несоблюдение таких ограничений, запретов и требований, а также неисполнение таких обязанностей признается следствием независящих от указанных лиц обстоятельств.

Скорректированы полномочия администрации города. К ним дополнительно отнесены осуществление выявления объектов накопленного вреда окружающей среде и организация их ликвидации применительно к территориям, расположенным в границах земельных участков, находящихся в собственности городского округа.

Определены полномочия органов местного самоуправления города в сфере международных и внешнеэкономических связей для решения вопросов местного значения по согласованию с органами государственной власти области.

Органы местного самоуправления осуществляют: проведение встреч, консультаций и иных мероприятий с представителями государственно-территориальных, административно-территориальных и муниципальных образований иностранных государств; заключение соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления города с органами местного самоуправления иностранных государств, участие в деятельности международных организаций, разработке и реализации проектов международных программ межмуниципального сотрудничества.

Разработан порядок заключения, регистрации и подписания соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления города.

Глава города ежегодно информирует уполномоченный орган государственной власти области об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления города и о результатах осуществления таких связей в предыдущем году, а также направляет перечень соглашений об осуществлении международных и внешнеэкономических связей органов местного самоуправления города, включая в него соглашения, заключенные и утратившие силу в предыдущем году.

ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Внесены изменения в административный регламент предоставления муниципальной услуги "Постановка на учет и направление детей в образовательные учреждения, реализующие образовательные программы дошкольного образования".

К категориям лиц, имеющих право на внеочередной прием в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по образовательным программам дошкольного образования, дополнительно отнесены: дети военнослужащих и дети граждан, пребывавших в добровольческих формированиях, сотрудников войск национальной гвардии Российской Федерации, погибших (умерших) при выполнении задач в специальной военной операции либо позднее указанного периода, но вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) или заболевания, полученных при выполнении задач в ходе проведения специальной военной операции, а также дети военнослужащих и дети граждан, пребывающих в добровольческих формированиях, в том числе усыновленные (удочеренные) или находящиеся под опекой или попечительством, включая приемную либо патронатную семью.

Необходимыми документами для получения указанной льготы являются: свидетельство о рождении ребенка, паспорт (иной документ, удостоверяющий личность) родителя (законного представителя) ребенка, документ, подтверждающий статус родителя.

ТРУД И ЗАНЯТОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ

Депутату Законодательного Собрания области возмещаются за счет средств областного бюджета расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, понесенные им в текущем финансовом году, в размере 17 тыс. рублей в месяц.

Сумма денежных средств рассчитывается нарастающим итогом с начала текущего финансового года пропорционально периоду фактического осуществления депутатской деятельности за минусом суммы ранее возмещенных расходов в текущем финансовом году.

Установлены виды расходов, возмещаемых депутату, в частности: на аренду и содержание нежилого помещения; на проживание в гостинице вне постоянного места жительства депутата в связи с его участием в заседаниях, работе комитетов, депутатских слушаниях; проезд на всех видах транспорта общего пользования, аренду автомобиля, приобретение топлива для личного, арендованного или предоставленного в безвозмездное пользование автомобиля; расходы, связанные с размещением информации о деятельности депутата, приобретением канцелярских товаров, картриджей, тонеров, изготовлением полиграфической продукции.

Определены: перечень необходимых документов для возмещения расходов, порядок подачи отчетности, основания для отказа в возмещении расходов, перечень представительских расходов, процедура списания затрат на них.

Сумма представленных к возмещению расходов, превышающая на конец финансового года сумму компенсации, не выплачивается и не переносится на следующий финансовый год.

К представительским относятся расходы на проведение официального приема для представителей государственных органов, органов местного самоуправления, организаций и должностных лиц Законодательного Собрания, на транспортное, буфетное обслуживание, проведение мероприятий культурной программы, приобретение сувениров, ценных подарков, оплату услуг переводчиков, иные расходы на организацию и проведение заседаний, совещаний, встреч, расходы на приобретение цветов, вручаемых от имени Законодательного Собрания.

Приведены формы: финансового отчета депутата о фактически произведенных расходах, связанных с осуществлением депутатской деятельности; ведомости на возмещение фактически произведенных расходов депутатов.

Признано утратившим силу постановление Законодательного Собрания Челябинской области от 28.02.2006 N 34 "Об утверждении Положения об обеспечении материально-финансовых условий для осуществления полномочий депутатов Законодательного Собрания Челябинской области" с внесенными изменениями.

Внесены изменения в постановление Правительства Челябинской области "О Положении об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству дорожного хозяйства и транспорта Челябинской области, и признании утратившими силу постановлений Правительства Челябинской области от 24.08.2016 г. N 455-П и от 26.04.2017 г. N 208-П".

Увеличены размеры должностных окладов служащих первого - четвертого уровней, рабочих первого - второго уровней, медицинских и фармацевтических работников, служащих по должностям, не включенным в профессиональные квалификационные группы должностей, специалиста по охране труда.

Внесены изменения в постановление Правительства Челябинской области "О Положении об оплате труда работников областных государственных учреждений, подведомственных Министерству по физической культуре и спорту Челябинской области".

Увеличены размеры окладов: по общеотраслевым профессиям рабочих первого - второго уровней, служащих первого - четвертого уровней, работников физической культуры и спорта, медицинских и фармацевтических работников, работников, профессиональная деятельность которых включает проведение тренировочных мероприятий и руководство соревновательной деятельностью, инструкторско-методическую деятельность в области физической культуры и спорта, подготовку и участие в спортивных соревнованиях по определенным видам спорта, спортивным дисциплинам; работников сельского хозяйства, искусства и кинематографии; специалиста по закупкам, работника контрактной службы, контрактного управляющего, работников, профессиональная деятельность которых включает управление деятельностью и развитием физкультурно-спортивной организации; служащих по должностям, не включенным в профессиональные квалификационные группы должностей; работников, профессиональная деятельность которых связана со спортивной подготовкой и физическим воспитанием детей и взрослых.

Изложен в новой редакции персональный повышающий коэффициент Заслуженного мастера спорта России по должностям спортсмена, спортсмена-ведущего, спортсмена-инструктора.

Внесены изменения в постановление Правительства Челябинской области "Об оплате труда работников государственных учреждений, подведомственных Главному управлению по труду и занятости населения Челябинской области".

Увеличены размеры должностных окладов служащих первого - четвертого уровней, рабочих первого и второго уровней.

СОЦИАЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ И СОЦИАЛЬНОЕ СТРАХОВАНИЕ

Предоставление специальной социальной выплаты осуществляется отдельным категориям медицинских работников областных государственных медицинских организаций, оказывающих не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение граждан, а также паллиативную медицинскую помощь взрослым в составе отделений выездной патронажной паллиативной медицинской помощи.

Определены категории медицинских работников, имеющих право на получение специальной социальной выплаты.

Специальная социальная выплата предоставляется ежемесячно медицинским работникам, в том числе находящимся в отпуске по уходу за ребенком и работающим на условиях неполного рабочего времени.

Предоставление специальной социальной выплаты прекращается в случае увольнения медицинского работника с должности.

Указанные нормы действуют по 31 декабря 2024 года включительно.

ФИНАНСЫ. НАЛОГИ

Дополнительными основаниями для внесения изменений в показатели сводной бюджетной росписи областного бюджета являются: получение расходных расписаний получателей средств федерального бюджета, предусматривающих увеличение или уменьшение общего объема межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых областному бюджету из федерального бюджета; заключение соглашений с федеральными органами государственной власти о предоставлении межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, областному бюджету из федерального бюджета, а также дополнительных соглашений о внесении изменений в такие соглашения, предусматривающих увеличение или уменьшение общего объема межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, предоставляемых областному бюджету из федерального бюджета.

Уменьшен верхний предел областного государственного внутреннего долга: на 1 января 2025 года - до 106932194,9 тыс. рублей, на 1 января 2026 года - до 158254088,4 тыс. рублей, на 1 января 2027 года - до 158306500,8 тыс. рублей.

Отдельные приложения документа изложены в новой редакции, в частности: доходы областного бюджета, ведомственная структура расходов областного бюджета, распределение бюджетных ассигнований по целевым статьям (государственным программам Челябинской области и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам и подразделам классификации расходов бюджетов; распределение бюджетных ассигнований по разделам и подразделам классификации расходов бюджетов, источники внутреннего финансирования дефицита областного бюджета на 2024 год.

Скорректированы объемы бюджетных ассигнований, направляемых на государственную поддержку семьи и детей, в том числе на развитие социальной инфраструктуры для детей.

Целевые субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета на сохранение природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях в рамках реализации комплекса процессных мероприятий "Охрана объектов растительного и животного мира и среды их обитания".

Определены: перечень необходимых документов, основания для отказа в предоставлении субсидий, изменения их перечня и объема; формула расчета размера субсидии, требования к получателям средств, виды отчетности, условия возврата субсидии.

Результатом предоставления целевых субсидий является проведение мероприятий по сохранению природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях.

Показателем - количество особо охраняемых природных территорий, на территориях которых проведены мероприятия по сохранению природных комплексов и объектов.

Целевые субсидии не могут быть использованы на иные цели.

Не использованный в 2024 году остаток средств целевой субсидии подлежит перечислению в областной бюджет. Указанный остаток средств может использоваться учреждением в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении его на те же цели в соответствии с решением Министерства экологии области.

Министерство экологии области и Главное контрольное управление области осуществляют обязательную проверку соблюдения целей и условий предоставления целевых субсидий учреждению.

Целевые субсидии предоставляются за счет средств областного бюджета в целях приобретения учреждениями основных средств для реализации комплекса процессных мероприятий "Обеспечение выполнения государственных функций в сфере охраны окружающей среды, включая обеспечение предоставления государственных услуг и контрольно-надзорных функций".

Определены: перечень необходимых документов, основания для отказа в предоставлении субсидий, изменения их перечня и объема, формула расчета размера субсидии, требования к получателям средств, виды отчетности, условия возврата субсидии.

Результатом предоставления целевой субсидии является приобретение основных средств. Показателем - количество приобретенных единиц основных средств.

Целевые субсидии не могут быть использованы на иные цели.

Не использованный в 2024 году остаток средств целевой субсидии подлежит перечислению в областной бюджет. Указанный остаток средств может использоваться учреждением в очередном финансовом году при наличии потребности в направлении его на те же цели в соответствии с решением Министерства экологии области.

Министерство экологии области и Главное контрольное управление области осуществляют обязательную проверку соблюдения целей и условий предоставления целевых субсидий учреждению.

Грант предоставляется в рамках реализации государственной программы "Развитие информационного общества в Челябинской области" на финансирование расходов по проведению капитального ремонта зданий (помещений) и сооружений и оснащению материально-технической базой для открытия Центра.

Определены: направления расходования субсидии, требования к получателям средств, перечень необходимых документов, основания для отказа в предоставлении гранта, виды отчетности, условия возврата гранта.

Размер гранта определяется исходя из потребности организации в средствах, указанных в заявке, но не более суммы, предусмотренной в областном бюджете на 2024 год.

Результатом предоставления гранта является открытие центра по подготовке высококвалифицированных кадров в сфере информационных технологий с использованием средств областного бюджета. Характеристиками - количество мест, созданных для обучающихся центра, оснащенных средствами обучения, а также оборудованием и инвентарем, численность участников, принятых на отборочный интенсив на базе центра, численность участников, принятых на основное обучение в центре.

Остатки средств гранта, не использованные в 2024 году, подлежат возврату в областной бюджет.

Министерство образования и науки области осуществляет проверки соблюдения организациями порядка и условий предоставления гранта, в том числе в части достижения результата. Органы государственного финансового контроля осуществляют проверки в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.

Финансирование спортивных мероприятий осуществляется на основании принципа консолидации средств областного бюджета, бюджетов муниципальных образований и внебюджетных источников.

Основанием для направления участников на спортивные мероприятия являются календарный план официальных физкультурных и спортивных мероприятий и (или) положение о проведении спортивных мероприятий. Средства областного бюджета выделяются на проведение спортивных мероприятий, включенных в календарь, и (или) участие в них.

При проведении и по итогам спортивных мероприятий проводится награждение, в том числе за вклад в развитие физической культуры и спорта в Челябинской области, подготовку спортсменов высокого класса, развитие спорта высших достижений. Основной фонд награждения формирует организация, проводящая мероприятие, из собственных и привлеченных средств.

Определены: нормы расходов средств на проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, включенных в календарь; компенсационные выплаты, нормы расходов при направлении участников на спортивные мероприятия за пределы Российской Федерации и порядок их возмещения, порядок финансирования спортивных мероприятий, особенности расходования средств на спортивные мероприятия, проводимые областными бюджетными и областными автономными учреждениями.

Затраты на материальное обеспечение участников спортивных мероприятий, проводимых в соответствии с нормами расходов, в состав командировочных расходов не включаются.

Размер оплаты питания в пути составляет 300 рублей в сутки при проведении спортивных мероприятий с выездом продолжительностью более одних суток.

Приведены: нормы расходов средств на проведение официальных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, классификация учебно-тренировочных мероприятий для лиц, в отношении которых требования федеральных стандартов спортивной подготовки по видам спорта не применяются; форма направления на физкультурное или спортивное мероприятие и проч.

Перечень и коды целевых статей расходов областного бюджета дополнены следующими позициями: "Капитальные вложения в объекты государственной собственности Челябинской области", "Капитальные вложения в объекты государственной собственности Челябинской области за счет средств областного бюджета", "Осуществление медицинской деятельности, связанной с донорством органов человека в целях трансплантации (пересадки)", "Проведение видеомониторинга пожарной опасности в лесах", "Капитальные вложения в объекты прочего назначения".

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Принятие решения о комплексном развитии территории в отношении двух или более несмежных территорий осуществляется при условии, что несмежные территории расположены в границах одного элемента планировочной структуры, решение позволит обеспечить сбалансированное и устойчивое развитие населенного пункта путем выравнивания на указанных несмежных территориях плотности и параметров застройки территории, создать на указанных территориях условия для развития транспортной, социальной, инженерной инфраструктур, повышения территориальной доступности объектов указанных инфраструктур для населения.